Постиндустриализация общества, наблюдаемая в России и во всем мире с конца двадцатого и начала двадцать первого веков, требует более гуманного отношения к детям и отмены жестко регламентированных правил преподавания, уступая место личностно-ориентированным принципам и методикам.
Личностно-ориентированный подход в преподавании направлен на обучение, развитие и воспитание ребенка с учетом его индивидуальных качеств. В отличие от традиционного, он создает все необходимые условия для раскрытия детских способностей и их совершенствование, обеспечивает личностный рост и не подгоняет всех под один стандарт. Ориентированные на личность технологии прямо противоположны авторитарным и обездушенным принципам обучения и во главу угла ставят ребенка как самобытного и самоценного индивидуума.
Особенности личностно-ориентированного подхода в обучении:
- Создание в классе атмосферы любви, заботы и взаимодействия;
- Ориентирование на конкретного ученика, а не на средний показатель успеваемости;
- Взаимоуважение и поддержка;
- Поиск лучших личностных качеств и их развитие;
- Разделение школьников на группы по уровню знаний, способностям и профессиональной направленности;
- Построение такой формы организации урока, при которой происходит не столько сообщение и проверка знаний учащихся, сколько выявление их опыта по отношению к изучаемой теме и его анализировании;
- Акцентирование внимания на интересах ученика и волнующих его проблемах;
- Подача материала в таком виде, который побуждает учеников к выражению собственного мнения;
- Поощрение, стимулирование и мотивация к учебе;
- Предоставление ребенку права выбора в процессе обучения;
- Создание условий для формирования у ребенка собственного мнения, вселение в него уверенности.
Ребенок, обучаемый таким образом, вырастает уверенным в себе, креативно мыслящим, самокритичным, имеющим способности к стратегическим действиям, саморазвитию и самоопределению в жизни, позитивным индивидуумом, что является основой его дальнейшего благополучия и успеха в жизни.