Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по истории > Положение женщины в мусульманском обществе и изучение этой проблематики в школе

Тема дипломной работы: Положение женщины в мусульманском обществе и изучение этой проблематики в школе

3000 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: История
Год сдачи: 2019
Количество страниц: 98
Оценка: 5
Рейтинг работы:

Работа подойдет для будущих учителей истории и обществознания.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.  Положение женщины в мусульманской семье

1.1. Происхождение и назначение женщины по мусульманским источникам

1.2. Детство и девичество

1.3. Замужество и материнство

1.4. Отношения мужчин и женщин, старших и младших в кругу родственников

ГЛАВА II. Положение женщины в исламском обществе (на примере стран аравийского полуострова)

2.1. Изменение отношения к женщине во времена Пророка

2.2. Имущественные и другие права женщины по шариату

2.3. Возможности получения образования, участия в различных сферах общественной жизни на современном этапе

2.4. Движения за расширение прав женщин в исламском обществе

ГЛАВА III. Изучение специфики гендерных отношений мусульман в школьном курсе истории и обществознания

3.1. Методические рекомендации по изучению темы в школе на уроках истории и обществознания

3.2. Конспект урока обществознания по теме: «Положение женщины в мусульманском обществе» в 9 классе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время различные общества современного мира подвергаются модернизации: традиционные ценности народов и культур, права и свободы человека проходят процесс трансформации, постепенно начинают испытывать давление, зачастую со стороны внедряются так называемые идеи гражданского общества. Ученые и различные организации акцентируют внимание на проблемах гендерного равенства. Определение места и роли женщины в мусульманском обществе очень важно для всего мирового сообщества. Женщины, проживающие в странах, где государственной религией является ислам, соблюдают традиции и нормы, потому что они живут в обществе, в котором преобладают религиозные предписания и исторически сложившиеся на данной территории обычаи. В странах Запада, а также среди россиян, сложилось представление, что среди мусульман мужчина обладает большими правами, чем женщина. Мусульманка понимается как человек, живущий в обществе, наделенном правами лишь для мужчин. В общественном сознании преобладает образ мусульманской женщины, которая притеснена и ущемлена законами ислама.
В нашей стране научное исламоведение находится на высоком уровне, но несмотря на это, российское общество не обладает достаточными знаниями об исламе и достижениях его культуры. Очень остро прослеживается недостаток знаний в области мусульманской социально-правовой структуры, о месте и роли женщины в ней. Поверхностные, искривленные знания не способствуют пониманию реального положения женщины-мусульманки в исламском обществе, как представителями других конфессий, так и самими мусульманами. Недостаток знаний приводит к тому, что под видом соблюдения норм шариата в мусульманской среде иногда принимаются неправовые законы, унижающие положение женщины.
Женщина, внешне выражающая свою принадлежность к исламской культуре, носящая хиджаб в общественных местах, как правило, вызывает неадекватную реакцию у большинства россиян. Основная причина такой реакции - незнание исламских традиций основной массой населения, а также преобладание созданного СМИ образа мусульманки-шахидки.
В связи с вышесказанным, данная проблема представляется весьма актуальной как для российского общества в целом , так и для обсуждения ее целенаправленно с учащимися школ на уроках истории и обществознания. Глубокие знания о культуре ислама, позволят учащимся спокойнее реагировать на внешние проявления принадлежности к данной религии; возможно, изменят мнение о закрепощенности мусульманок; помогут понять, что модели поведения, механизмы социального регулирования, воспроизводства и выживания в различных обществах успешно функционировать разные, в соответствии со своим историческим и культурным базисом.
Объект исследования - традиции и обычаи ислама, их регулирующая роль в мусульманском обществе на современном этапе.
Предмет исследования - положение женщины в мусульманском обществе и возможности изучения данного вопроса в российской системе школьного образования.
Цель настоящей работы - рассмотреть положение женщины в исламском обществе и возможности изучения данной проблематики в школе.
Исходя из цели выпускного квалификационного исследования были поставлены следующие задачи:
- выяснить как объясняется происхождение и назначение женщины в мусульманских источниках;
- рассмотреть статусно-ролевые позиции женщины в семье;
- исследовать отношения мужчин и женщин, старших и младших в кругу родственников;
- проследить изменение отношения к женщине во времена Пророка по сравнению с предшествующим периодом;
- ознакомиться с имущественными и другими правами женщин по шариату;
- выявить возможности получения образования, участия в различных сферах общественной жизни мусульманками на современном этапе;
- изучить движения за расширение прав женщин в исламском обществе;
- составить методические рекомендации для изучения положения женщины в мусульманском обществе в школе на уроках истории и обществознания;
- составить конспект урока «Положение женщины в мусульманском обществе» по обществознанию для 9 класса
Основными источниками для понимания положения женщины в мусульманской традиции являются Коран и Шариат. Коран - послание Аллаха через пророка Мухаммада людям - главная книга мусульман, она содержит основные положения и догмы ислама. Шариат - это свод религиозных, юридических и бытовых правил основанных на Коране. Они являются основой мусульманской традиции и уклада жизни, также определяют статусно - ролевые позиции мужчины и женщины в семье и обществе, при том, что регулирующие функции в мусульманском обществе также признаются за адаты обычным правом, которое может различаться в зависимости от страны.
Коран написан на арабском языке и дословный его перевод запрещен. Условием для перевода называется толкование смыслов. Особенностью Корана является то, что каждый аят может содержать множество смыслов. На современном этапе в России известны переводы И. Ю. Крачковского, В. М. Пороховой, Т.А. Шумовского и некоторых других арабистов.
Самым известным является академический перевод смыслов Корана Игнатием Юлиановичем Крачковским доктором филологических наук. Этот перевод был в большей степени литературоведческим и рассчитан на ученых-арабистов. Он вызывал нарекания у мусульманских богословов из-за неоднозначности толкования и несоответствия исламскому нравоучению. Но ввиду точности, разделения перевода и толкования данный текст несет большую научную ценность. Труд академика Крачковского многократно переиздавался.
Широко известен поэтический перевод Теодора Адамовича Шумовского – ученика Н.Ю. Крачковского. Этот перевод был одобрен в мусульманской среде. Своим переводом автор стремился передать красоту поэтического арабского языка, четко следовать стихотворному ритму подлинника. Со стороны ученых перевод был встречен критикой, Теодора Адамовича обвинили в том, что из-за стремления к поэтичности труд, лишен четкой передачи смысловой составляющей.
Также в поэтической форме перевод смыслов Корана сделала и Валерия Михайловна Прохорова. Валерия Михайловна имеет лингвистическое образование и сама исповедует ислам. Этот перевод произведен в сотрудничестве с известными богословами и одобрен мусульманским духовенством (египетская академия Аль-Азхар). Но со стороны ученых перевод вызывает много нареканий, в том числе то, что переводчик не владеет в полной мере арабским языком и пользовалась английским переводом, а также то, что в некоторых аятах искажен смысл в пользу поэтичности фразы.
В своей работе я буду использовать перевод академика Игнатия Юлиановича Крачковского, поскольку он представляет собой подстрочник арабского текста, автор перевода стремился дословно передать смысл священной для мусульман книги.
Значимым источником для изучения проблемы являются хадисы. Хадисы – это предания о словах и действиях пророка Мухаммада, которые затрагивают разнообразные стороны жизни мусульманской общины. Сумма хадисов образует Сунну, составляющую основу шариата. Изначально хадисы передавались устным путем учениками пророка, затем их стали записывать. Существует множество сборников хадисов: сборники по отраслям шариатского знания, согласно именам передатчиков хадисов, согласно именам шейхов и другие. Основными и наиболее достоверными считаются 6 сборников хадисов: имам Аль-Бухари, сахих Муслим, Сунан ан-Насаи, Сунан Абу Дауда, Джами ат-Тирмизи, Сунан Ибн Маджа.
Для своей работы я использую сборник «Хадисы пророка» Валерии Михайловны Прохоровой, которые содержат перевод 200 хадисов с комментариями от автора, также сборники Аль-Бухари, Сахих Муслим.
Важным источником для изучения положения женщин является шариат. Шариат в переводе с арабского - путь, образ действия. Законы шариата это комплекс предписаний, определяющих убеждения и формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Предписания шариата закреплены Кораном и сунной пророка Мухаммеда. Для своей работы я использовала сборник законов шариата Гасыма Мамедовича Керимова, профессора, доктора исторических наук, исламоведа. Основу книги составляет анализ главных разделов канонического шариата. Также в данной работе рассматривается значение шариата в современном мире и России.
Также на положение женщины в конкретной стране влияет мазхаб – школа шариатского права в исламе. В настоящее время распространены 5 суннитских (ханафитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский, захиритский) и 1 шиитский (джафариты) мазхабы. В основах исламских знаний нет никаких различий, разногласия происходят из толкования хадисов пророка Мухаммада.
В ходе исследования использованы статистические данные с сайта Федеральной службы государственной статистики. Актуальные данные об изменении прав женщин в мусульманских странах можно узнать из различных СМИ: РИА-новости, RT, ТАСС, Интерфакс, ВВС и другие.
Обращаясь к историографии вопроса, хотелось бы отметить, что анализ культуры мусульман, историю ее происхождение и основные составляющие элементы, особенности развития под воздействием различных фактов изложил в своих научных трудах выдающийся российский востоковед конца XIX – начала XX века Василий Владимирович Бартольд.
В советский период изучению положения женщины в исламе уделялось не достаточное внимание, так как из советской идеологии религия не играла была исключена. Большинство исследований посвящены изучению положения женщины в республиках советского Востока. Это работы: К.Г. Алиевой, Р.Х. Аминовой, К.А. Гафуровой, Р.А. Набиевой, Б. П. Пальвановой, Ж.С. Татыбековой, Х.С. Шукуровой. Где говорится о бесправном положении мусульманки до прихода советской власти. Женщины действительно находились в состоянии покорности и унижения, это объяснялось субъективной мужской трактовкой исламских религиозных источников. С приходом советской власти женщина стала не только растить детей и ухаживать за домом, но и работать на производстве. Можно отметить, что почти все исследования образа мусульманки носили критический характер, описывали тяжелую жизнь женщины под гнетом религии.
Среди ученых, изучавших проблемы положения женщины в мусульманской традиции можно выделить ученых философско-критической направленности. Они - сторонники эмансипации, выступали за потребность освобождения мусульманской женщины из-под гнета. Это мнение разделяет автор книги «Ислам и женщина» Михаил Вагабович Вагабов (1968).
Фундаментальный анализ истории, эволюции и перспектив развития женщины в мусульманском обществе представлен в книге Людмилы Шайдуллиной «Арабская женщина и современность» (1978).
В постсоветский период, когда отношение к религии меняется, авторы исследований стараются раскрывать специфику исламского равенства, говорят о высоком статусе женщины в исламе и ее особом положении. Так Лилия Николаевна Фролова в статье «Статус женщины в исламе»(2009) представила в виде схемы горизонтальную мобильность мусульманской женщины от девочки к замужней женщине и матери. М.А Абдуллаева говорит о высоком положении женщины, которое соответствует ее природе.
Все, рассмотренные выше авторы говорят о статусно-ролевой модели поведения мусульманской женщины, которая формируется на основе разделения двух полов. Этой же теории придерживается и исследователь ислама Гульнар Равильевна Балтанова автор книги «Мусульманка» (2007). В данной работе исследуется положение женщины в традиционном мусульманском обществе с момента его возникновения в эпоху раннего средневековья до наших дней.
Подобный взгляд на гендерную проблематику в исламе представлен в диссертации Заиры Магомедовны Бараевой «Женщина в мусульманском обществе (проблемы трансформации социального и правового статуса)» (2003). Автор приходит к выводу о предполагаемом равенстве мужчин и женщин, но в тоже о различии прав и обязанностей полов. Заира Магомедовна дает своё объяснение ситуации, почему положение женщины в исламе меняется медленно, связывая этот факт с тем, что мусульманскими правоведами чаще являются мужчины, которые трактуют источники в свою пользу.
Такие вопросы как сватовство, временный брак, женщина и социальная независимость, Коран о положении женщин, различия между мужчинами и женщинами, наследство, многоженство, с позиций мусульманки рассматривает Муртаза Мутаххари в книге «Правовой статус женщины в исламе» (2010). Автор приходит к выводу, что раз мужчина и женщина созданы из одной и той же субстанции, из одного и того же естества, то они равноценны и равны.
По мнению Марины Анатольевны Григорьевой в вопросе гендерных ролей мужчины и женщины следует проводить различие между исламом как религией и исламом как культурой. Ислам как религия подразумевает равенство между мужчиной и женщиной, но на уровне культуры оно не соблюдается. Марина Анатольевна считает что, неравенство в мусульманской общине стало развиваться как результат предпочтения и деятельности патриархальных властей. Женщина в глазах мужчины воспринимается как его собственность, полученная им во владение от Аллаха, как существо нерациональное, излишне эмоциональное, созданное для воспроизведения потомства.
Стоит сказать, что методической литературы по изучению этой темы в школе крайне мало, хотя и издаются методические пособия для курса «Основы исламской культуры» и относительно нового для школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Во время написания работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, сравнительно - исторический, применен комплексный и проблемно-хронологический подходы.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа обобщая и систематизируя имеющуюся информацию о положении женщины в мусульманских странах, открывает новые возможности для изучения данной проблематики в школе. В некоторой степени данное исследовае поможет восполнить пробел в методической литературе по рассматриваемому вопросу для школьного учителя.