Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по дошкольной педагогике > Формирование глазомерных действий в старшем дошкольном возрасте в процессе выполнения декоративных композиций
Формирование глазомерных действий в старшем дошкольном возрасте в процессе выполнения декоративных композиций

Тема дипломной работы: Формирование глазомерных действий в старшем дошкольном возрасте в процессе выполнения декоративных композиций

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Ставропольский Государственный Педагогический Институт Высшего Образования
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Дошкольная педагогика, Дошкольное образование
Год сдачи: 2022
Количество страниц: 89
Оценка: 5
Дата публикации: 27.09.2023
Количество просмотров: 113
Рейтинг работы:
Описание работы

                                                       СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………… ……………..............

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГЛАЗОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ……..

1.1. Понятие «глазомерные действия» в психолого-педагогической
литературе ………………………………………………………………………

1.2. Особенности формирования глазомерных действий в старшем
дошкольном возрасте …………………………………………………………..

1.3. Специфика обучения старших дошкольников выполнению
декоративных композиций……………………………..................................

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………….

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАЗОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ
КОМПОЗИЦИЙ В РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ НАРОДНЫХ
РОСПИСЕЙ………………………………………………….............................

2.1. Организация экспериментального исследования и выявление
первоначального уровня сформированности глазомерных действий у
старших дошкольников …………………......................................................

2.2. Комплекс занятий по формированию глазомерных действий у старших
дошкольников в процессе выполнения декоративных композиций в
рисовании по мотивам народных росписей …………………………………

2.3.Анализ результатов экспериментального исследования и методические
рекомендации по формированию глазомерных действий у старших
дошкольников в процессе выполнения декоративных композиций в
рисовании по мотивам народных росписей …………………………………..

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

ВВЕДЕНИЕ
В связи с совершенствованием системы образования становится
необходимым внедрение в практику деятельности дошкольных организаций
комплекса мер, которые должны своевременно обеспечивать адекватные
условия для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными
особенностями, получения качественного образования и всестороннего
развития личности в целом. Одним из значимых направлений педагогической
деятельности в дошкольном образовании является формирование
познавательной сферы, основу которого составляет сенсорное развитие
дошкольников.
Под сенсорным развитием понимается процесс формирования
чувственного опыта - это дальнейшее развитие восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
расстоянии, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.[33]. С
развитием сенсорики (от лат. sensus -ощущение) у ребенка накапливается
сенсорный опыт, т.е. - это информация, воспринятая через органы чувств
(глаза, уши, кожу, нос и язык), о внешнем мире, которое порождается этой
информацией. Сенсорный опыт является сырьем, из которого мы создаем наши
модели мира (И. Фокин).
Вопросами сенсорного развития детей занимались многие зарубежные и
отечественные педагоги, психологи Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, АВ. Запорожец,
В.П. Зинченко, О.А. Дьяченко, Е.И. Тихеева, Н.Н. Поддьяков, Э.Г Пилюгина,
Н.П. Сакулина, А.П. Усова и др. Среди зарубежных теорий наиболее широкое
признание в этой области получила концепция Ж. Пиаже. Исследователями
установлено, что старший дошкольный возраст является сенситивным для
развития восприятия, лежащего в основе сенсорного развития детей. В этом
возрасте формируются представления о величине предметов и осваиваются
измерительные умения, так как на данном этапе у дошкольника повышается дифференцированность восприятия, отмечается сознательное управление своим
вниманием (ребёнок направляет и удерживает его на определенных предметах),
совершенствуется планирующая функция речи, происходит развитие
произвольного запоминания, активное формирование словесно – логического
мышления.
Наиболее сложной задачей сенсорного развития дошкольников является
развитие глазомера (способности определять расстояние или величину (объем)
предметов, не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств) и
глазомерных действий (умение оценивать расстояние между объектами,
измерять объекты с помощью условной мерки, подбирать предмет по величине
«на глаз»). Развитие глазомера и глазомерных действий способствуют
становлению интеллектуальной стороны дошкольника, формируют полные
представления об окружающей действительности, совершенствуют
способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит
к пониманию пространственных отношений между предметами и элементами
освоению понятий «величина», «расстояние» и т.п. Об это говорят научные
исследования Е.И. Щербаковой, Т.В. Турунтаевой, Т.С.Будько, В. В Давыдова,
Г. А Корнеевой, А. А Смоленцевой и других. Этими же авторами
подчеркивается, что развитие глазомера и глазомерных действий способствует
развитию художественных, творческих, познавательных способностей,
обогащает эмоциональную сферу детей, формирует эстетическое восприятие и
эстетические чувства. Развитие глазомера и освоение глазомерных действий у
дошкольников осуществляется в процессе разнообразной практической
деятельности: конструктивной, модельной, познавательной (ознакомление с
величиной предметов) и изобразительной.
Высокий уровень развития глазомера и сформированные глазомерные
действия очень важны при выполнении старшими дошкольниками
декоративных композиций в технике аппликации, лепки, рисования.
Исследователями детского изобразительного творчества
(Г.Г.Григорьевой, Н.А.Дудиной, Т.В. Лабунской, Т.Я. Шпикаловой, Т.С.
Характеризуя состояние изученности проблемы формирования глазомера
и глазомерных действий в старшем дошкольном возрасте, приходится
констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты
указанной проблемы не нашли должного отражения. В частности, развитие
глазомера и глазомерных действий рассматривается только лишь в контексте
формирования у дошкольников представлений о величине предметов в ходе
обучения элементарным математическим представлениям. Вместе с тем на
практике воспитатели испытывают затруднения при построении
образовательного процесса по развитию глазомерных действий в ходе
обучения декоративному рисованию. Поэтому необходимо дальнейшее
совершенствование методики формирования и развития глазомера и
глазомерных действий у дошкольников в ходе выполнения декоративных
композиций с использованием адекватных инновационных дидактических
средств.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему выпускной
квалификационной работы «Формирование глазомерных действий в старшем
дошкольном возрасте в процессе выполнения декоративных композиций»
недостаточно разработанной в научной литературе и актуальной для изучения.
Цель исследования: изучение особенностей формирования глазомерных
действий в старшем дошкольном возрасте в процессе выполнения
декоративных композиций.
Объект исследования: формирование глазомерных действий в старшем
дошкольном возрасте.
Предмет исследования: формирование глазомерных действий в старшем
дошкольном возрасте в процессе выполнения декоративных композиций.
Гипотеза: формирование глазомерных действий в старшем дошкольном
возрасте в процессе выполнения декоративных композиций будет
эффективным, если педагог с этой целью реализует специально разработанный
комплекс занятий.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были
поставлены задачи:
1. Изучить понятие «глазомерные действия» в психолого-педагогической
литературе.
2. Раскрыть особенности формирования глазомерных действий в старшем
дошкольном возрасте.
3. Дать характеристику специфике обучения старших дошкольников по
выполнению декоративных композиций.
4. Провести экспериментальное исследование формирования глазомерных
действий в старшем дошкольном возрасте в процессе выполнения
декоративных композиций в рисовании по мотивам народных росписей
5. Разработать методические рекомендации по формированию глазомерных
действий в старшем дошкольном возрасте в процессе выполнения
декоративных композиций в рисовании по мотивам народных росписей.
В качестве основных методов исследования были определены:
- на теоретическом уровне: методы анализа, синтеза, сравнения психологопедагогической литературы по проблеме исследования;
- на эмпирическом уровне: эксперимент, тестирование, изучение продуктов
творческой деятельности старших дошкольников в виде рисунков;
- статистические: сравнительный анализ результатов, качественный и
количественный анализ статистических данных.
Теоретико-методологической основой исследования послужило изучение
следующих теорий и концепций:
- научная теория А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей, Н.А. Менчинской,
Г.С.Косюк, А.А. Столяр и других о необходимости организованного обучения
дошкольников понятию «величина» в процессе обучения элементарным
математическим представлениям;
- научная теория А. М. Леушиной, Т. В. Тарунтаевой, Г. А. Корнеевой, З. А.
Михайловой о целенаправленном формировании элементов измерительной
деятельности в дошкольном возрасте;
- теоретические концепции Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Н.Б. Халезовой,
Т.Я. Шпикаловой, Т.Н. Дороновой, А.А. Грибовской и других использования
разнообразной декоративно-прикладной деятельности в процессе сенсорного
развития дошкольников.
Исследование состояло из нескольких этапов:
- первый этап -теоретический. На этом этапе определены теоретические
аспекты формирования глазомерных действий в старшем дошкольном возрасте
в процессе выполнения декоративных композиций.
- второй этап –развивающий. На этом этапе проведено экспериментальное
исследование формирования глазомерных действий в старшем дошкольном
возрасте в процессе выполнения декоративных композиций в рисовании по
мотивам народных росписей.
- третий этап – обобщающий. Осуществлялся анализ и обобщение результатов
исследования, коррекция выводов исследования, систематизировались и
обобщались экспериментальные данные. Разработаны методические
рекомендации по формированию глазомерных действий в старшем дошкольном
возрасте в процессе выполнения декоративных композиций в рисовании по
мотивам народных росписей.
Практическая значимость работы определяется тем, что в ней
представлен комплекс занятий по формированию глазомерных действий у
старших дошкольников в процессе выполнения декоративных композиций в
рисовании по мотивам народных росписей и предложены методические
рекомендации по формированию глазомерных действий у старших
дошкольников в процессе выполнения декоративных композиций в рисовании
по мотивам народных росписей, которые могут быть использованы в
практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных
организаций. Данная выпускная квалификационная работа представляет
интерес для педагогических работников дошкольного образования и студентов,
обучающихся по специальности **** Дошкольное образование.

Купить за 2500 ₽

Похожие работы