ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
В соответствии с тематическим планом, базой прохождения практики может быть предприятие любой отрасли народного хозяйства и вида деятельности независимо от подчиненности, организационно-правовой формы. При отсутствии отдельного пункта плана в деятельности предприятия или наличии не описанных в плане разделов студент самостоятельно добавляет или убирает этот пункт из отчета о практике.
1. Ознакомление с объектом прохождения практики (введение)
Поскольку организация маркетинговой деятельности определяется хозяйственной деятельностью организации, в первые дни практики студент должен ознакомиться с предметом и объектом учебной практики:
1) с отраслью, в рамках которой функционирует предприятие, особенностями ее развития в России, регионе, с основными проблемами предприятия и тенденциями его развития;
Укажите:
- название предприятия;
- вид деятельности предприятия;
- цели и задачи предприятия;
- юридический адрес.
2. Определение внутренних отчетностей, которые использованы при диагностике предприятия, нормативных актов и документов, связанных:
- с состоянием производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и ее общими результатами за истекший год (или ряд периодов);
- с маркетинговой деятельностью организации;
- с выполнением хозяйственных функций сотрудниками.
3. Исследование производственной деятельности предприятия
3.1. Ознакомьтесь с технологическими процессами на предприятии (особенностями технологических процессов, технологическим оборудованием и т.д.)
3.2. Опишите систему учета, применяемую на предприятии.
3.3. Проанализируйте экологические проблемы, порождаемые деятельностью предприятия.
3.4. Опишите структуру предприятия (организации), ее тип и размеры, местонахождение производственных подразделений;
3.5. Проведите анализ эффективности организации производства и управления.
В приложении к этому разделу приводятся:
- схема структуры управления предприятием,
- схема технологического процесса на предприятии.
4. Исследование финансово-хозяйственную деятельности предприятия с использованием инструментария финансово-экономического анализа. Анализ:
4.1. Баланса, его структуры. На основании данных баланса и приложений к нему рассчитайте показатели финансового состояния (деловой активности, финансовой независимости, платежеспособности, устойчивости). Рассчитайте нормальные для данного предприятия коэффициенты финансового состояния.
4.2. Себестоимости на рубль произведенной продукции (план, факт).
4.3. Прибыли и рентабельности.
4.4. Товарного ассортимента и основных покупателей.
В приложении к этому разделу приводятся:
- отчетные документы предприятия и приложения к ним,
- номенклатура товаров предприятия,
- прайс-лист на продукцию предприятия,
- таблицы динамики цен, выручки от реализации продукции, прибыли себестоимости.
5. Оценка конкурентных позиций товара (услуги) предприятия
5.1. Анализ конкурентов:
1) сравнительный анализ конкурентов по направлениям: виды товаров, цены, качество товара и обслуживания (число и размер, рыночная доля фирм, выступающих на рынке в качестве продавцов, как производителей, выводящих свой товар на рынок, так и торговых посредников).
В приложении к этому разделу приводятся:
- таблицы, содержащие значения основных параметров фирмы и ее конкурентов.
5.2. Анализ конкурентных позиций товара:
Для этого ответьте на следующие вопросы:
- Имеет ли товар ряд атрибутивных качеств, которые способствуют решению определенной проблемы и удовлетворению потребности в чем либо (престиж, экономия времени и т.д.);
- Какие выгоды предлагает товар по сравнению с конкурентным товаром;
- В чем отличие данного продукта от конкурирующего аналога (количество и значимость атрибута с точки зрения клиента);
- Какова причина возможного приобретения данного продукта в случае отсутствия значимых отличий от продуктов – конкурентов?
6. Маркетинговая стратегия
В этом разделе детализируйте:
- цели маркетинга по продаже конкретных товаров (услуг);
- рынки, на которые предприятие (фирма) ориентируется.
- общий подход фирмы к ценовой поли¬тике, ее ценовая стратегия. Проведите предварительное исследование относительно возможной реакции потребителей на повышение или понижение цены (рассчитать эластичность спроса по цене).
- особенности системы продвижения товаров/услуг: схемы логистики (вопросы транспортировки и складирования), создание сбыта (магазинов, фирм-посредников, дилерской сети) и методы стимулирования про¬даж, организация после продажного обслуживания, рекламная компания и формирование общественного мнения.
7. Выводы и рекомендации (заключение)
Краткая оценка всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия на последнюю отчетную дату, т.е. выводы по всем разделам отчета. Определение слабых и сильных сторон предприятия, неиспользуемых возможностей, угроз внешней среды, основных направлений решения проблем, рекомендаций.