Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Курсовые работы > Курсовые работы по психологии > Стратегии поведения женщин в супружеских конфликтах
Стратегии поведения женщин в супружеских конфликтах

Тема курсовой работы: Стратегии поведения женщин в супружеских конфликтах

480 ₽
Купить за 480 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2012
Количество страниц: 38
Оценка: 5
Дата публикации: 04.11.2013
Количество просмотров: 475
Рейтинг работы:
Описание работы

Цель работы: выявить половые особенности стратегий поведения женщин в супружеских конфликтах.

Задачи исследования:

• провести теоретический анализ проблемы супружеских конфликтов;

• выявить особенности поведения супругов - женщин в супружеских конфликтах;

• определить ведущую стратегию конфликтного поведения женщин в супружеских конфликтах;

• сопоставить результаты исследования с гипотезой исследования.

Предмет исследования: половой аспект стратегий поведения женщин в супружеских конфликтах.

Объект исследования: межличностные конфликты в супружеских парах.

Гипотеза: предполагается, что супруги – женщины при разрешении супружеских конфликтов чаще прибегают к стратегии компромисса.

Методы исследования:

• Теоретический анализ литературы;

• Методики диагностики: К. Томас «Тест описания поведения»; «Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А, М. Эткинд)

• Методы математической статистики: среднеарифмитическое значение.

Структура работы:

Работа состоит из двух глав, заключения, списка источников, включающего 22 наименования, приложений. В текст работы включены 5 таблиц, 4 рисунка.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

§1. Роль женщины в системе семейных отношений

Сегодня мало кто оспаривает тот факт, кто ключевая роль в семье принадлежит женщине. Именно ее сознание, поведение, ее роль как супруги, матери, работницы предъявляют к ней высокие требования.

Несомненно, что профессиональная деятельность, общение с людьми, участие в общественной жизни расширяют кругозор женщины, обогащают ее интеллектуальный и эмоциональный мир и уже этим создают возможность для возрастания успеха матери как воспитательницы, повышают ее авторитет в глазах ребенка.

Огромна роль женщины как организатора семьи, как хранительницы семейного очага в самом лучшем смысле этого слова. Умение строить семью – особый дар женщины. Сравнительно широкая распространенность ссор и конфликтов говорит о том, сколь велико для функционирования семьи умение не обострять, а преодолевать ссоры, т.е. созидать, формировать культуру супружеских взаимоотношений, которую надо целенаправленно воспитывать и в семье, и в школе. [19]

За годы Советской власти в брачно-семейных отношени¬ях произошла настоящая революция, в результате ко¬торой коренным образом изменилась и семья. Эта ре¬волюция осталась вне поля зрения исследователей, так как происходила на фоне индустриализации, коллективи¬зации, культурной революции, урбанизации, перемеще¬ний больших масс населения по территории нашей огром¬ной страны. Перестройка семьи, ее новый эко¬номический, политический и гражданский статусы, си¬стема принципиально новых взаимоотношений между супругами складывались десятилетиями. Изменение форм брака и семьи, системы социальных норм, регу¬лирующих брачное поведение, перестройка сознания и поведения миллионов людей могли произойти только в течение большого исторического периода.

На смену церковному браку пришел брак по любви и свободному выбору, произошла отмена всяких имущественных и сословных ограничений, уста¬новилось равноправие женщин и мужчин в браке. Эко-номическая самостоятельность женщины приводит к тому, что брак не является для нее средством материального обеспечения, женщина перестает быть иждивенкой му¬жа. В этих условиях принципиально изменяется понятие о главе семьи и лидерстве в ней. Одновременно в брачно-семейных отношениях происходит столкновение ста¬рых и новых семейных норм, наблюдается феминизация семейного воспитания, всей организации семейного быта и распределения бюджета семьи.

Новое положение женщины в обществе опре¬делило и ее новое, невиданное ранее положение в семье. Женщина стала активным участником экономической, политической и общественной жизни. Достаточно приве¬сти только несколько цифр: в 1928 г. среди рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве страны, было всего 2,8 млн женщин, а в 1986 г.— 60,3 млн, что соста¬вило в общей численности рабочих и служащих 51%. Необычайно сильно вырос образовательный и культур¬ный уровень женщин. В 1986 г. численность женщин - специалистов с высшим и средним специальным образо¬ванием составляла 20,2 млн человек, или 60% всех спе¬циалистов, занятых в народном хозяйстве.

Наряду с профессиональной занятостью выдающую¬ся роль в исторической судьбе женщин сыграло образо¬вание, которое способствовало формированию нового ти¬па женщины. Благодаря образованию у женщин появи¬лись новые интеллектуальные потребности, новое вос¬приятие мира, повысились ее требования к культурному проведению досуга, бытовому комфорту, одежде и т. д. Вместе с тем наряду с возросшими потребностями возросли и обязанности современной женщины. Участие в общественном производстве требует от нее не только качественного исполнения порученной работы, но и по¬стоянного повышения профессиональной подготовки. Женщина должна быть хорошим работником, сослужив¬цем и товарищем в коллективе. Наряду с этим у нее есть другая важная сфера жизни — семья, где она дол¬жна быть хорошей женой и матерью, хозяйкой дома и воспитательницей своих детей. Таким образом, в поло¬жении современных женщин наметились новые противо-речивые тенденции - сочетание профессиональной и се¬мейной функций.

В связи с занятостью женщин в общественном про¬изводстве изменилась традиционная роль женщины - хранительницы домашнего очага, хозяйки.

По-новому стали распределяться в семье домашние дела и обязанности. Резко сократилось время женщины на домашний труд, воспитание детей, все чаще в него включается муж. Другими словами, мужчина берет на себя ряд внутрисемейных забот по обслуживанию членов семьи. Это вполне понятно, так как работающей замуж¬ней женщине трудно обеспечить достаточный уход за детьми, вести домашнее хозяйство. Кроме того, двойная нагрузка женщин на работе и дома приводит к хрони¬ческому переутомлению, повышенной раздражительно¬сти, снижению сексуальных потребностей, уменьшению числа рождений, ослаблению контроля за поведением и учебой детей.

В частности, малодетность или однодетность делает женщину еще более независимой от мужчины. Ребенок с матерью — типичная форма неполной семьи, где жен¬щина по собственной инициативе разошлась с мужем. Наблюдается значительной рост разводов по инициативе работающих женщин, а это свидетельствует о том, что при экономической независимости женщина сравнитель¬но легко идет на развод, если муж по каким-то причи¬нам ее не удовлетворяет.

Другим обстоятельством, связанным с активным уча¬стием женщин в общественном производстве и имеющим непосредственное отношение к браку и семье, является то, что по сравнению с женщиной в дореволюционной России у нас сформировался совершенно новый психо-логический тип женщины. Основные качества ее: неза¬висимость, самостоятельность, обостренное чувство соб¬ственного достоинства, решительность, властность, ши¬рота и глубина интересов, разнообразие культурных и духовных запросов, повышенные требования к мужчине как к брачному партнеру и супружеской жизни вообще. В наше время женщина ожидает от брачной жизни неизмеримо больше, чем 50—70 лет назад. Такой уро¬вень притязаний в значительной степени влияет на ста-бильность современного брака. Ведь в том случае, если не удовлетворяются ожидания, женщина может расторг¬нуть брак. Устойчивость патриархального брака и семьи в дореволюционной России определялась не только тем, что брак был церковным и фактически нерасторжимым, но и тем, что именно в браке большинство женщин по-лучали средства к существованию. Полная экономиче¬ская зависимость жены от мужа делала ее совершенно пассивной. Ее требования к нравственным, духовным и психологическим качествам мужа были минимальны.

С профессиональной занятостью женщины связаны некоторые последствия, отрицательно сказывающиеся на брачной и семейной жизни. Влияние профессиональной деятельности и образовательного уровня женщин на брачно-семейные отношения, по нашему мнению, можно свести к следующим моментам: коренным образом изменился психологический тип женщины, весь ее духовный склад; неизмеримо возросли материальные и. духовные по¬требности женщин; расширился круг интересов, мир представлений и духовных идеалов. Кардинальным из¬менениям подверглись основные духовные ценности жен¬щины, смысл и цель жизни; значительной трансформации подверглось отношение к браку, семье, детям: произошел переход к малодетности; повысились требования женщины к культурным, обра¬зовательным, нравственным качествам брачного парт¬нера; возросла роль эмоционально-нравственных и психо¬логических факторов в супружеских взаимоотношениях; благодаря экономической самостоятельности и воз¬можности содержать себя и ребенка женщины сравни¬тельно легко идут на развод (в 2/з случаев инициатором развода является женщина); коренным образом изменился бюджет времени за¬мужних женщин, занятых в народном хозяйстве, что усложнило их материнские функции; наметилось противоречие между потребностями жен¬щины в творческом и духовном росте, материнскими, се¬мейными и общественными обязанностями; обострилось противоречие между профессиональными обязанностями и материнскими функциями женщины, что привело к значительному сокращению числа рождений в семье.

Купить за 480 ₽