или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (РГПУ) > Филологический факультет |
Тип работы: | Ответы |
Категория: | Языкознание и филология |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 70 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 16.01.2017 |
Количество просмотров: | 824 |
Рейтинг работы: |
Экзамены по курсу русская литература вторая половина 19 века.
(фрагменты работы)
Билет № 5. Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Коллизия счастья и долга, ее художественная функция, этический, культурно-исторический смыслы.
Краткая биография Тургенева (источник: История русской литературы XIX века : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Е.И.Анненковой и О.В.Евдокимовой. — В 3 т. — Т. 2 /под ред. О.В.Евдокимовой. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 000 с. — (Серия Бакалавриат))
1818. 28.10 (09.11).Родился в Орле.
1833—1837. Учеба в Московском и Петербургском университетах.
1838. Публикация первого стихотворения— «Вечер» («Современник», No 1).
1838—1841.Учеба в Берлинском университете.
1843.Знакомство с Белинским. Выход в свет отдельным изданием поэмы «Параша». Встреча с Полиной Виардо.
1848.Очерк «Хорь и Калиныч» («Современник», No 1), положивший начало будущим «Запискам охотника».
1852—1853.Арест и ссылка в Спасское-Лутовиново за напечатанный в «Московских ведомостях» некролог Гоголю.
1852.Отдельное издание «Записок охотника».
1856. Роман «Рудин» («Современник», No 1—2).
1859.Роман «Дворянское гнездо» («Современник», No 1).
1860. Роман «Накануне» («Русский вестник», No 1—2). Ссора с Некрасовым, связанная с публикацией статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?». Разрыв с редакцией «Современника».
1862.Роман «Отцы и дети» («Русский вестник», No 2).
1863—1870.Постоянное проживание в Баден-Бадене.
1867. Роман «Дым» («Русский вестник», No 3).
1877. Роман «Новь» («Вестник Европы», No 1—2).
1883.22.08 (03.09).Смерть И.С.Тургенева в Буживале. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
ИЗ УЧЕБНИКА:
Герой «Дворянского гнезда» Федор Лаврецкий, после многих лет, проведенных за границей, и душевных потрясений, вызванных разрывом с женой, возвращается домой, в деревню Васильевское. И здесь незаметное, ровное течение жизни погружает его в состояние «мирного оцепенения»: «Вот когда я попал на самое дно реки», — сказал он самому себе не однажды <...> И всегда, всякое время тиха и неспешна здесь жизнь, думает он, — кто входит в ее круг — покоряйся: здесь незачем волноваться, нечего мутить; здесь только тому и удача, кто прокладывает свою тропинку не торопясь, как пахарь борозду плугом». Описание «бездейственной тиши» напоминает дремотный мир Обломовки, и в самом Лаврецком, мечтающем не спеша «делать дело», заметны обломовские черты («обломовцем» называет этого героя А.А.Григорьев. В этом стихийном существовании он ищет успокоения, с ним связано для него «глубокое и сильное чувство родины». И тем не менее, полностью «слиться» с этим общим, «безличным» миром Лаврецкий не может. Сюжетное развитие, напротив, ведет к выдвижению «личностного» начала: в жизнь Лаврецкого входит любовь, его чувство к Лизе Калитиной избавляет его от прежней «апатии» и пробуждает «жажду счастья» — тот самый, знакомый по тургеневским повестям (и в особенности «Фаусту») мотив, который восходит к романтическому мировосприятию с его расширяющимся и стремящимся к обретению вселенской гармонии индивидуальным «я». Этот глубинный романтизм особенно ощутим в пейзажной атмосфере, сопровождающей мгновения высшей эмоциональной наполненности, которые переживает Лаврецкий, и создающей ощущение «космического» единства природного и человеческого миров. Противоречия жизненной ситуации тургеневского героя разворачиваются не сразу, ее гармонизация кажется почти осуществимой. Не приемля фальши, «здоровая натура» Лаврецкого сохраняет открытость разным сторонам жизни, тяготеет к равновесию противоположных начал. Западное образование не мешает ему чувствовать русскую жизнь и высказывать в споре с чиновником-карьеристом Паншиным (претендентом на руку Лизы) близкие славянофилам
взгляды: «Он доказал ему невозможность скачков и надменных переделок с высоты чиновничьего самосознания». Его любовь к Лизе не отгораживает его от социального мира и взятого на себя «дела» — «пахать землю <...> и стараться как можно лучше ее пахать» , — в его мечтах она сама воодушевила бы его «на честный строгий труд». Его чувство к Лизе делает его даже более восприимчивым к тому, что важно для нее — «народной правде и смирению перед ней». Благодаря Лизе он приходит в церковь, где «хоть на мгновенье если не телом, то всем помыслом своим повергнулся ниц и приник смиренно к земле». Но уже в разговорах Лаврецкого с Лизой проявляется своего рода «идеологическое» противостояние двух героев: религиозной этике смирения Лаврецкий не может уступить право человека на счастье. Слова Лизы «счастье на земле зависит не от нас...» вызывают его резкую реакцию: «От нас, от нас, поверьте мне (он схватил ее за обе руки...) <...> Умоляю вас, не выходите замуж без любви, по чувству долга, отреченья, что ли... Это то же
Похожие работы