Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что основным демократическим конституционно-правовым принципом является принцип народовластия. Именно в нем проявляется прежде всего сущность демократии. Референдум, как важнейший институт демократии, является формой свободного волеизъявления и способом обеспечения народного суверенитета, через который народ управляет государством.
В современных условиях, когда наиболее важные вопросы государственного и общественного устройства решаются народным голосованием, исследование проблем института референдума приобретает особую актуальность. В первую очередь, это обусловлено потребностями общества в нормативно-правовых ценностях.
В практике правоприменения в Российской Федерации институт референдума получает свое развитие и реализуется в различных сферах жизни государства и общества. Данный институт является одним из самых «молодых» в отечественной государственно-правовой науке, и его развитие происходит весьма активно. За сравнительно короткое время, в течение которого референдум используется на практике как одна из форм реализации народовластия, в стране накоплен значительный опыт нормативного регулирования вопросов его организации и проведения.
Особенность этого государственно-правового института состоит в том, что на первом этапе его развития теория преобладала над практикой, а на современном этапе практика обгоняет теорию. При этом выхолащивается смысл референдума как властного веления народа, принижается его значение. В результате этого теряется смысл референдума как властного веления народа, принижается его значение как решения высшей юридической силы, ограничивается самостоятельное участие граждан в подготовке решений референдума путём народной инициативы. Результатом такого отношения к этому важнейшему институту народовластия является высокий абсентеизм граждан, их равнодушие к участию в референдумах.
Современный этап развития института референдума в России отличается от предыдущих двумя обстоятельствами. Первое: новая Конституция РФ впервые прямо закрепила право граждан на участие в референдуме. Эта новелла требует теоретического осмысления, необходимо выявить и обосновать конкретные правомочия граждан, вытекающие из этой конституционной нормы, найти им адекватное правовое решение. Второе новое явление – это смещение института референдума на региональный и местный уровень.
Положительно оценивая это событие, необходимо найти разумный правовой баланс между региональным и местным правотворчеством и соблюдением принципа равноправия граждан. При этом необходимо учесть, что большинство полномочий в сфере нормативно-правового регулирования этих отношений на региональном и местном уровне сосредоточено, в соответствии с современным подходом к организации федеративных отношений и местного самоуправления, закреплённым действующей Конституцией Российской Федерации, в руках представительных органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
Подробный анализ содержания отечественных нормативно-правовых актов, регулирующих институт референдума, особенно в сравнении с зарубежным законодательством, показывает несовершенство некоторых положений отечественного законодательства, выявляет недоработки и коллизии в отношении предмета проведения референдума, механизма исполнения его решений, ответственности за их неисполнение и др.
Развитие Российской Федерации по пути демократии и прогресса настоятельно диктует не только практическое применение различных форм непосредственной демократии, но и соответствующей их научной разработки.
Как показывает анализ юридической литературы, проблема осуществления народом прямого правления была предметом внимания российских правоведов ещё до революции 1917 г. Среди этих учёных прежде всего необходимо назвать имя К.М. Тахтарева, посвятившего исследованию этого вопроса отдельную работу. В числе прочих к рассмотрению вопроса народовластия обращались А.И. Васильчиков, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин и др.
В то же время, необходимо особо отметить классические работы Г. Еллинека, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Г.В. Шершеневича, А.С. Ященко, которые внесли существенный вклад в развитие российской юридической науки.
Наибольшее развитие исследование института референдума приобрело в послереволюционный период. Большое значение в теоретическом обосновании этого института в советский период сыграли работы Н.Е. Андрианова, Г.В. Барабашева, В.Т. Кабышева, В.Ф. Котока, А.Г. Мурашина, С.В. Полениной, Р.А. Сафарова, В.Н. Суворова, М.В. Цвика, Д.Ю. Шапсугова, К.Ф. Шеремета.
На сегодняшний день доктриной конституционного права так и не выработан единый подход к изучению института референдума. Учитывая огромное значение института референдума можно с уверенностью заявить, что проблемам референдума в российской юридической литературе сегодня уделяется недостаточно внимания. Первая специальная монография была издана в 1995 году. Затем появились еще несколько исследований. Количество же диссертационных исследований, посвященных непосредственно теме референдума довольно невелико.
После принятия действующей Конституции Российской Федерации, изменившей подходы к народовластию, свои работы непосредственной демократии посвятили А.А. Аванесян, Л.И. Волова, Б.С. Гадоев, Р.Ю. Горлачев, Т.В. Калитанова, В.В. Комарова, С. А. Кондратьев, С.М. Кременецкий, Ю.А. Кудрявцев, М.М. Курячая, В.Н. Мамичев, В.В. Пылин, В.Н. Руденко, Г.В. Синцов, Д.Ю. Устинов, И.А. Филиппова, Д.В. Шомникова и другие.
Формы непосредственной демократии на местном уровне и их специфические особенности исследовали в своих работах А.Н. Нифанов, Л.А. Нудненко, В.В. Пылин, Д.Д. Рагулин, М.С. Семенова, О.В. Чернова.
В настоящем исследовании работе мы опираемся на труды отечественных правоведов: М.В. Баглая, В.Т. Батычко, В.В. Гошуляка, Н.А. Живодровой, В.В. Комаровой, М.М. Курячей, В. Маклакова, А.А. Мишина, Д.Б. Останкова, В.Н. Руденко, Г.В. Синцова, Б.А. Страшуна, Е. Чиркина и ряда других ученых.
Главной целью настоящего исследования являются обоснование теоретических положений и выводов о правовых аспектах организации и порядка проведения референдума в условиях современного демократического общества.
Исходя из этих целей, автором были поставлены следующие задачи:
1) определение референдума как института непосредственной демократии;
2) выявление соотношения референдума с другими формами непосредственной демократии;
3) рассмотрение организации и порядка проведения референдума на разных уровнях;
4) анализ законодательного регулирования региональных референдумов на примере Пензенской области.
Научная новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении теоретических, нормативных и практических аспектов института референдума в Российской Федерации на современном этапе. В нем проанализировано историческое развитие института референдума в сопоставлении с зарубежными странами с целью всестороннего выявления его понятия, сущности и правовых аспектов организации и порядка проведения.
Предметом настоящего исследования является изучение содержания и условий реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие в референдуме.
Объектом исследования стали положения действующего отечественного законодательства.
Курсовая работа логически разделена на две главы.
В первой главе исследуются вопросы, касающиеся истории развития референдума в России, определяются основные проблемы законодательного регулирования референдума, показывается значение референдума Российской Федерации как института непосредственной демократии.
Во второй главе рассматриваются законодательные основы организации и порядка проведения референдума на разных уровнях: федеральном и региональном.
В заключении сделаны общие выводы.