или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Детская психология, Педагогика |
Год сдачи: | 2012 |
Количество страниц: | 61 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 394 |
Рейтинг работы: |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Проблема эмоционального развития дошкольников в
отечественной и зарубежной психологии
Содержание
Введение________________________________________________________ 2
Глава 1. Проблема эмоционального развития дошкольников в
отечественной и зарубежной психологии
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте_________________________________________________________ 5
1.2. Влияние конфликтной семьи на развитие личности дошкольника____________________________________________________ 17
1.3. Неблагополучная семья и эмоциональные проблемы ребенка_________________________________________________________ 25
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния семьи
на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
2.1. Организация и этапы исследования_____________________________ 34
2.2. Методы и методики исследования______________________________ 36
2.3. Результаты исследования______________________________________ 40
2.4. Анализ результатов исследования______________________________ 52
Выводы________________________________________________________ 54
Заключение_____________________________________________________ 56
Литература______________________________________________________ 58
Приложение_____________________________________________________ 61
Введение
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру, к людям, процессу и результаты его практической деятельности. Любые проявления активности у человека сопровождаются эмоциональными переживаниями (30).
Необходимость исследуемой темы определяется тем, что в настоящее время более важными, чем материальные условия, являются психологические проблемы, которые должны решать родители. Чаще всего эти проблемы касаются психической стороны развития и жизни ребенка. Родители не всегда их осознают и не всегда в состоянии правильно их понять и решить.
Некоторые дети задумываются порой над такими вопросами, с которыми в силу своего характера не могут обратиться за ответом к взрослым. Это очень серьезно осложняет им жизнь. Общение с родителями может не только быть «здоровым», но и вредоносным. Неправильное общение в семье «отравляет» психику ребенка, ставит под удар психическое здоровье, эмоциональное благополучие его судьбы. «Проблемные», «трудные», непослушные дети «с комплексами», забитые или несчастные – часто результат неправильно сложившихся эмоциональных отношений в семье (17). Родители должны быть более внимательны к своим детям. Тогда они смогут предупредить многие неприятности, предотвратить и найти более тактичный, тонкий подход к ребенку.
Многие экспериментальные работы, проводимые отечественными и зарубежными исследователями показали, что на интеллектуальное развитие детей оказывает влияние в первую очередь общение с тем человеком, который эмоционально значим для ребенка, к которому он эмоционально привязан, с которым он активно ищет общения. Как правило, это его родители. Поэтому стиль семейного воспитания, сложившейся в семье оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.
Исследования роли семьи в формировании личности ребенка широко изучаются в современной психологии и педагогике.
Цель работы: исследование влияния семьи на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время растет количество разводов России. А отсюда растет и число затронутых разводом детей. Большая часть детей страдает не столько от самого развода, сколько от эмоциональной ситуации, предшествующей и следующей за разводом родителей. Это все является ситуациями неблагоприятного климата для ребенка.
В качестве теоретической основы нашего исследования выступают работы известных психологов: Выготского Л.С., Леонтьева А.Н, Эльконина Д.Б., Запорожца А.В, Ермолаевой М.В., Лисиной М.И., Мухиной В.С.и др. А проблемы изучения влияния семьи на развитие эмоционального состояния ребенка отражены в работах авторов Буянова М.И., Захарова А.И., Сатир В, Дружинина В.Н. Хоментаускаса Г.Т. и др.
Задачи:
1. Теоретический анализ исследуемой проблемы.
2. Выявить психологические особенности взаимоотношений в семье.
3. Определить особенности эмоциональной сферы детей из благополучных и неблагополучных семей.
4. Установить оказывает ли семья влияние на формирование эмоциональной сферы дошкольников.
5. Наметить пути коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние семейных отношений на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дошкольники, в возрасте 5-6 лет из разного типа семей и их родители.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методики:
1. Проективный тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана
2. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В.
3. Коммуникативно – личностный опросник для родителей.
4. Тест тревожности М. Дорки, В. Амен, Р. Темпелл.
5. Проективная методика «Несуществующие животное».
Экспериментальная база: дети подготовительной группы детского сада
№ 1662 г. Москвы и их родители.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что семья является одним из главных условий, влияющих на формирование эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Похожие работы
Работы автора