или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Московский государственный университет (МГУ) > Юридический факультет |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Право и юриспруденция |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 36 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 29.02.2016 |
Количество просмотров: | 469 |
Рейтинг работы: |
Курсовая работа с. 35 3 главы, источников 26.
Целью исследования является всесторонний анализ статуса судей в Республики Беларусь как гарантии их независимости.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования статуса судей Республики Беларусь как гарантии их независимости.
Предметом исследования выступает нормативно-правовая база, регулирующая правовой статус судей, теоретические труды по данной тематике.
В процессе исследования широко использовался комплекс общенаучных, частных и специальных методов познания: диалектический, исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, методы анализа и синтеза и др. Были проанализированы действующее законодательство Республики Беларусь в сфере судоустройства, научная, учебная и специальная литература.
Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что при изучении нормативно-правой базы, регулирующей статус судей в Республики Беларусь были выявлены ряд законодательных положений, ставящих судебную власть в зависимое положение от исполнительной власти и Президента Республики Беларусь, определены предложения по их изменению и совершенствованию.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1Понятие и значение правового статуса судьи в Республике Беларусь……………………………………………………………………………7
1.1Судья как должностное лицо наделенное особым правовым статусом………………………………………………………………………………….7
1.2 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи в Республике Беларусь…………………………………………………………….10
2 Элементы социального статуса судьи в Республике Беларусь………16
2.1 Основные принципы социального статуса судьи в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
2.2 Материальное и социальное обеспечение судей в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..19
3 Организационно-правовые и социальные гарантии независимости судьи в Республике Беларусь…………………………………………………...25
3.1Неприкосновенность судей как гарантии их независимости……25
3.2Совершенствования правового статуса судей в Республике Беларусь……………………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………35
(фрагменты работы)
1.2 Требования, предъявляемые к кандидатам на
должность судьи в Республике Беларусь
Судьи наделены присущими только им правами и обязанностями, которые не свойственны другим государственным служащим и гражданам. Данные обстоятельства обусловливают и ряд требований, предъявляемых к членам судейского корпуса – судьям, как в профессиональной, так и внеслужебной деятельности. О них также можно судить и по Кодексу чести судьи Республики Беларусь, принятому на первом съезде судей Республики Беларусь 5 декабря 1997г. Он выделяет три группы требований, предъявляемых к судье:
- общие требования - о приоритетном значении, по сравнению с иными занятиями, обязанностей по осуществлению правосудия, сохранении личного достоинства, заботе о своей чести и т.д.;
- требования (правила), связанные с осуществлением профессиональной деятельности, - терпение, вежливость, тактичность, беспристрастность, постоянное поддержание высокого уровня квалификации, недопустимость публичной критики решений и действий коллег, всего судейского сообщества и т.д.;
- требования, предъявляемые к внеслужебной деятельности - соблюдение принципа деполитизации (департизации), неучастие акциях политического характера, недопустимость личных, финансовых и деловых связей, которые способны помешать ему должным образом исполнять профессиональные обязанности и т.д.
Кандидаты на должность судей должны соответствовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены ст.24 и 33 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» [5]. Специальные требования содержатся в Кодексе о судоустройстве и статусе судей [2].
В соответствии со статьей 91 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.
Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь - 70 лет.
Кандидат на должность: судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь (за исключением случаев, установленных частью третьей статьи 94 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей) должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.
Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы в должности судьи не менее пяти лет либо стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет, а также лицо, имеющее высшее техническое или высшее естественнонаучное образование и стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет [2].
На должность судьи не может быть назначено: лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением; лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.
Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.
Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, Экономического суда области (города Минска), должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет в соответствии со ст. 95 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются: при Верховном Суде Республики Беларусь - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов [25, с.201].
Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов утверждаются соответственно Председателем Верховного Суда Республики Беларусь. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, а заместителями председателей экзаменационных комиссий - представители Министерства юстиции Республики Беларусь.
Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих и экономических судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям осуществляются соответственно Верховным Судом Республики Беларусь, Министерством юстиции Республики Беларусь.
Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи.
При наличии в суде вакантной должности судьи квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения при необходимости специальной подготовки, о чем информирует Министерство юстиции Республики Беларусь.
От прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или экономического суда может быть освобожден кандидат в судьи, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее трех лет в центральном аппарате Министерства юстиции Республики Беларусь и организациях системы Министерства юстиции Республики Беларусь, общих и экономических судах, адвокатуре, органах прокуратуры, органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, по совместному решению соответственно Министерства юстиции Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь или Министерства юстиции Республики Беларусь[2].
Министерство юстиции Республики Беларусь направляет кандидата в судьи, рекомендованного квалификационной коллегией судей, для прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда.
Специальная подготовка на должность судьи общего или хозяйственного суда включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного соответственно Председателем Верховного Суда Республики Беларусь.
Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или экономического суда, а также ее программа определяются Министерством юстиции Республики Беларусь совместно соответственно с Верховным Судом Республики Беларусь
Судьи экономических судов областей (города Минска) и специализированных экономических судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь [2].
Судьи Верховного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.
Судьи, занимающие государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, достигшие 65 лет - предельного возраста пребывания на государственной службе, с их согласия могут быть оставлены на государственной службе в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Проблема профессиональной подготовки кандидатов в судьи существовала всегда, но особенно актуальной она стала в настоящее время, когда изменились общественно-экономические отношения, идет строительство правового государства с коренным обновлением законодательства, требующего тщательного изучения.
В создавшихся условиях необходимо с максимальной объективностью выявлять лиц, способных осуществлять судебную деятельность по их профессиональным, индивидуально-психологическим и нравственным качествам. Для этого нужны новые подходы к отбору кандидатов, одним из которых является психодиагностическое обследование лиц, претендующих на должность судьи.
Похожие работы