или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Ответы |
Категория: | Языкознание и филология |
Год сдачи: | 2012 |
Количество страниц: | 43 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 25.03.2016 |
Количество просмотров: | 1183 |
Рейтинг работы: |
Перечень примерных вопросов к экзамену
1. Место языкознания в системе наук. Предмет и объект языкознания. Разделы и состав языкознания.
2. История развития языкознания как науки.
3. Проблема происхождения языка.
4. Язык как общественное явление. Социальное членение языка.
5. Язык и мышление.
6. Язык и речь. Функции языка.
7. Система и структура языка. Единицы языка и единицы речи. Типы системных отношений.
8. История общества и развитие языка. Процессы языковой дифференциации и интеграции. Взаимодействие языков. Виды языковых контактов.
9. Дифференциация языка в процессе его развития: территориальное членение языка; виды социального членения. Понятие о литературном языке. Основные признаки литературного языка.
10. Фонетика как наука. Предмет изучения.
11. Принципы классификации звуков речи.
12. Система вокализма.
13. Система консонантизма.
14. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков речи.
15. Фонетическое членение речи. Понятие о слоге. Основные теории слога. Структура слога. Правила слогораздела.
16. Фонетические слова. Проклитики и энклитики. Ударение и его типы.
17. Речевые такты и фразы. Интонация и ее элементы.
18. Комбинаторные изменения звуков (ассимиляция, диссимиляция, аккомодация).
19. Типы комбинаторных изменений, основанных на ассимиляции и диссимиляции.
20. Позиционные изменения звуков. Редукция гласных в русском литературном произношении.
21. Фонология как наука. Предмет изучения.
22. Система фонем. Корреляция фонем.
23. Фонетическая и фонологическая транскрипция.
24. Транскрипция и транслитерация.
25. Письмо и язык. Основные типы письма.
26. Происхождение алфавитного письма. Финикийский алфавит. Происхождение западноевропейского письма.
27. Происхождение и реформы русского алфавита.
28. Графика и орфография. Принципы графики и орфографии.
29. Орфоэпия как наука. Стили и нормы произношения.
30. Лексикология как наука. Предмет изучения.
31. Слово как основная единица языка и как лексическая единица.
32. Лексическое значение слова. Система значений слова.
33. Единицы лексического уровня и их связь. Полисемия. Виды значений.
34. Семантическая дифференциация лексики.
35. Парадигматические и синтагматические связи в лексике.
36. Антонимия и синонимия как проявление системности в лексике. Типы и источники синонимии и антонимии.
37. Омонимия, ее разновидности и источники. Паронимия. Конверсия. Гипонимия.
38. Стилистическое расслоение словарного состава языка: общеупотребительная лексика и стилистически окрашенная лексика. Деление лексического состава по сфере употребления.
39. Исторические изменения в словарном составе языка. Пути обогащения лексики (общая характеристика).
40. Виды заимствования. Прямое заимствование. Калькирование иноязычных слов. Виды калек.
41. Научная этимология и ее основные принципы. Явление народной этимологии.
42. Фразеология как наука. Предмет изучения.
43. Понятие фразеологичности и ее составляющие.
44. Основные типы фразеологических единиц.
45. Лексикография. Основные типы лингвистических словарей.
46. Морфемика и словообразование.
47. Морфема и типы морфем. Классификация аффиксов по положению в слове и по значению.
48. Основа слова. Чистая и производная, членимая и нечленимая, простая и сложная. Понятие производящей основы.
49. Структурный, словообразовательный и этимологический анализы слова.
50. Историческое развитие морфемной структуры слова (процессы опрощения, переразложения, усложнения).
51. Основные способы и типы словообразования. Понятие словообразовательной модели.
52. Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматического значения.
53. Грамматическая категория. Типы и парадигмы грамматических категорий.
54. Морфология как наука. Предмет изучения. Единицы морфологического уровня
55. Части речи и принципы их разграничения. Система частей речи.
56. Общая характеристика основных частей речи. Переходные явления в системе частей речи.
57. Синтаксис. Предмет изучения. Единицы синтаксического уровня.
58. Понятие о словосочетании. Принципы классификации словосочетаний. Сочинение и подчинение. Типы подчинительной связи слов.
59. Предложение и его основные признаки.
60. Предложение и суждение. Актуальное членение предложения.
61. Понятие об основе предложения. Первичные и вторичные члены предложения. Способы распространения основы.
62. Главные и второстепенные члены предложения и их морфологическое выражение.
63. Типы предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
64. Многообразие языков мира. Подходы к классификации.
65. Ареальная классификация языков. Ареальная лингвистика
66. Типологическая классификация языков.
67. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков.
68. Основные лингвистические методы и приемы
(фрагменты работы)
Вопрос 1. Место языкознания в системе наук. Предмет и объект языкознания. Разделы и состав языкознания.
Языкознание, лингвистика, языковедение, наука о языке. Объектом языкознания является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве непосредственного предмета языкознание в разные эпохи выдвигались различные стороны объекта. С классической древности до конца 18 в. языкознание ещё не отделилось от логики и предметом его (как части тогдашней логики и философии) считались единые общечеловеческие способы выражения мысли. В 19 в. языкознание вполне обособляется, вырабатывается эволюционный взгляд на язык; предметом языкознания становятся различные языки в их истории. В 20 в. Языкознание изучает язык как универсальную, неотъемлемую принадлежность человека, homo sapiens, и языки в их многообразных конкретно-исторических формах. Двоякий предмет языкознания объясняется двойственностью его объекта — самого языка.
Языкознание является многоаспектной наукой, так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление неродственных языков. Частное языкознание - это наука об отдельных языках, например, русистика - наука о русском языке, англистика - наука об английском языке и т.д.
В современном языкознании сохраняется традиционно сложившееся разделение дисциплин.
1) дисциплины о внутреннем устройстве языка, или «внутренняя лингвистика»: фонетика и фонология; грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис; лексикология; семантика; стилистика;
2) дисциплины об историческом развитии языка: история языка; историческая грамматика (иногда как синоним истории языка в широком значении); сравнительно-историческая грамматика; история литературных языков; этимология.
Похожие работы
Работы автора