или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (РГПУ) > Психолого-педагогический факультет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2022 |
Количество страниц: | 64 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 07.01.2023 |
Количество просмотров: | 134 |
Рейтинг работы: |
Актуальность исследования. Современные процессы, происходящие
в российском обществе, требуют повышенного внимания к вопросам сохранений
национальных и культурных традиций, ценностей, влияющих на гармоничное развитие
личности. Поскольку важной составляющей традиционной культуры являются народные
декоративно-прикладные искусства, ее знание способствует формированию
национального самосознания и духовному возрождению общества.
Современное состояние и развитие системы художественного
образования предопределяют необходимость разработки новых методов обучения
детей декоративно-прикладному искусству сочетающие в себе, как традиционные,
классические, так и современные технологий образовательного процесса.
Как показывает практика художественного образования,
декоративно-прикладное искусство, являющееся основной основой дизайна, является
наиболее доступным видом художественного творчества. Этому способствует
использование подручных материалов, понятных и близких с детства, таких как
дерево, глина, ткань и другие. Педагогические исследования показывают, что
обучение декоративно-прикладному искусству лучше всего подходит для развития
детского творческого воображения, художественного и образного мышления.
Знакомство дошкольников с этностилистикой в декорировании
одежды выступает неотъемлемой частью знакомства с культурой. А если говорить о
знакомстве с русским народным костюмом, то это знакомство с культурой родной
страны. Используя пример этностилистического декорирования одежды, с самого
раннего возраста мы подводим детей к пониманию того, что жизнь людей в далеком
прошлом сильно отличалась от наших дней. Люди проживали в других домах,
по-другому работали, добывали себе пищу, устраивали ярмарки.
Существуют программы и исследования по приобщению
дошкольников к декоративно-прикладному искусству, в т.ч. в них рассматриваются
методы и приемы знакомства с костюмом и его декорированием (труды
А.А. Грибовской, Н.А. Каратаевой, И.А. Лыковой, Г.Н. Пантелеева,
Л.Г. Савенковой, Т.В. Селивановой и др.).
У детей вызывает естественный интерес идея переодеваний, украшения
одежды, декорирования нарядов для кукол и самих себя. Поэтому логично
воспользоваться детской заинтересованностью и познакомить их с основными
принципами дизайна одежды, декорирования костюма на основе национальных и
этнических традиций. Подобная деятельность способствует расширению детского
кругозора и представлений о социальном мире с его нормами и обычаями,
стимулирует творческую активность воспитанников, развивает навыки
изобразительной деятельности, поддерживает культурную практику и формирует
культуру одежды.
Вместе с тем следует отметить, что для педагогов идея
приобщения детей к основам декорирования одежды и этностилистическом аспекте
этой темы является мало изученной. Существенная часть воспитателей не знает,
как организовать подобную работу, чем заинтересовать детей, как раскрыть
указанную проблему в своем планировании. В рамках выпускной квалификационной
работы мы хотим предложить педагогическую технологию ознакомления дошкольников
старшего возраста с использованием этностилистики в декорировании одежды,
которую могли бы использовать в своей работе воспитатели для того, чтобы
приобщать воспитанников к практике декора одежды с учетом этностиля.
Объект исследования: приобщение дошкольников к
использованию этностилистики в декорировании одежды.
Предмет исследования: педагогическая технология
приобщения дошкольников старшего возраста к использованию этностилистики в
декорировании одежды.
Цель исследования: теоретически обосновать и составить
педагогическую технологию ознакомления дошкольников старшего возраста с
использованием этностилистики в декорировании одежды.
Гипотеза исследования: предполагается, что педагогическая
технология ознакомления дошкольников старшего возраста с использованием
этностилистики в декорировании одежды будет результативной, если:
- использовать потенциал предметно-развивающей среды группы
детского сада и уделять достаточное внимание теме декора одежды в календарном и
тематическом планировании воспитателей;
- создавать в педагогическом процессе ситуации декорирования
как по условию, так и творческие (на выбор);
- знакомить воспитанников с элементами декора одежды с
учетом национальных и этнических традиций;
- использовать для декорирования интересные для современных
дошкольников элементы одежды.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили
необходимость решения следующего перечня задач:
1.
Проанализировать
теоретические аспекты ознакомления дошкольников старшего возраста с
использованием этностилистики в декорировании одежды.
2.
Провести
анализ освоения старшими дошкольниками представлений об использовании
этностилистики в декорировании одежды.
3.
Предложить
педагогическую технологию ознакомления дошкольников старшего возраста с
использованием этностилистики в декорировании одежды.
Методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы по
проблеме исследования;
- резюмирование опыта педагогов по теме;
- анализ продуктов деятельности старших дошкольников;
- качественный и количественный анализ эмпирических
сведений.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения,
списка литературы.
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты ознакомления дошкольников старшего возраста с использованием этностилистики в декорировании одежды 7
1.1 Психолого-педагогические подходы к освоению детьми декоративной деятельности 7
1.2 Изучение этностилистики как компонента декоративно-прикладного искусства 20
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. Анализ освоения старшими дошкольниками представлений об использовании этностилистики в декорировании одежды 28
2.1 Содержание диагностики особенностей освоения старшими дошкольниками представлений об использовании этностилистики в декорировании одежды 28
2.2 Содержание диагностики готовности педагогов детского сада к работе по ознакомлению старших дошкольников с использованием этностилистики в декорировании одежды 35
ГЛАВА 3. Педагогическая технология ознакомления дошкольников старшего возраста с использованием этностилистики в декорировании одежды 40
3.1 Содержание педагогической технологии знакомства старших дошкольников с элементами этностилистики в одежде 40
3.2 Предложения по оптимизации предметной среды детского сада 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
Похожие работы
Работы автора