или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Право и юриспруденция, Религия |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 23 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 01.08.2017 |
Количество просмотров: | 644 |
Рейтинг работы: |
Курсовая работа по теме: "Формирование мусульманско-правовой мысли".
В начале седьмого века население Аравии переживало смену эпох. Распадались древние государства, перемещались торговые пути, смешивались старые и новые социальные группы. Родоплеменной строй постепенно сменялся феодальным. Традиционные племенные культы теряли значение под натиском идей монотеистических религий иудаизма и христианства. В этих исторических условиях складывалась новая мировая религия –ислам.
Согласно преданию в 610г. житель Мекки Мухаммед выступил против древнеарабского многобожия с проповедью покорности единому богу. Поначалу он подвергался преследованию со стороны местной знати. В 622г. Мухаммед и его сторонники были вынуждены переселиться из Мекки в Медину, с этого года ведется мусульманское летоисчисление. Проповеди Мухаммеда, рассказавшего о новой религии обещавшей
спасение ее приверженцам, довольно быстро сплотили общину верующих. Через несколько лет Мединская община выросла, стала центром объединения Аравии, своеобразным теократическим государством, превратившись в обширный Арабский халифат. Господствующий в громадном Арабском халифате ислам стал мировой религией. Политическая обстановка в Арабском халифате была нестабильной. Центральная власть была неспособна осуществить централизацию государства. В разных концах арабо-мусульманской империи возникали местные халифаты. Эти перевороты протекали под знамением какого-либо из многочисленных направлений ислама, вскоре после его возникновения он разделился на множество сект и течений. Политические противоречия нашли отражение в политико-правовых учениях и были облечены в религиозную форму.
Целью работы является раскрытие источников мусульманского права и его развитие.
(фрагменты работы)
§1 Формирование и развитие мусульманско-правовой мысли.
Становление и развитие мусульманско-правовой мысли явилось результатом возникновения в начале седьмого века на Аравийском полуострове новой монотеистической религии – ислама, формирование которого неотделимо связано с деятельностью пророка Мухаммеда. Основы вероучения и принципы его отношения к миру установлены в Коране – священной книге мусульман, которой представляет собой запись откровения бога (Аллаха), переданного через пророка, а также в приданиях, содержащих изречения Мухаммеда, в качестве посланника Аллаха или повествующих об его поступках.
Первоначально ислам воспринимался его последователями исключительно как религия. Но со временем под влиянием его статуса, как основы власти, ислам распространился на обширные территории исламского государства, оставаясь религиозным учением, взял на себя также роль универсальной нормативной системы, определяющий весь образ жизни мусульман. К Корану начали обращаться не только в поиске ответов на собственно религиозные, но и мирские вопросы. Возникло общее понятие о шариате, связанное с использованием значения данного термина в Коране как начертанного Аллахом праведного пути, предписанных им обязательных правил. Позднее в мусульманской правовой науке утвердилось общее определение шариата как совокупности обращённых к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка.
Содержание шариата, которое воплощено в Коране и сунне Пророка в образе жизни Мухаммеда, отраженном в хадисах, неодинаково трактуется мусульманскими мыслителями. В соответствии с преобладающей точкой зрения он включает три основные части – религиозную догматику, исламскую этику и так называемые практические нормы. Последние, в свою очередь, делятся на культовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие мирские стороны поведения мусульман.
Нормативный элемент шариата включает две основные разновидности предписаний, отличающихся друг от друга характером их закрепления в Коране и сунне. Одни из них имеющие ясный смысл и однозначно понимаемые положения данных священных источников. К этой группе относятся практически все правила исполнения мусульманами своих религиозных обязанностей, а также небольшое число точных норм, регулирующих мирские взаимоотношения людей (вопросы брака, семьи и наследования).
К другой группе норм шариата относятся те предписания Корана и
сунны, которые отличаются многозначностью либо устанавливают не конкретные правила поведения, а общие ориентиры, принципы.
Главное отличие этих норм шариата в том, что они неодинаково понимаются различными направлениями мусульманской правовой мысли. Толчком к ее формированию стало представление о том, что в шариате надо искать ответы на любые вопросы, с которыми могут столкнуться мусульмане. Отсюда возникла необходимость осмыслить Коран и сунну как источники, которые определяют не только отдельные нормы, но и указывают направления поиска правил поведения по непредусмотренным ими случаям.
Становление мусульманско-правовой мысли шло по нескольким направлениям. Прежде всего, оно включало в себя запись и составление сборников хадисов. Среди них одним из самых авторитетных является «Сахих» имама Аль-Бухари представляющий собой систематизацию семи тысяч приданий по предметному принципу. Выработались способы толкования многозначных положений Корона и сунны, а также приемы рационального формулирования норм в случае молчания этих источников.
Поиск правил поведения на основе рационального толкования многозначных положений предусмотренных Кораном и сунной получил название иджтихада. Его суть в том, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти ответ, который соответствовал бы смыслу шариата.
Существуют две основные группы норм шариата. К первой относится Коран и сунна, которые считаются воплощением божественного откровения и потому считаются священными, вечными и безошибочными. Вторая включает рациональные способы толкования неоднозначных предписаний этих источников.
Отличительной чертой мусульманско-правовой мысли является ее неоднозначность, разнообразие, расхождения между ее течениями. Такая особенность объясняется неодинаковым толкованием Корана и сунны. Плюрализм мусульманско-правовой мысли внешне выразился в том, что в разных районах мусульманского государства возникло несколько школ–толков фикха.
Каждый толк мусульманско-правой доктрины, сформулировал собственную систему конкретных норм.
Похожие работы