или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > ДРУГОЕ > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Шпаргалки |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2014 |
Количество страниц: | 29 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 04.06.2020 |
Количество просмотров: | 572 |
Рейтинг работы: |
Шпаргалки по предмету Психология детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Предлагаются подробные ответы на вопросы по изучению особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
(фрагменты работы)
1. Первичные и системные нарушения в структуре отклоняющегося развития.
Понятие дефекта разработано Выготским.
3 группы феноменов: первично нарушенные функции, вторично задержанные и сохранные. Характер соотношений первичных и вторичных симптомов сложен, что затрудняет диагностику.
Первичные, или ядерные, нарушения — малообратимые изменения в параметрах работы психической функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.
Вторичные — отклонения, возникающие как следствие обусловленной первичным дефектом депривации, появляющейся из-за нарушения социальных контактов.
Вторичные нарушения более обратимы под влиянием коррекционных мероприятий, но иногда возможно и спонтанное восстановление функций. К вторичным нарушениям относится недоразвитие ВПФ (речи, опосредованной памяти, мышления и др.). Носят системный характер и меняют всю структуру психического развития.
Соотношение между первичными и вторичными отклонениями зависит от индивидуальных особенностей, от компенсаторных возможностей, а также от своевременности и адекватности коррекционной работы.
В нормальном онтогенезе развитие идет «снизу вверх», от базальных, элементарных функций и «сверху вниз»: развитие высших функций стимулирует базальные. При дефектах высших функций возникает вторичное недоразвитие базальных функций.
При первичных нарушениях возможно сочетание общих (модально-неспецифических) и частных (модально-специфических) вторичных отклонений. Характер вторичных отклонений определяется более уязвимыми функциями сензитивного периода. В дошк. возрасте это речь и произвольная моторика; в случае патогенного воздействия они и нарушаются чаще всего.
При двух первично поврежденных функциях выраженность вторичных отклонений, особенно неспецифических, существенно возрастает.
Третичные нарушения - отклонения в разных сторонах психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Эти нарушения необязательные (недоразвитие социального поведения, задержки личностного развития и др.)
Отклонения зависят от: возраста, стадий развития, значения и места утраченных или недоразвитых функций в общем психическом развитии, отдаленных последствий нарушения или утраты функций, характера системной организации нервных процессов, возможностей компенсации, коррекции и восстановления функции, типа высшей нервной деятельности личностных особенностей, системы обучения и воспитания.
У глухого ребенка: из-за повреждения слухового анализатора нарушается слуховое восприятие (первичный дефект); если глухота до овладения речью => немота (вторичный); => недоразвитие словесно-логического мышления (третичный), других ВПФ и видов деятельности, прежде всего общения.
Первичный дефект вызывает вторичные отклонения, а они воздействуют на первичный симптом. Например: слабослышащий не использует остаточные функции сохранного слуха, если не развивают устную речь; при занятиях по преодол. вторичного нарушения оптимально используется остаточный слух; иначе первичный дефект слуха усиливается.
Недостатки слуха - нарушение понимания обращенной речи, медленное формирование активного словаря и связной речи. Вторичные нарушения затрагивают наиболее интенсивно развив. в дошк. возрасте ПФ: речь, мелкая моторика, пространственные представления, произвольная регуляция движений.
Похожие работы
Работы автора