или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Детская психология, Психология |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 60 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 04.12.2018 |
Количество просмотров: | 345 |
Рейтинг работы: |
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты проблемы общения в младшем школьном возрасте
1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития общения в младшем школьном возрасте
1.3. Психолого-педагогические проблемы общения младших школьников в условиях современного образовательного пространства
Выводы к первому разделу
РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное изучение проблемы общения детей младшего школьного возраста в условиях современного образовательного пространства
2.1. Диагностика общения детей младшего школьного возраста
2.2. Организация и методы формирующего эксперимента
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента
Выводы ко второму разделу
Методические рекомендации родителям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Общение как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности является одним из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения существенно замедляют и обедняют развитие ребенка. Вместе с тем, умение успешно осуществлять данный процесс – это залог успешной адаптации ребенка в любой социальной среде. Именно это и определяет актуальность и практическую значимость выбранной темы исследования.
Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими политическими и социальными преобразованиями, которые отражаются на всех сферах. Поэтому в условиях современного образовательного пространства необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения пока еще не в полной степени способствует формированию необходимого уровня развития навыков общения школьников.
Одной из самых серьезных психолого-педагогических проблем, с которой сталкивается учитель начальных классов при взаимодействии с младшими школьниками, является недостаточно сформированное общение детей. Психологи объясняют это чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни:дети чаще общаются с компьютером, чем с человеком, перестают играть в реальные игры, предпочитая им виртуальные.
Проблема эффективной организации формирования навыков общения в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, например, в работах В.А. Кан-Калика о педагогическом общении, А.Б. Добрович о психологии и психогигиене общения, А.А. Бодалева о личности и общении, и др. В настоящее время в психолого-педагогической литературе важная роль в формировании навыков общения отводится младшему школьному возрасту, так как именно этот возрастной период несет в себе глобальные изменения не только в психологии ребенка, но и в тех психолого-педагогическихусловиях, которые обусловливают процесс обучения и воспитания.
Цель данного исследования – определить психолого-педагогическиеусловия развития навыков общения младших школьников.
Объектом исследованияявляется процесс общения детей младшего школьного возраста.
Предметом исследованиявыступают психолого-педагогическиеусловия развития навыков общения младших школьников.
В качествегипотезыисследования мывыдвигаем следующее предположение:коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста будут развиваться более эффективно, если в процессе обучения в школе учитываются следующие психолого-педагогическиеусловия:
- проводится своевременная психологическая диагностика уровня развития навыковобщения младших школьников;
- используютсяактивные методы обучения и воспитания (тренинг, сюжетно-ролевые игры и т.п.), которые позволяют развивать навыки общения у детей в процессе учебной деятельности;
- осуществляется психолого-педагогическая помощь детям с проблемами в общении.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть современные научные подходы, касающиеся проблемы общения детей младшего школьного возраста, изучения различных условий, влияющих на развитие коммуникативных навыков детей;
– изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
– провести экспериментальное исследование особенностей общения младших школьников;
– определитьпсихолого-педагогические условия развития навыков общения у детей младшего школьного возраста.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы ведущих педагогов и психологов по изучению вопросов формирования процесса общения личности, а именно: идеи о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, сформулированные в трудах С.Л.Рубинштейна, А.А.Леонтьева, Л.С.Выготского; о трудностях общения (М.Форверг, Г.Гибш, А.Рояк);о характере потребностей младших школьников в общении с окружающими (Лисина М.И., Смирнова О.Е., Рузская А.Г.); о роли общения в образовательном процессе (Кон И.С., Зимняя И.А., Коломинский Я.Л.) и др.
В ходе исследования нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анкетирование; тестированиес помощью различных психодиагностических методик; психолого-педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов исследования (корреляционный и сравнительный анализ).
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Похожие работы