или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Политология |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 37 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 03.02.2014 |
Количество просмотров: | 628 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Формы государственного устройства 6
1.2 Форма государственного устройства в Республики Беларусь 8
2 АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛЕРАСЬ 10
2.1 Принципы и понятие административно-территориального устройства Республики Беларусь 10
2.2 Виды и характеристика административно-территориальных единиц Республики Беларусь 12
2.3 Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства 15
3 Политическое устройство Республики Беларусь 19
3.1 Политический (государственный) режим понятие и признаки 19
3.2 Политический режим Республики Беларусь 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
(фрагменты работы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы по теме «Политико-территориальное устройство Республики Беларусь» было осуществление анализа политико-территориального устройства Республики Беларусь. Проведя анализ политико-территориального устройства Республики Беларусь делаем вывод, что политико-территориальное устройство государства можно определить как определенный порядок (способ) деления его территории на составные части, их правовой статус и характер взаимоотношений между центральной властью государства и властями его различных территориальных составляющих, а также между властями самих этих территориальных частей государства.
Таким образом, институт политико-территориального устройства включает следующую группу правовых субинститутов:
1) Нормы, закрепляющие конкретную форму территориально-политического устройства, то есть федерацию, унитарное государство либо автономные единицы.
2) Нормы, закрепляющие вопросы компетенции структурных частей государства.
3) Нормы, закрепляющие определение государственной территории, государственно-правового пространства.
4) Нормы, закрепляющие взаимоотношения центральной власти и зависимых территорий, которые прямо не входят в состав государства, но связаны с ним определенными правовыми узами.
Конституция Республики Беларусь подчеркивают неделимый характер государства и запрещают какие-либо покушения на его целостность. К примеру, в соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь, ее территория едина и неотчуждаема. Подобные нормы также следует отнести к институту политико-территориального устройства.
Существует две основные формы политико-территориального устройства государства: федеративное государство (федерация) и унитарное государство. В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Беларусь, наше государство является унитарным.
Термин «унитарное» происходит от латинского слова (unitas) («единство»), в переводе это означает единое, слитное государство. Таким образом, унитарное государство – это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают [23, с. 79].
Главное отличие между федерацией и унитарным государством состоит в том, что последнее непосредственно делится на административные единицы, а территория первой подразделяется непосредственно на территории государственно-подобных образований – субъектов федерации (республики, края, области – в Российской Федерации; земли - в ФРГ, штаты – в США и т.д.), а они уже, в свою очередь, могут делиться на местные (административные) единицы. Отсюда вытекает еще несколько отличий федерации от унитарного государства.
В унитарных государствах действует единая конституция, которая носит общенациональный характер, то есть распространяется на всю территорию страны. В федеративных же государствах, наряду с федеральной конституцией, основные законы имеют и субъекты федерации.
В унитарном государстве, как правило, действует единая правовая система и система законодательства, обязательная для всех граждан на территории данной страны. В федеративных государствах существует двухуровневая система законодательства и права: наряду с федеральными законами в каждом субъекте федерации действуют свои законы.
В унитарных государствах органы государственной власти включают только общенациональные парламент, правительство, главу государства, суды (исключение составляют единицы политической автономии, имеющие собственные органы власти). В федеративных же государствах каждый субъект федерации обладает системой органов государственной власти, аналогичной системе федеральных органов.
В унитарных государствах только общенациональное гражданство, в то время как в федеративных, наряду с федеральным гражданством, имеется, как правило, гражданство субъектов федерации.
Составные части унитарного государства (области, районы, округа) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и атрибутов государственности.
В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. В Республике Беларусь главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент; непосредственное руководство осуществляет Министерство Обороны.
Таким образом, названные признаки унитарного государства в полной мере соответствуют политико-территориальному устройству Республики Беларусь, какая таковым и является.
Следует отметить и еще одно обстоятельство, имеющее отношение к унитарному государству. Речь идет о том, что входящие в его состав территориальные единицы могут отличаться своим статусом. В зависимости от этого различают: децентрализованные, относительно централизованные и централизованные унитарные государства. В децентрализованных государствах существует конституционно-правовое разделение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Иными словами, в таких государствах все территориальные единицы от общинного до областного уровня являются самоуправляемыми. Относительно централизованные государства предполагают наличие местного самоуправления на общинном (первичном) уровне и иногда на районном (втором) уровне. Территориальные же единицы высшего звена (к примеру, области) управляются из центра. Вместе с тем, в мире можно встретить и сверхцентрализованные государства, в которых произошел военный (государственный) переворот и установлен диктаторский режим. Местную администрацию в таких случаях заменяют военные лица, назначаемые вышестоящими военными властями.
Что касается Республики Беларусь, то статус составляющих ее административно-территориальных единиц имеет определенные особенности. Дело в том, что во всех из них, начиная от сельского Совета и заканчивая областным уровнем, имеются как выборные органы власти (Советы депутатов – органы местного самоуправления), так и органы назначаемые (исполнительно-распорядительные органы – органы местного управления, то есть – исполнительные комитеты и местные администрации). С учетом сказанного, Республику Беларусь можно, пожалуй, отнести в разряд относительно централизованных унитарных государств. Компетенция местных органов власти в Республике Беларусь определяется Конституцией, Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Проведя исследования на тему «Политико-территориальное устройство Республики Беларусь» хочется отметить, что Республика Беларусь − унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.
Похожие работы
Работы автора