Современный метод получения знаний – интерактивный
Времена гражданской пассивности и неспособности к самоорганизации, сформированные и укрепившие свои позиции в обществе за многие годы социализма, стремительно уходят в прошлое. Все более актуальным становится вопрос о личностном развитии, индивидуализации и активном восприятии информации. Коснулись изменения и принципов подачи материала в учебных заведениях – постепенно внедряются и набирают популярности интерактивные методы обучения.
Особенности
В отличие от традиционного пассивного, происходящего без прямого участия учеников и независимо от их воли, интерактивное обучение заключается в многосторонней коммуникации во время образовательного процесса. Роль преподавателя в этом случае выдвигается на второй план, а сам он занимает позицию фасилитатора, контролирующего процесс обучения и направляющего его в нужное русло. При таком методе получения знаний каждый ученик принимает активное участие на уроке, вносит в общую учебную деятельность свой собственный вклад, будь то личный опыт или внезапно возникшая идея.
Преимущества
Будучи постоянно вовлеченными в беседу, суть которой сводится к обсуждению той или иной учебной информации, деление знаниями, опытом, рассуждениями, учащиеся в несколько раз эффективнее запоминают усваиваемый материал. К тому же это приводит к доброжелательности в коллективе, взаимопониманию, совместному выполнению заданий и всяческой поддержке учениками друг друга, а по окончанию учебы человек приобретает такие востребованные в современном обществе жизненные навыки, как умение самостоятельно принимать решения, дисциплинированность, организованность, умение работать в команде и многие другие.
Виды интерактивного обучения
Существует огромное количество разновидностей интерактивной подачи информации, среди которых имеют место разнообразные психологические тренинги, обучающие игры, проектная деятельность учащихся, групповая дискуссия, сотрудничество в малых группах, мини-лекции, обратная связь, «мозговые штурмы» и другие. Все они направлены на воспитание в учениках сознательного отношения к учебе и формирование у них коммуникативной грамотности.