или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Московский педагогический университет (МПУ) > Психолого-дефектологический факультет |
Тип работы: | Ответы |
Категория: | Детская психология, Дефектология, Педагогика |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 31.01.2011 |
Количество просмотров: | 1118 |
Рейтинг работы: |
Проработанные билеты Гос.Экзамена по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология».
Блок «Специальная психология».
Содержание:
1. Специальная детская психология как отрасль специальной психологии. Специальная психология как область психологического знания. Специальная психология в системе психологического знания. Теоретические истоки специальной психологии. Методологические позиции и принципы. Взаимосвязь с другими науками. Основные направления (разделы) специальной психологии. Специальная детская психология: предмет, задачи, методы, принципы исследования. Актуальные проблемы специальной детской психологии.
2. Категория развития в специальной психологии. Современные представления о нормальности и отклоняющемся развитии. Факторы психического развития человека. Понятие «дизонтогенез». Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Психическое развитие и деятельность. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
3. Психологическая служба в коррекционных учреждениях. Цели и направления деятельности психологической службы в коррекционных учреждениях. Структура, функции, звенья психологической службы. Особенности функционирования психологической службы в детских дошкольных специальных учреждениях. Основные виды деятельности детского практического психолога. Психологическая поддержка семьи. Профессиональная компетентность психолога, ее основные составляющие: профессиональные знания, умения, навыки, профессиональные позиции, личные качества, уровни профессиональной компетентности.
4. Клиническая характеристика группы детей с нарушениями интеллекта. Психическое недоразвитие как вид дизонтогенеза. Этиология и патогенез умственной отсталости. Систематика форм умственной отсталости: этиопатогенетическая классификация Г.Е.Сухаревой, международная классификация болезней IX и X пересмотра. Степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.
5. Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта. Особенности психологического развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте. Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС. Особенности психического развития дошкольника с нарушением интеллекта. Особенности психических процессов: внимания, восприятия и представлений, памяти, мышления. Особенности овладения предметной. Игровой, продуктивной деятельностью. Особенности овладения речью. Проблема психологической готовности умственно-отсталого ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогическая диагностика и сопровождение.
6. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением интеллекта. Своеобразие развития общения у детей с нарушением интеллекта. Особенности эмоционального и личностного развития умственно-отсталого ребенка. Особенности психического развития умственно-отсталых детей в учреждениях интернатного типа.
7. Клиническая характеристика группы детей с ЗПР. Задержка психологического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции, межполовые различия. Систематика ЗПР. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами. Кодификация в международной классификации болезней IX и X пересмотров (DSM – III – R и DSM – IV). Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика проявления минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Возраст максимальной выраженности симптомов. СДВГ как проявление ММД – психологическая характеристика, перспективы преодоления.
8. Особенности психического развития детей с ЗПР. Психическое развитие дошкольников с различными формами ЗПР. Дефицитарность отдельных функций при ЗПР. Особенности школьной готовности детей с ЗПР. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний. Концепции психологического сопровождения детей с ЗПР.
9. Особенности личностного развития и социализации детей с ЗПР. Своеобразие развития общения у детей с ЗПР. Особенности эмоционального и личностного развития психопатологические варианты личности. Психокоррекция личностного развития детей с ЗПР, имеющих патохарактерологические и невротические проявления.
10. Клиническая характеристика группы детей с нарушением слуха. Причины нарушений слуха. Медицинская классификация Л.В.Неймана. Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис. Проблема компенсации глухоты. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха: общие закономерности и специфические закономерности (В.И. Лубовский).
11. Особенности психического развития детей с нарушением слуха. Роль слуха в жизни человека. Особенности познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Своеобразие предметной, игровой, изобразительной деятельности. Условия овладения речью у глухих и слабослышащих детей. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха. Психологическое сопровождение детей с нарушениями слуха. Готовность к школьному обучению детей с нарушениями слуха.
12. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением слуха. Эмоциональная сфера детей с нарушенным слухом. Особенности развития самосознания. Основные направления работы по развитию личности. Межличностные отношения детей с нарушениями слуха. Роль семьи в развитии личности и в формировании межличностных отношений у детей с нарушениями слуха. Проблемы социализации людей, имеющих нарушения слуха.
13. Клиническая характеристика группы детей с нарушением зрения. Полиморфность группы детей с нарушением зрения. Понятие о дефекте и компенсации. Врожденные и приобретенные дефекты. Проблема компенсации дефектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическом развитии: принципы и физиологические основы компенсации.
14. Особенности психического развития детей с нарушением зрения. Зависимость развития психики от состояния зрительных функций. Психические процессы при дефектах зрения: ощущения, восприятие и представления, память, мышление и внимание, воображение, пространственная ориентация при нарушениях функции зрения. Психические особенности развития при дефектах зрения в раннем и дошкольном возрасте. Готовность к обучению в школе. Психолого-педагогическая диагностика и сопровождения детей с нарушениями зрения.
15. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением зрения. Проблема личности в тифлопсихологии; активность личности при слепоте. Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения. Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению. Социальная перцепция и установки на общение.
16. Клиническая характеристика группы детей с нарушением функций ОДА. Полиморфность группы детей с нарушениями функций ОДА. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Классификация клинических форм ДЦП по К.А.Семеновой. Этиология и патогенез ДЦП. Роль пренатальных, перенатальных и постнатальных факторов в возникновении различных клинических форм ДЦП. Прогрессирующие мышечные дистрофии (миопатии): этиология, патогенез основные клинические формы. Клинические особенности миопатии Дюшена. Деформации костного скелета: этиология, патогенез.
17. Особенности психического развития детей с нарушением функций ОДА. Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Характеристика психического развития детей раннего возраста с ДЦП. Особенности двигательного, интеллектуального, сенсорного, речевого развития дошкольников с ДЦП. Готовность к школьному обучению. Задачи и содержание психокоррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями функций ОДА.
18. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением функций ОДА. Основные причины недоразвития личности детей с церебральным параличом. Психопатологические варианты личности. Типы осложненного психического инфантилизма по Е.М. Мастюковой. Нарушение коммуникативных функций. Нарушение формирования «Образа – Я», нарушение формирования эмоционально-волевой сферы. Коррекция личностного развития детей с ДЦП, имеющих патохарактерологические и невротические проявления.
19. Клиническая характеристика группы детей с нарушением речи. Полиморфность группы детей с нарушением речи. Нарушение речи при сохранном слухе и интеллекте: дислалия, ринолалия, дизартрия, афазия, алалия; нарушение голосообразования и темпа речи; заикание. Нарушение речи при осложненном дефекте (при нарушениях слуха и интеллекта).
20. Особенности психического развития детей с нарушением речи. Влияние речевых нарушений на психическое развитие детей: возможные особенности их познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, внимание), особенности формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков. Психокоррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности у детей-логопатов. Готовность детей с нарушениями речи к школьному обучению.
21. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением речи. Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка. Возможные особенности эмоционально-волевой сферы. Специфика складывающихся личностных взаимоотношений с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми, самооценка, отношение к своему дефекту). Особенности поступков и поведения в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой).
22. Клиническая характеристика группы детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Синдром раннего детского аутизма (РДА), как специфическое нарушение развития. Время выявления, представленность в популяции, межполовые различия. Полиэтиология синдрома РДА. Кодификация в международной классификации болезней IX и X пересмотров. Нарушенное поведение – непатологические и патологические формы. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
23. Особенности психического развития детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая проблема. Особенности психического развития при РДА: снижение жизненного тонуса и порога аффективного дискомфорта. Специфические нарушения восприятия речи, мышления. Поведения. Страхи в структуре нарушений при РДА. Проблема дифференциальной диагностики РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении. Непатологические формы поведения – реактивные и конфликтные переживания, акцентуации характера. Патологические формы девиантного поведения: устойчивость и тотальность проявлений.
24. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Своеобразие развития общения у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Особенности эмоционального и личностного развития. Психопатологические варианты личности. Особенности поступков и поведения в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой). Девиантное и делинквентное поведение несовершеннолетних. Проблема социализации детей с нарушениями поведения.
25. Психолого-медико-педагогическая консультация как служба сопровождения детей с отклонениями в развитии. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. ПМПК в структуре служб сопровождения. Цели, задачи, направления и содержание работы ПМПК. Основные отделы ПМПК: административный, научно-методический, консультативно-диагностический, коррекционный. Функциональные обязанности специалистов ПМПК. Обследование ребенка в ПМПК: клиническое, психологическое, педагогическое, логопедическое, социальное. Комплектование специальных учреждений как одна из задач ПМПК.
Похожие работы
Работы автора