Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по дошкольной педагогике > Особенности проведения логоритмических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Особенности проведения логоритмических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Тема дипломной работы: Особенности проведения логоритмических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

300 ₽
Купить за 300 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Дошкольная педагогика, Логопедия, Педагогика
Год сдачи: 2018
Количество страниц: 66
Оценка: отлично
Дата публикации: 19.03.2019
Количество просмотров: 496
Рейтинг работы:
Описание работы

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава
I. Теоретическое обоснование введения логоритмических занятий в процесс воспитания
и обучения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР……………………………………………………………

 
 

7

1.1.Проявления фонетико – фонематического недоразвития

речи
у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР………….

 

7        

1.2.Содержание  и направления
логоритмических занятий с

детьми
старшего дошкольного возраста с ФФНР………………………

 

14

Глава
II. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению и преодолению ФФНР у
детей старшего дошкольного возраста на занятиях логопедической ритмикой……………………………………..

 
 

27

2.1.Организация
исследования развития моторики и речи 
детей

старшего
дошкольного возраста с ФФНР………………………………

 

27

2.2. Организация работы по
развитию моторики и речи  детей

старшего
дошкольного возраста с ФФНР на  логоритмических
занятиях…………………………………………………………………….

 
 

44

2.3.Оценка
эффективности применения логопедической  

ритмики
в коррекционной работе с детьми старшего 
дошкольного возраста с ФФНР на логоритмических занятиях…………………………

 
 

52

Заключение………………………………………………………………….

60

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретическое обоснование введения логоритмических занятий в процесс воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР……………………………………………………………

1.1. Проявления фонетико – фонематического недоразвития 

речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР………….    

1.2. Содержание  и направления логоритмических занятий с 

детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР………………………


Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению и преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста на занятиях логопедической ритмикой……………………………………..

2.1. Организация исследования развития моторики и речи  детей 

старшего дошкольного возраста с ФФНР………………………………

2.2. Организация работы по развитию моторики и речи  детей 

старшего дошкольного возраста с ФФНР на  логоритмических занятиях…………………………………………………………………….


2.3. Оценка эффективности применения логопедической  

ритмики в коррекционной работе с детьми старшего  дошкольного возраста с ФФНР на логоритмических занятиях…………………………

Заключение…………………………………………………………………. 60

Список литературы……………………………………………………….. 62

Приложения

Список
литературы………………………………………………………..

62

Приложения

 

 Введение

Актуальность
исследования
. Воспитание речи у дошкольников является
необходимым условием полноценного развития личности. Известно, что наибольший
процент детей в возрасте 5

7 лет страдает нарушением звукопроизношения, нередко
недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемами
восприятия фонем.

В
настоящее время отмечается резкое увеличение количества детей дошкольного
возраста с различными речевыми отклонениями, среди которых значительную часть
составляют дети с фонетико
фонематическим недоразвитием
речи. Установлено, что у таких детей отмечается незаконченность процесса
формирования звуков, которые отличаются тонкими артикуляционными или
акустическими признаками, а также состояние их фонематического развития влияет
на овладение ими звуковым анализом. Следствием отсутствия полноценного
восприятия фонем является невозможность их правильного произношения, снижение
уровня словарного запаса и грамматического строя и заторможенность развития
связной речи в целом. Это происходит вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем.

Несформированность
фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные
затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и
в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой, т. к. только после
достижения, определенного (стартового) уровня фонематического восприятия
ребёнок может полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии
навыками письма и
чтения.

При
нарушениях фонетико-фонематической стороны речи наблюдаются некоторые
особенности в формировании двигательных функций. Нарушения моторики оказывают прямое
влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает.
Поэтому необходима комплексная система коррекционной работы, направленная
одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сфер.

Более
быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств у дошкольников может
способствовать проведение в рамках коррекционно-логопедической работы
специально организованных логоритмических занятий для детей старшего
дошкольного возраста с фонетико
фонематическим недоразвитием речи.

При фонетико
фонематическом
недоразвитии речи занятия по логоритмике способствуют развитию двигательной
активности ребенка, его координации, общей и произвольной моторики, речи. Связь
движений и речи помогает освободиться от эмоциональной и двигательной
зажатости, нормализует состояние мышечного тонуса, вырабатывает правильный темп
речи, ритмическое дыхание, способствует координации процессов голосоведения и
артикуляции.

На
сегодняшний день разработано и внедрено в логопедическую практику  достаточно большое количество методик
логоритмического воздействия на детей с речевой патологией. Среди
исследователей, занимающихся изучением этой проблемы, следует отметить Р.Л.
Бабушкину и О.М. Кислякова [3], Н.А. Власову [4], В.А. Гринер [9], Ю.А.
Флоренскую
[37].

Проблема  исследования заключается в том, что в
логопедии недостаточно разработано методических и дидактических рекомендаций,
рациональных требований к проведению логоритмических занятий, подбора
музыкального репертуара, указаний по эффективному использованию музыкальных
средств в процессе коррекционного воздействия на речевую и моторную сферы детей
старшего дошкольного возраста с фонетико
фонематическим недоразвитием речи.

Цель исследования:
выявить особенности проведения логоритмических занятий с детьми старшего
дошкольного возраста с фонетико
фонематическим недоразвитием речи.

Объект исследования:
фонетико
фонематическое
недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:
логоритмические занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико
фонематическим
недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1)   
проанализировать научно методическую
литературу по проблеме

преодоления фонетико фонематического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством
логопедической ритмики;

2)   
выявить особенности развития
моторики и речи у детей старшего

дошкольного возраста с фонетико фонематическим
недоразвитием речи;

3)   
проанализировать содержание и
направления логоритмических занятий с

детьми старшего дошкольного возраста
с фонетико
фонематическим
недоразвитием речи;

4)   
провести опытно экспериментальное
исследование по выявлению и

преодолению фонетико фонематического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста;

5)   
предложить методические рекомендации
по организации и содержанию

логоритмических занятий с детьми
старшего дошкольного возраста с фонетико
фонематическим недоразвитием речи.

Методы исследования:  методы педагогического опыта (наблюдение, беседа), анализ
литературы по проблеме исследования, методы теоретического исследования, психолого
– педагогический
эксперимент, методы обработки интерпретации полученных данных, методики
диагностики моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия.

Методологическую и
теоретическую основу исследования составили теоретические положения в
области исследования особенностей развития детей с фонетико
фонематическим
недоразвитием речи (Т. А. Ткаченко [32],

Т.В. Тумановой [47], Т.Б. Филичевой [48],
М.Ф. Фомичевой [51], Г.В. Чиркиной [45]) о значении логопедической ритмики для коррекции речи
детей с фонетико
 фонематическим недоразвитием (Г.А. Волковой [4], М.Ю. Картушиной [9],

Н.В. Нищевой [16],
О.А. Новиковской
[17], Н.А Рычковой [23], Г.Р. Шашкиной [33]).

Практическая значимость исследования
заключается
в том, что в исследовании предложены методики обследования речи и
моторики детей старшего дошкольного возраста с фонетико
фонематическим
недоразвитием речи, определены структура и содержание логоритмического занятия,
предложены разработки занятий по логоритмике, методические рекомендации по
проведению занятий логопедической ритмикой со старшими дошкольниками с ФФНР. Материалы
данного исследования могут быть использованы музыкальными руководителями,
воспитателями и логопедами.

Опытно экспериментальная
база исследования:
исследование проводилось на базе
МКДОУ детский сад
162 г. г. Калуга,
в период с марта по май 2018 года, опытно
экспериментальную группу составили
10 детей в возрасте 5

6 лет.

Структура исследования:
введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

2.1. Организация исследования развития моторики и речи
детей старшего дошкольного возраста
с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад № 162 г. Сухиничи Калужской области, с марта по май 2018 года, в котором приняло участие 10 дошкольников в возрасте 5-6 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Основной целью опытно – экспериментального исследования стало включение логоритмических занятий в систему обучения и воспитания дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи для успешной коррекции речевой и двигательной сфер.
Задачи опытно – экспериментального исследования:
1) обследовать уровень развития моторики и речи старших дошкольников
с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
2) выявить содержание коррекционно – логопедической работы по
формированию психомоторного развития старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи на занятиях логоритмикой;
3) провести обработку интерпретации полученных данных.
В данной работе мы исследовали особенности развития моторики и речи дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Табл. 3 Результаты развития речи и моторики детей старшего дошкольного возраста
с ФФНР до проведения логоритмических занятий
Имя ребенка Обследование моторики Обследование речи Уровень
Коля 7 6 Средний
Маша 7 6 Средний
Лена 7 6 Средний
Тимофей 3 1 Низкий
Дима 7 3 Средний
Антон 7 6 Средний
Даша 3 1 Низкий
Алеша 6 3 Низкий
Галя 6 4 Средний
Катя 3 1 Низкий
высокий уровень – 0 детей (16 – 21 баллов), средний уровень – 6 детей (10 – 15 баллов),низкий уровень – 4 детей (1 – 9 баллов)
Графически результаты диагностики моторики и речи детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи представлены на рисунке 1.

Рис.1 Показатели развития речи и моторики детей старшего дошкольного возраста
с ФФНР (констатирующий этап)

Таким образом, проведенное обследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической коррекционно- логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Купить за 300 ₽

Похожие работы