или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Логопедия, Педагогика |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 66 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 19.03.2019 |
Количество просмотров: | 505 |
Рейтинг работы: |
Содержание
Введение……………………………………………………………………. |
3 |
Глава |
7 |
1.1.Проявления фонетико – фонематического недоразвития речи |
7 |
1.2.Содержание и направления детьми |
14 |
Глава |
27 |
2.1.Организация |
27 |
2.2. Организация работы по старшего |
44 |
2.3.Оценка ритмики |
52 |
Заключение…………………………………………………………………. |
60 |
Список |
62 |
Приложения |
Введение
Актуальность
исследования. Воспитание речи у дошкольников является
необходимым условием полноценного развития личности. Известно, что наибольший
процент детей в возрасте 5 –
7 лет страдает нарушением звукопроизношения, нередко
недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемами
восприятия фонем.
В
настоящее время отмечается резкое увеличение количества детей дошкольного
возраста с различными речевыми отклонениями, среди которых значительную часть
составляют дети с фонетико – фонематическим недоразвитием
речи. Установлено, что у таких детей отмечается незаконченность процесса
формирования звуков, которые отличаются тонкими артикуляционными или
акустическими признаками, а также состояние их фонематического развития влияет
на овладение ими звуковым анализом. Следствием отсутствия полноценного
восприятия фонем является невозможность их правильного произношения, снижение
уровня словарного запаса и грамматического строя и заторможенность развития
связной речи в целом. Это происходит вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем.
Несформированность
фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные
затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и
в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой, т. к. только после
достижения, определенного (стартового) уровня фонематического восприятия
ребёнок может полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии – навыками письма и
чтения.
При
нарушениях фонетико-фонематической стороны речи наблюдаются некоторые
особенности в формировании двигательных функций. Нарушения моторики оказывают прямое
влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает.
Поэтому необходима комплексная система коррекционной работы, направленная
одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сфер.
Более
быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств у дошкольников может
способствовать проведение в рамках коррекционно-логопедической работы
специально организованных логоритмических занятий для детей старшего
дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
При фонетико
– фонематическом
недоразвитии речи занятия по логоритмике способствуют развитию двигательной
активности ребенка, его координации, общей и произвольной моторики, речи. Связь
движений и речи помогает освободиться от эмоциональной и двигательной
зажатости, нормализует состояние мышечного тонуса, вырабатывает правильный темп
речи, ритмическое дыхание, способствует координации процессов голосоведения и
артикуляции.
На
сегодняшний день разработано и внедрено в логопедическую практику достаточно большое количество методик
логоритмического воздействия на детей с речевой патологией. Среди
исследователей, занимающихся изучением этой проблемы, следует отметить Р.Л.
Бабушкину и О.М. Кислякова [3], Н.А. Власову [4], В.А. Гринер [9], Ю.А.
Флоренскую [37].
Проблема исследования заключается в том, что в
логопедии недостаточно разработано методических и дидактических рекомендаций,
рациональных требований к проведению логоритмических занятий, подбора
музыкального репертуара, указаний по эффективному использованию музыкальных
средств в процессе коррекционного воздействия на речевую и моторную сферы детей
старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования:
выявить особенности проведения логоритмических занятий с детьми старшего
дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования:
фонетико – фонематическое
недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
логоритмические занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим
недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1)
проанализировать научно – методическую
литературу по проблеме
преодоления фонетико – фонематического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством
логопедической ритмики;
2)
выявить особенности развития
моторики и речи у детей старшего
дошкольного возраста с фонетико – фонематическим
недоразвитием речи;
3)
проанализировать содержание и
направления логоритмических занятий с
детьми старшего дошкольного возраста
с фонетико – фонематическим
недоразвитием речи;
4)
провести опытно – экспериментальное
исследование по выявлению и
преодолению фонетико – фонематического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста;
5)
предложить методические рекомендации
по организации и содержанию
логоритмических занятий с детьми
старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Методы исследования: методы педагогического опыта (наблюдение, беседа), анализ
литературы по проблеме исследования, методы теоретического исследования, психолого
– педагогический
эксперимент, методы обработки интерпретации полученных данных, методики
диагностики моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия.
Методологическую и
теоретическую основу исследования составили теоретические положения в
области исследования особенностей развития детей с фонетико – фонематическим
недоразвитием речи (Т. А. Ткаченко [32],
Т.В. Тумановой [47], Т.Б. Филичевой [48],
М.Ф. Фомичевой [51], Г.В. Чиркиной [45]) о значении логопедической ритмики для коррекции речи
детей с фонетико – фонематическим недоразвитием (Г.А. Волковой [4], М.Ю. Картушиной [9],
Н.В. Нищевой [16],
О.А. Новиковской [17], Н.А Рычковой [23], Г.Р. Шашкиной [33]).
Практическая значимость исследования
заключается
в том, что в исследовании предложены методики обследования речи и
моторики детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим
недоразвитием речи, определены структура и содержание логоритмического занятия,
предложены разработки занятий по логоритмике, методические рекомендации по
проведению занятий логопедической ритмикой со старшими дошкольниками с ФФНР. Материалы
данного исследования могут быть использованы музыкальными руководителями,
воспитателями и логопедами.
Опытно – экспериментальная
база исследования: исследование проводилось на базе
МКДОУ детский сад №162 г. г. Калуга,
в период с марта по май 2018 года, опытно – экспериментальную группу составили
10 детей в возрасте 5 –
6 лет.
Структура исследования:
введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
(фрагменты работы)
2.1. Организация исследования развития моторики и речи
детей старшего дошкольного возраста
с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад № 162 г. Сухиничи Калужской области, с марта по май 2018 года, в котором приняло участие 10 дошкольников в возрасте 5-6 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Основной целью опытно – экспериментального исследования стало включение логоритмических занятий в систему обучения и воспитания дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи для успешной коррекции речевой и двигательной сфер.
Задачи опытно – экспериментального исследования:
1) обследовать уровень развития моторики и речи старших дошкольников
с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
2) выявить содержание коррекционно – логопедической работы по
формированию психомоторного развития старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи на занятиях логоритмикой;
3) провести обработку интерпретации полученных данных.
В данной работе мы исследовали особенности развития моторики и речи дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Похожие работы
Работы автора