или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 07.01.2012 |
Количество просмотров: | 404 |
Рейтинг работы: |
В работе проведено теоретическое обоснование заявленной темы: изучена сущность интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста; психолого-педагогические условия развития интеллектуально-познавательной сферы у старших дошкольников; разработана методика развития интеллектуальных способностей у детей шестилетнего возраста.
Работа выполнена на 79 страницах, включает введение, 2 главы, выводы, список литературы -82 ист., приложение. Работа была защищена в 2008 году с оценкой "отлично".
(фрагменты работы)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................. 3
Глава 1. Адаптация детей дошкольного возраста к интеллектуальной деятельности как психолого-педагогическая проблема..........7
1.1. Сущность интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста..........................7
1.2. Психолого-педагогические условия развития интеллектуально-познавательной сферы у старших дошкольников...20
1.3. Формирование интеллектуальных способностей у старших дошкольников.......................28
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по подготовке к школе и развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры...37
2.1. Организация исследования..................................... 37
2.2. Методика развития интеллектуальных способностей у детей шестилетнего возраста.................40
2.3. Результаты исследования и обсуждение полученных результатов...................................49
Выводы................................................................... 52
Список литературы.......................................................... 55
Приложение................................................................. 62
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. В контексте субъект-субъектного подхода современное образование предстает не «воспроизведением» знаний, понятий, приемов и навыков, а развитием индивидуально-неповторимой личности ребенка, начиная с дошкольного возраста. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является развитие интеллектуальнных способностей [67].
Среди психолого-педагогических проблем заметное место занимает переход от дошкольного воспитания и обучения к школе. По единодушному мнению отечественных и зарубежных специалистов, как педагогов, так и психологов, развитие речи и интеллекта являются одними из важнейших показателей психологической готовности ребенка к школе и уровня психического развития ребенка в целом [11; 12; 17; 27; 39; 42; 44; 57; 67; 79 и др.]
Старшие дошкольники начинают самостоятельно объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах, характерные для детей предшествующей возрастной ступени, в еще не совершен¬ные, однако целостные знания об окружающей действи¬тельности. В этом процессе особую роль играет взаимо¬действие всех форм мышления детей, которое является необходимым условием их всестороннего умственного раз¬вития.
В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей до¬школьного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами [12; 28; 49]. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание на развитие общих интеллектуальных способностей.
Адаптация в психолого-педагогической литературе рассматривается как результат и процесс активного приспособления ребёнка к условиям новой среды, связанный со сменой ведущей деятельности и социального окружения [49; 82].
Успешное начало школьного обучения обусловлено сформированным и устойчивым уровнем развития интеллектуальных умений у ребёнка, его мотивационно-потребностной сферы, навыков произвольного поведения, готовностью к совместной деятельности с педагогом и сверстниками и др. [11; 34; 42; 47; 78; 81]. При этом одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут большие трудности в процессе адаптации.
Психологическая наука находится в поиске способов решения проблемы общего интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
В то же время, на наш взгляд, своевременный уровень развития интеллекта детей дошкольного возраста во многом тормозится следующими факторами:
- декларативностью знаний, предлагаемых детям;
- большим количеством занятий и отсутствием связей между ними, что не дает возможности ребенку поразмышлять об услышанном, «вжиться» в материал и перевести знания в практическую плоскость;
- нет четко выраженной системы в подаче знаний, чаще педагог идет по пути увеличения количества знаний, а не по пути их расширения, концентрации вокруг наиболее значимых аспектов, «ядра» знаний;
- редким использованием активных форм познания детей: экспериментирования, моделирования, элементарных опытов, самостоятельного сбора информации и т.п.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий и определило проблему нашего исследования.
Объект исследования - особенности интеллектуальной деятельности старших дошкольников.
Предмет исследования - методика развития интеллектуальных способностей у детей шестилетнего возраста.
Цель исследования - совершенствование методики развития интеллектуальных способностей детей шестилетнего возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации детей дошкольного возраста к интеллектуальной деятельности.
2. Выявить уровень интеллектуальных способностей у детей шестилетнего возраста.
3. Разработать методику развития интеллектуальных способностей у детей шестилетнего возраста и экспериментально обосновать ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
В работе использовались следующие методы научных исследований:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Метод бесед.
3. Метод наблюдений.
4. Методы диагностики интеллектуальных способностей.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической обработки полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на оптимизацию процесса адаптации детей шестилетнего возраста к интеллектуальной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе по развитию интеллектуальных способностей детей при подготовке их к школе.
Похожие работы
Работы автора