Конечно, каждый первокурсник период адаптации проходит по-своему, с большими или меньшими трудностями, но вот проблемы, как выяснили психологи, у них у всех одни и те же. Разделить их можно на три основных категории.
1.Учебно-воспитательный процесс.
Занятия в ВУЗе коренным образом отличаются от того, к чему они так привыкли в родной школе – начиная от обстановки в самой аудитории и временем лекции, заканчивая методикой преподавания и отсутствием оценок. Многих именно это последнее обстоятельство сильно расслабляет и грозит в последствие весьма неприятными эксцессами во время сессии.
К тому же некоторым предстоит сделать еще и очень неприятное для себя открытие – а нужна ли была именно та специальность, на которую с таким трудом удалось поступить?
Вывод: Если вы уж задали себе этот вопрос, то искать ответ нужно как можно раньше. Вполне может быть, вы эту специальность раньше представляли в розовом свете или попросту программу по ней не потяните. Как тут быть, решать каждому самостоятельно, но вот мучиться пять лет и потом переучиваться, согласитесь, не стоит. Если таких вопросов не возникало, помните, что курица по зернышку клюет. Да, программа сложная, но и вы же не дурак…
2. Бюджет времени.
Многих расслабляет не только отсутствие оценок на занятиях, но и возможность безнаказанно прогуливать лекции. А сессия только кажется длинной – список предстоящих экзаменов на доске, как правило, это выражение только подтверждает.
Еще проблемы – это приспособиться к длинной лекции, научиться быстро ориентироваться с подбором нужной литературы, приходить в общежитие вовремя, когда так охота еще позажигать в клубе… И утром проснуться после такого отдыха совсем непросто…
Вывод: Отложите поход в клуб на выходные – вставать станет легче. Старайтесь вовремя выполнять задания, помните, одна вовремя сданная работа ценится преподавателем гораздо выше, чем сданные в последний момент шесть, сделанные к тому же впопыхах. Прогуливать или нет лекции – это ваша проблема, а не преподавателя, только помните, что догонять всегда труднее. Вспомните о внутренней дисциплине и о том, что, по утверждению психологов, любую привычку можно привить за 40 дней. А научиться вовремя вставать без родительского окрика можно и раньше.
3. Новизна отношений в коллективе.
Привычные друзья, знакомые до боли лица учителей – все в прошлом. Рядом совершенно чужие люди, с которыми предстоит еще пять лет общаться. Есть вероятность завести друзей, не меньше вероятность завести и недруга. Первые полезней. Вторые просто так не заводятся.
Новые преподаватели, у каждого свой характер и свои требования.
К общежитию на первых порах тоже нелегко приспособиться, но деться от этого можно только на съемную квартиру. Оно вам надо?
Вывод: Во всем нужно находить свои положительные стороны. Одногруппники не в меньшей мере заинтересованы в том, чтобы подружиться с вами, а не стать врагами. Преподаватели любят увлеченных студентов. В общежитии можно приятно провести время и познакомиться со старшекурсниками, которые могут вам очень много рассказать, как можно тем или иным способом наладить отношения с теми же преподавателями. Да, и помните об одном золотом правиле – поступайте с людьми так, как вы бы хотели, чтобы они поступали с вами…