или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Новосибирск > Новосибирский государственный педагогический университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 88 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 13.02.2017 |
Количество просмотров: | 649 |
Рейтинг работы: |
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические и практические предпосылки развития мотивов общения дошкольников со сверстниками и взрослыми……………………………..8
1.1.Влияние общения на развитие личности ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………………….8
1.2.Роль взрослого в становлении мотивов общения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………...18
1.3.Специфика и развитие общения дошкольного образовательного учреждения со сверстниками в условиях ДОУ…………………………………………………...22
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности педагогических условий развития мотивов общения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………...31
2.1.Цель, задачи, содержание, методика и результаты опытно-экспериментальной работы………………………………………………………………………………….31
2.2.Влияние педагогических условий на оптимизацию общения детей с взрослыми и сверстниками…………………………………………………………...47
Заключение…………………………………………………………………………...51
Приложения…………………………………………………………………………..54
Список литературы………………………………………………………………….85
(фрагменты работы)
Введение
Социокультурные изменения в российском обществе, происходящие в последние годы, актуализировали внимание к проблемам образования. На современном этапе в дошкольном воспитании — начальном этапе личностного развития ребёнка - ведущим направлением является акцентирование внимания на укреплении, охране здоровья, эмоциональном благополучии, развитии способностей, а также формировании коммуникативности, мотивов общения с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Вышеназванные задачи реформирования дошкольного образования основаны на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период обеспечивается общее развитие ребёнка - основание для любых специальных знаний, ценностных отношений и мотивов. В этой связи развитие мотивов общения ребёнка в условиях дошкольного образовательного учреждения с взрослыми и сверстниками выступает одной из приоритетных задач реконструирования дошкольного образования, направленной на формирование позитивных субъект - субъектных отношений в воспитательно-образовательном пространстве детского сада.
Именно дошкольное образовательное учреждение выступает той важной ступенью, которая призвана заложить фундамент психического и физического развития личности. Инновационные процессы, внедряемые в дошкольные учреждения, направлены на поиск реальных путей продуктивного развития мотивов общения детей и взрослых на основе сотрудничества и партнёрства. Решение новых задач, встающих перед психолого-педагогической наукой и дошкольной образовательной практикой, в значительной мере связано с развитием навыков общения детей и взрослых, позитивного взаимодействия в условиях детского сада. Теоретические, методологические и практические основы общения детей и взрослых нашли отражение в работах В.А. Абраменкова, З.М. Богуславской, А.А. Бодалева.
Особое внимание к рассматриваемой проблеме вызвано тем огромным значением, которое общение имеет для общего психического развития ребёнка. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн в своих исследованиях доказали, что развитие психики у ребёнка происходит в основном путём социального наследования, присвоения общественного опыта. В работах А.Г. Рузской, М.И. Лисиной, Я.Н. Галигузовой, Н.И. Ганошенко, В.В. Ветровой и другие раскрыт и проанализирован характер общения дошкольников с ровесниками, обоснована и показана роль общения в личностном развитии ребёнка. Выявление каждого уровня развития целостной картины общения в её содержательных качественных особенностях определено в исследованиях М.Г. Елогиной, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Л.М. Царегородцевой и др. Анализ регистрации внешней поведенческой активности детей, составляющие единицы деятельности и имеющие внутреннее наполнение, психологическое содержание (потребности, мотивы, цели, задачи и т.д.) представлены в работах Л.И. Божович, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, СЮ. Мещеряковой, Т.А. Репиной, СГ. Якобсон.
Теоретико-методологические аспекты развития общения детей и взрослых нашли отражение в работах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, К. Обуховского, Д.Б. Эльконина.
В ряде исследований, посвященных проблеме общения детей и взрослых, намечены научные подходы, базирующиеся на изучении его роли в психическом развитии ребёнка (B.C. Мухина), анализе условий формирования гуманных отношений между детьми (В.В. Абраменкова, СГ. Якобсон), положительное влияние общения со сверстниками на умственное развитие детей (А.Л. Венгер).
Реализация личностно-ориентированной модели общения взрослых и детей в условиях детского сада представлена в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.П. Стрелковой.
Особое значение для предмета нашего исследования имеют научные труды, раскрывающие предысторию общения детей со сверстниками; психологическую природу контактов между детьми дошкольного возраста, источники, порождающие эти контакты; зарождение у ребёнка потребности в общении со сверстниками и становление самого общения (Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, СЛ. Рубинштейн и др.)
Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что в последнее время возрос интерес к вопросу личностно-ориентированного общения детей и взрослых в условиях дошкольного образовательного учреждения. Вместе с тем, проведённое исследование и последующий анализ практической деятельности педагогов дошкольного образования по развитию мотивов общения детей, позволили сделать вывод о том, что большинство педагогов не имеет достаточно чёткого представления о формах, методах и приёмах организации работы по развитию мотивов общения детей с взрослыми и сверстниками. Недостаточно представлены исследования по анализу потребностно - мотивационной стороны общения дошкольников-сверстников, структуры общения детей.
Таким образом, анализ состояния психолого-педагогической науки в исследуемой нами области позволили выявить противоречие между необходимостью развития потребностно - мотивационной сферы ребенка в процессе его общения и недостаточной разработанностью теоретико-методических основ организации этого вида деятельности в условиях детского сада.
Указанное противоречие позволило определить проблему для исследования, которая заключается в обосновании Плана - программы по развитию мотивов общения детей с взрослыми и сверстниками.
Решение данной проблемы составляет цель данного исследования. Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие мотивов общения детей дошкольного возраста».
Объектом исследования является процесс общения детей и взрослых в условиях детского сада.
Предметом исследования выступают педагогические условия организации общения детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать влияние и формирование потребности общения на развитие личности ребёнка дошкольного возраста;
2. Разработать План-программу по развитию мотивов общения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми и провести её апробацию в экспериментальном дошкольном образовательном учреждении;
3. Провести опытно-экспериментальную проверку основных положений гипотезы по развитию мотивов общения дошкольников в видах продуктивной деятельности с взрослыми и сверстниками.
В основу выпускной квалификационной работы положена гипотеза, согласно которой деятельность по развитию мотивов общения детей и взрослых осуществлена, если:
- реализуется в дошкольном образовательном учреждении План-программа,
способствующая развитию мотивов общения детей и взрослых, на основе воспитания положительного отношения к сверстникам.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются:
- на общефилософском уровне: исследования, раскрывающие диалектическую сущность общения (А. Бодалев, Б. Ананьев, Э. Баллер);
- на общенаучном уровне: общая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн);
- на конкретно-научном уровне: исследования, раскрывающие характер общения дошкольников, определение качественных ступеней его развития (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Л.Н. Галигузова и др.).
Методы исследования определены целью, предметом, задачами и логикой исследования: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2014 г.) - поисково-теоретический, на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы по проблеме организации деятельности по развитию мотивов общения детей и сверстников, выявлению состояния исследуемой проблемы, определены цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования.
Второй этап (сентябрь - февраль 2014 - 015 г.) - опытно-экспериментальный, на основе разработанной План-программы, осуществлена апробация организации деятельности по развитию мотивов общения детей и взрослых.
Третий этап (март - июль 2015 г.) - обобщающий, систематизированы и обобщены результаты выпускной квалификационной работы, изложены теоретические положения, сформулированы заключение и основные выводы.
Опытно-экспериментальной базой выпускной квалификационной работы стал МБДОУ детский сад «Одуванчик», Немецкого национального района, село Протасово. На разных этапах эксперимента приняло участие 8 педагогов, 20 детей дошкольного возраста, 2 педагога-психолога.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в доведении теоретического анализа проблемы до конкретных рекомендаций по совершенствованию мотивов детского общения, разработанная План-программа по развитию мотивов детского общения направлена на повышение его продуктивности в условиях детского сада.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 43 источников, 8 приложений. Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 88 страниц.
Глава I. Теоретические и практические предпосылки развития
мотивов общения дошкольников со сверстниками и взрослыми.
1.1 .Влияние общения на развитие личности ребёнка дошкольного возраста.
Данный параграф работы посвящен проблеме развития мотивов общения ребёнка дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками, и будет опираться на концепцию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым и развиваемую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным.
С точки зрения указанной концепции деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любой вид деятельности - значит, указать, в чём состоит её предмет, выяснить побуждающие её потребности, мотивы, описать разновидности оставляющих деятельность действий и операций [18;22].
Исходя из этой концепции, рассматривая общение как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, а именно коммуникативную деятельность, что позволяет выдвинуть в основу выпускной квалификационной работы анализ содержательной стороны общения, поставить в центр нашего внимания его потребностно - мотивационные аспекты. Такой подход к общению имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица. Одним из преимуществ подхода к общению как к коммуникативной деятельности является то, что общение перестаёт сводиться только к обмену информацией. Другое преимущество видится в том, что данный подход позволяет соотнести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе и, в конечном счёте, определить связь общения с организацией жизнедеятельности ребёнка в детском саду.
Прежде чем анализировать влияние общения на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, необходимо дать определение ключевого понятия данной работы - общению. В научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют; каждый автор, начинающий писать об общении, даёт своё, ещё одно определение общения (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, СЛ. Рубинштейн).
Мы понимаем под общением взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединений их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
Одной из важных характеристик общения является то, что оно есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает её в своих партнёрах ( А.Н. Леонтьев, К. Обуховский, и др.).
Другой, наиболее важной его характеристикой, служит для нас активность (субъектность) каждого его участника, которая может выражаться и в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнёра, и в том, что он воспринимает воздействия партнёра и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга (А.Н. Леонтьев).
Присущей общению характерной чертой является то, что каждый из участников выступает в ходе как личность. «Обобщение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты... Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый их которых выступает именно как субъект» [26; с.6].
Необходимо выделить, что перечисленные выше особенности общения неразрывно связаны друг с другом и должны иметься в виду всегда, когда говорим об общении.
Таким образом, общение - это самостоятельный вид деятельности. В отдельные возрастные периоды оно может принимать статус ведущей деятельности. Так, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин утверждают, что общение является ведущей деятельностью в 1-м полугодии жизни ребёнка. Это мнение разделяют В.В. Давыдов, А.К. Макарова и многие другие психологи.
Но с другой стороны, общение - это не только особый вид деятельности. Очень важно подчеркнуть, что общение с людьми является неотъемлемой частью и любой другой деятельности человека, даже если по видимости она выполняется вполне индивидуальной.
Что касается влияния общения на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, то можно с уверенностью сказать, что оно огромно.
Вся отечественная психология была построена на позициях философии, которые обозначают, что человек - это существо историческое и общественное. Сущность личности есть совокупность общественных отношений; сознание представляет собою общественный продукт и остаётся им, пока существуют люди; отношение к самому себе как к человеку возникает через отношение к другому человеку как к себе подобному; деятельность людей имеет общественный характер, даже если и протекает иногда в индивидуальной форме [18;32].
Опыт практической деятельности свидетельствует, что, только включившись в общественную практику, ребёнок реализует свои потенциальные возможности и активно развивается его личность. Активно участвуя в совместной с другими людьми деятельности, ребёнок строит свою личность и своё сознание. Маленький ребёнок живёт в особо тесных связях с окружающими; отношения с ними опосредуют все отношения с миром. После рождения ребёнок попадает в созданный человеком мир материальной и духовной культуры. Он является объектом любви и заботы старших, но сразу же вовлекается ими в разнообразные виды взаимодействия и становится субъектом деятельности. Первая и генетически самая ранняя форма его активности - это общение.
Рассмотрим более подробно понятие «развитие» применительно к организации общения ребёнка дошкольного возраста.
Существует немало теорий развития, в одних из которых оно рассматривается с позиций определяющего влияния наследственности и инстинктов (например, психоанализ и теория когнитивного развития Пиаже), в других - с позиций внешних воздействий среды (бихевиоризм и теория социального на учения), в третьих - ребёнок становится функцией одновременно среды и наследственности. Но все эти теории не дают полного ответа на вопрос о том, что является определяющим в психическом развитии ребёнка и в развитии его личности. Известно немало случаев, когда вопреки крайне неблагоприятным социальным обстоятельствам и отсутствию природных задатков (физический дефект или недостаток способностей) люди достигают огромных высот в своём духовном и душевном развитии. А бывает, наоборот, несмотря на хорошую наследственность и благоприятные условия среды, люди деградируют и перестают развиваться.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что ни наследственность, ни среда, ни их сочетание сами по себе не определяют пути развития человека и его психологических особенностей. Они лишь создают необходимые условия, но не являются детерминантами.
Ответ на данный вопрос мы находим в трудах таких психологов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, которые доказывают, что развитие психики ребёнка и его личности происходит, в основном, путём социального наследия, присвоения общественного опыта.
Психика человека, с позиции культурно-исторической концепции, имеет опосредованный характер. Способы человеческой деятельности, произведения искусства, правила социального поведения, научные понятия являются своеобразными средствами, с помощью которых человек строит себя, свой внутренний мир, свои способности. Развитие ребёнка является процессом освоения и присвоения культурно заданных средств овладения собой или становление высших психических функций [5; с.17].
Но сами по себе средства или предметы культуры не могут сформировать у ребёнка человеческие способности, его личность. Сам маленький ребёнок никогда не откроет функции знаковых средств, не научится говорить, не поймёт произведение искусства и, тем более, не будет овладевать своим поведением. Но дело в том, что почти никогда ребёнок не оказывается один на один с окружающим миром. Рядом и вместе с ним всегда находятся взрослые.
Роль взрослых в психическом развитии ребёнка, практически во всех теориях, сама по себе, в большинстве случаев, рассматривается как процесс постепенной социализации или адаптации ребёнка к внешним для него социальным условиям, приспособление к миру взрослых. Собственная природа ребёнка трансформируется, перестраивается, подчиняется требованиям взрослых, которые противостоят ребёнку (Н.Н.Авдеева, Г.Х.Мозитова, А.В. Мудрик). Принципиально по-другому роль взрослых выступает в анализируемой нами культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. [8;с.111]
Здесь социальный мир и окружающие взрослые не перестраивают природу ребёнка, а являются органически необходимым условием его человеческого развития. Человек, общество и окружающие люди не противостоят ребёнку и не давят на него извне, но составляют главный источник формирования его внутренней жизни. Ребёнок не может жить и развиваться вне общества. Он изначально включен в общественные отношения, а не входит в них в процессе адаптации. Чем младше ребёнок, тем более социальным существом он является. Собственная деятельность ребёнка, его человеческие способности и потребности возникают в результате присвоения образцов человеческой культуры. Психическое развитие человека есть, прежде всего, культурное развитие. Носителем этой культуры для ребёнка могут быть только взрослые, и только они могут передать её ребёнку. Стать человеком ребёнок может только вместе с взрослыми, в процессе совместной жизнедеятельности с ними, взрослые являются посредниками между ребёнком и идеальными (и материальными) формами культуры. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Во многих фундаментальных исследованиях отечественных психологов утверждается важная роль взрослых в развитии психики и личности ребёнка, передаче культурного опыта. Но сам процесс общения и отношений ребёнка с взрослыми до некоторого времени оставались за рамками этих исследований, как нечто вторичное и не имеющее прямого отношения к усвоению культурных образцов.
Этот пробел был восполнен в работах М.И. Лисиной и её учеников. М.И. Лисина внесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и разработала концепцию его развития, в (коммуникативная деятельность), имеющий свои специфические компоненты, предмет, потребности, мотивы и средства. Она подчеркнула и доказала многочисленными исследованиями, что взрослый всегда является для ребёнка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью. Он является для ребёнка как бы олицетворением тех ценностей и мотивационных уровней, которыми ребёнок ещё не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе с взрослым - через общение, совместную деятельность и общие переживания. Она подчеркнула, что способ передачи новой мотивации имеет свою специфику: в этом процессе должна быть не только активность присвоения со стороны ребёнка, но и активность отдачи со стороны взрослого, его субъективная включённость в общение с ребёнком [22;с.73].
Эти позиции предъявляют к педагогам и воспитателям ДОУ особые требования. Нужно не просто наблюдать нормы и правила поведения, не просто владеть нужными способами действий, но уметь открывать всё это для ребёнка, придать этому значимость и привлекательность. А это достигается только посредством «субъект - субъектных» отношений ребёнка и взрослого при организации видов деятельности детей в детском саду.
Общение с взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. С возрастом ребёнка роль общения ни усиливается, ни уменьшается, а его значение для ребёнка становится всё сложнее и глубже, по мере того, как обогащается душевная жизнь ребёнка, расширяются его связи с миром, появляются всё новые его способности.
Основное и, может быть, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорить ход развития детей. Так, в своей работе М.И. Лисина [25;с.32] сопоставляет особенности любознательности у младенцев, с которыми были организованы специальные сеансы общения, и у их ровесниках контрольной группы, не получавших такой «добавки». Тщательная проверка показала, что в экспериментальной группе дети не только интенсивно общались с взрослыми — у них вскоре обнаружилось быстрое развитие внимания и интереса ко всему окружающему миру природы, когда взрослого возле ребёнка уже не было. М.И.Лисина отмечает, что статистически надёжные различия касались следующих особенностей поведения детей:
1) в экспериментальной группе дети дольше занимались игрушками;
2) они совершили при этом больше разнообразных действий;
3) дети чаще радовались впечатлениям от игрушек и испытывали более глубокое удовольствие от них и от своих действий с ними;
4) они исследовали игрушки полнее, чем их товарищи из контрольной группы, и использовали при этом более разнообразные средства: рассматривали предметы, ощупывали их, обследовали губами, слушали, какой они издают звук и так далее;
5) у них было больше сложных и меньше примитивных действий.
При этом в данном эксперименте взрослый только общался с ребёнком (7-8 минут ласкал ребёнка, поглаживал и тормошил, улыбаясь и приговаривая нежные слова, примерно так, как это делает с ребёнком очень любящая мать в минуты особой нежности) и не затрагивал сферу манипуляции с игрушками. Из этого следует, что именно общение взрослого оказалось той силой, которая продвинула детей, позволив значительно обогнать своих сверстников [34;с.56].
Влияние общения обнаруживается и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Именно общение с взрослыми, создание у ребёнка потребности в понимании речи взрослых привело к преодолению неблагоприятных обстоятельств жизни и ликвидировало отставание детей детских учреждений закрытого типа от их ровесников, воспитывающихся в семьях (Г.М.Лямина, М.И.Попова).
Также влияние может способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. На занятиях дети 2 – го года жизни по методике Т.М. Сорокиной овладели способами «делового» общения с посторонними людьми, и их конфликт был разрешён. Одновременно они стали активнее, смелее также в своих отношениях с товарищами, успешнее овладевали навыками практического использования предметов, у них сформировалось более точное представление о себе и своих возможностях. [34;с.77]
Анализ психолого - педагогической литературы свидетельствует о том, что влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребёнка: в самой области общения (Х.Т. Бедельбаева, Е.О. Смирнова); в области любознательности детей (Д.Б. Годовикова и др.); в сфере их эмоциональных переживаний (СЮ. Мещерякова); при формировании любви к взрослому (СВ. Корницкая), а также дружеских привязанностей к ровесникам (Р.А. Смирнова); в сфере овладения речью (М.Г. Смагина, А.Г. Рузская) в сфере личности и самосознания детей (Н.Н. Авдеева, М.И. Лисина, И.Т. Димитров).
Всё это показывает, что влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребёнка от процессов восприятия до становления личности и самосознания, и позволяет утверждать, что общение - действительно решающий фактор общего психического развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве.
Проанализируем основные позиции исследований, проведённых под руководством М.И. Лисиной, которые позволили проследить некоторые пути, по каким осуществляется воздействие общения нате или иные стороны психики ребёнка. [34;с.79]
Так, для самых маленьких детей очень важно, что взрослые - необыкновенно богатый источник разнообразных воздействий. Младенец в лучшее для эффективного восприятия расстояние. Взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребёнка - зрению, слуху, обонянию и осязанию, он стремится привлечь внимание ребёнка, варьируя, видоизменяя свои воздействия с учётом реакций младенца; взрослый сосредоточенно ловит ещё такое неустойчивое, слабое внимание детей. Таким образом, ухаживающий за ним взрослый становится для ребенка источником не сравнимых ни с чем другим ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений.
Но понимание достоинств взрослого, как объекта для восприятия младенца необходимо соотносить с учётом его гораздо более важных качеств как субъекта общения с ребёнком. Одни лишь впечатления от взрослых, как объектов, не способствует эффективному (успешному) развитию психики младенца, потому что не способствуют установлению личностных связей, формированию личностных привязанностей ребёнка, через которые опосредуется всё психическое развитие и все дальнейшие отношения с окружающими людьми. Мы считаем, что именно «субъект-субъектные» отношения взрослого и ребёнка формируют у последнего позитивное и уверенное самоощущение и отношение к себе, переживание своей ценности для окружающих, что позволяет ребёнку воспринимать мир как доброжелательный к нему и подталкивает к активному участию в различных видах деятельности, овладению культурным опытом.
Отсюда идет следующий путь влияния общения на развитие личности детей - это обогащение социального опыта ребёнка. Установив с ребёнком доверительные отношения, личностные, эмоциональные связи, взрослый (педагог детского сада) нередко прямо ставит перед ним задачу овладеть каким-то новым знанием, новым умением. Настаивая на решении задачи, взрослые добиваются того, что ребёнок с нею не справляется. И это не является ломкой каких-то природных тенденций детей, насильственной акцией. Напротив, исходя из много численных исследований М.И. Лисиной, её учеников и других исследователей, работающих в области общения детей и взрослых, можно сделать вывод о том, что ребёнок, состоящий в тесном общении с взрослым, с огромным желанием стремится походить на него, действовать по его образцу. В общении задача, выдвигаемая взрослым, естественно, с готовностью принимается; в общении ребенок черпает и энергию для ее решения. [34;с.83]
Данный анализ позволяет установить ещё один путь влияния общения это подкрепление взрослым усилий ребёнка, их поддержка и коррекция. Осознание самого себя - это результат общения дошкольника и взрослого. Через деятельность, в которую вовлекает ребёнка взрослый и которую он регулирует, ребёнок осознаёт свои возможности.
Таким образом, мы уточнили основные пути влияния общения на развитие личности ребёнка раннего и дошкольного возраста.
Вместе с тем, влияние общения на развитие психики и личности ребёнка не ограничивается только общением с взрослыми. Несомненно, влияние на развитие личности ребёнка оказывает и общение со сверстниками. Но в научной литературе пока нет единодушного мнения о роли и путях влияния общения с ровесниками на развитие психики маленького ребёнка (о подходах к этой проблеме в психологии).
Результаты исследований М.И. Лисиной, Л.Н. Галигузовой и др. свидетельствуют о том, что контакты ребёнка и ровесников имеют основное значение для раскрытия его творческого, оригинального начала. Отсутствие ограничений и запретов старших способствует, по данным этих исследований, повышенной раскованности детей и их свободному самовыражению [21;с.42].
Учёные-психологи отмечают, что правильно организованное взрослым общение детей между собой способствует:
- возникновению нравственных качеств (взаимопонимания и взаимопомощи, доброжелательности и сочувствия);
- развитию стремления к улучшению своих умений приобретения знаний, усовершенствованию способностей и навыков (чтобы заслужить уважение и похвалу взрослых) в ходе «здоровой конкуренции» между детьми.
Рассмотрим более подробно роль взрослого (воспитателя) в становлении мотивов общения детей со сверстниками в условиях ДОУ (см. параграф 1.2. работы).
Похожие работы