Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Международные отношения > Гуманитарное направление деятельности БРИКС

Тема дипломной работы: Гуманитарное направление деятельности БРИКС

2500 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Учебные заведения Москвы > Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (МГИМО) > Факультет Международных отношений
Тип работы:Дипломные работы
Категория:Международные отношения
Год сдачи:2020
Количество страниц:97
Оценка:4
Рейтинг работы:

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. БРИКС В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. 12

1.1. Концептуальные основы гуманитарного взаимодействия
стран-членов БРИКС
   12

1.2. Председательство России в БРИКС: новые вызовы.. 30

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
БРИКС
.. 36

2.1. Культура (сохранение культурного разнообразия) 36

2.2. Здравоохранение. Развитие сотрудничества по проблемам
здравоохранения
  49

2.3. Наука и образование. 63

2.4. Перспективы расширения гуманитарного сотрудничества
стран-членов БРИКС
   72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 86

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Любое государство стремится к осуществлению прямого и косвенного воздействия на международную среду и другие государства, исходя из своих целей, интересов, возможностей. К основным ресурсам влияния государства относятся: финансово-экономические, военно-силовые, политико-дипломатические, демографические, структурно-организационные и др. Однако, даже владение определенными средствами и ресурсами влияния еще не означает, что государство способно эффективно ими распоряжаться. В последнее время в политическом дискурсе повышенное внимание уделяется гуманитарному взаимодействию как важному фактору развития международных отношений и межгосударственного общения.
Гуманитарное направление в международном сотрудничестве государств – это комплекс действий, инструментов, программ, заявлений, деклараций и других мер, направленных на защиту и обеспечение базовых потребностей и прав человека, как на уровне отдельных индивидов и небольших сообществ, так и на уровне больших групп людей (беженцев, мирных жителей в зонах боевых действий и др.). Гуманитарное направление в деятельности государств наиболее полно проявляется в тех случаях, когда человеческая жизнь, здоровье и другие фундаментальные права и возможности оказываются под угрозой. Это может происходить в силу различных факторов: вооруженных конфликтов, криминального и террористического насилия, природных и антропогенных катастроф, голода, дискриминационной политики и др.
Гуманитарное направление в деятельности государств проявляется в разнообразных видах помощи, поддержки и защиты. Помощь включает: 1) беженцам и вынужденным переселенцам; 2) пострадавшим в результате стихийных бедствий; 3) мирным жителям в зонах вооруженных конфликтов; 4) продовольственной; 5) долгосрочных программ восстановления и развития; 6) других видов. Поддержка охватывает научные, образовательные, здравоохранительные и другие проекты, а также программы по трудоустройству, которые предоставляют людям новые возможности. Защита может обеспечиваться благодаря международной нормотворческой и правозащитной деятельности государства, его дипломатических усилий в сфере урегулирования конфликтов, а также проведения им миротворческих и других военных операций с целью протекции мирных жителей в условиях внутриполитических и международных кризисов.
Во внешней политике государств-членов БРИКС гуманитарная составляющая более ограничена по своим целям и в основном либо компенсирует их военно-силовые операции, либо служит продвижению экономических интересов, а также формированию позитивного имиджа этих государств в мировой публичной сфере.
С этой точки зрения представляют интерес изучение и анализ именно гуманитарного направления сотрудничества группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Америка), а также перспективы его развития.
Объект исследования – гуманитарное направление в деятельности БРИКС.
Предмет исследования – основные направления гуманитарного сотрудничества БРИКС и перспективы его расширения.
Официальные документы. Настоящее исследование опиралось на следующие группы источников:

Целью работы является анализ особенностей современного состояния гуманитарного сотрудничества стран-членов БРИКС.
Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
-выяснить концептуальные основы гуманитарного взаимодействия стран-членов БРИКС;
- выявить роль России в гуманитарной деятельности БРИКС;
- выделить направления гуманитарного сотрудничества в рамках БРИКС;
- определить перспективы расширения гуманитарного сотрудничества стран-членов БРИКС;
Научная новизна магистерского диссертационного исследования:
- выявлены теоретико-методологические основы гуманитарного сотрудничества стран в контексте объединения БРИКС;
- обоснованы основные проблемные моменты и предложена система мер по усилению гуманитарного сотрудничества в рамках межгосударственного объединения БРИКС.
Методология исследования
В работе использованы следующие методы и подходы: теоретические (поиск объяснений и трактовок тех или иных понятий), эмпирические (анализ и синтез), исторический, институциональный, системный, обобщения, с помощью которого были сделаны общи евыводы.
При подготовке исследования использовались данные международных и отечественных рейтингов «мягкой силы», а также статистические и аналитические материалы The Pew Research, World Bank, UNESCO, межгосударственные договора между странами-членами БРИКС и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах вузов соответствующего направления, пособиях. Выводы и рекомендации могут использоваться институтами государственной власти Российской Федерации в процессе разработки внешнеполитической стратеги.
Структура работы. Специфика проблем, ставших объектом и предметом исследования, обусловила его логику и структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы (129 позиций).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования гуманитарного взаимодействия стран БРИКС в постбиполярном мире и анализа тенденций и перспектив объединения в расширении и углублении сотрудничества в гуманитарной сфере сделаны следующие выводы:
1. Мировую систему с начала третьего тысячелетия характеризует две основные тенденции, это процессы глобализации и регионализации. Преследуя собственные национальные интересы, стремясь увеличить свою роль на международной арене, расширить политические, экономические, культурные и иные контакты с другими государствами современные страны объединяются в организации и сообщества разного направления и масштаба. Эти тенденции определяет возможность активного участия любой страны одновременно в нескольких двусторонних и многосторонних группировках. Заинтересованность в участии в новых формированиях проявляют государства различных категорий, разного природного, экономического, человеческого, военного потенциала, относятся к разряду развитых стран и развивающихся стран, великие державы и сверхдержавы, соседние, смежные или расположенные в тысячах километров друг от друга. Не исключением является и Российская Федерация, которая сегодня является членом ряда различных организаций.
2. Среди современных международных группировок, имеющих специфические черты и значительным образом отличаются от классических организаций, особое место занимает БРИКС, которая относится к международным объединениям нового типа, представляет собой политический неформальный клуб, объединяя страны с развивающимися экономиками быстрыми темпами.
Группа БРИКС берет свое начало в 2006 г., с тех пор Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка все более тесно координируют свою политику по ключевым международным проблемам, а также играют активную роль в формировании многополярного мирового порядка и разработке современных моделей для мировых финансовых и торговых систем.
Важнейшей предпосылкой к формированию и становлению БРИКС считается содружество стран этой организации в рамках двустороннего и трехстороннего объединения, а именно: Россия - Индия, Россия - Китай, Россия-Индия - Китай, Индия - Бразилия - Южно-Африканская Республика.
К важным вопросам взаимодействия в этой организации относятся: преодоление экономическо-финансового кризиса, использование лучших технологий в производстве и улучшение показателей уровня жизни, помощь друг другу, обмен опытом и создание совместных проектов.
Этот альянс имеет значительные перспективы, многие экономисты заявляют о том, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР настолько велик, что они могут стать одной из самых доминирующих экономик к 2050 году. Относительно высокие экономические показатели этих стран дают повод предполагать, что произошла своего рода изоляция БРИКС от богатого развитого мира. Резкое вторжение стран БРИКС в мировую экономику предполагает шок огромных пропорций, который может привести к существенным изменениям в экономическом глобальном процессе.
3. Сотрудничество в гуманитарной области является одной из приоритетных задач группы БРИКС. Наиболее востребованными направлениями в гуманитарной сфере деятельности выступают наука и образование, культура, здравоохранение.
Важным направлением сотрудничества в рамках своего председательства в БРИКС в 2020 г. Россия считает культурно-гуманитарную сферу.
4. Неоценимое значение для развития партнерства стран БРИКС имеет культура. Она не только содействует укреплению взаимопонимания между народами, но и играет важную роль как один из элементов «мягкой силы» для продвижения национальных политических и экономических интересов.
Главные направления сотрудничества в культурной сфере - обмен аудиовизуальными работами и их демонстрация; организация выставок, проведение фестивалей и дней национальной культуры и кино; обмен творческими коллективами; партнерство между музеями и библиотеками, включая организацию выставок.
5. Страны БРИКС заинтересованы в более тесном взаимодействии в сфере здравоохранения в целях поиска методов профилактики и лечения болезней, разработки новых эффективных лекарственных препаратов.
В каждой стране БРИКС существует собственная система здравоохранения, однако совместная работа над программами, учитывающими не только собственный опыт, положительно влияет на снижение риска заболеваний и смертности. Прежде всего, внимание уделяется программам борьбы с ВИЧ/ СПИДом, туберкулезом, малярией.
6. Следует отметить, что во всех странах - членах БРИКС есть вузы с высококвалифицированным профессорскопреподавательским составом. Наиболее качественное высшее образование можно получить в Китае. Хорошим уровнем подготовки кадров отличаются также многие вузы Индии, России и ЮАР. Это позволяет им налаживать сотрудничество по программам двойных дипломов, проводить совместные научные исследования.
В широком ракурсе система высшей школы БРИКС явно недооценена с точки зрения своей способности и потенциала формировать глобальную образовательную среду. В условиях острой конкуренции, подогреваемой массивным проникновением западных образовательных моделей и требований, от университетов БРИКС требуется особая концентрация усилий для разработки новых форм образовательной деятельности, наращивания междисциплинарных, инновационных программ, расширения преподавания на иностранных языках. Подобные инициативы должны сформировать тренд устойчивой интернационализации системы высшего образования стран БРИКС, когда значимость международных связей вузов-членов будет приоритетной по сравнению с академическими обменами членов БРИКС с развитыми странами.
7. Принимая во внимание вышеизложенное, можно было бы предложить:
- активизировать обмен наилучшими практиками подготовки квалифицированных кадров в странах БРИКС;
- провести обмен опытом по вопросу разработки и внедрения в странах БРИКС оценок успеваемости учащихся;
- проанализировать и попытаться внедрить в России опыт других государств - членов БРИКС по привлечению в сферу образования финансовых ресурсов частного сектора;
- использовать зарубежный опыт работы с учащимися школ, включая меры с целью их предварительного профессионального ориентирования;
- поддерживать участие школьников стран БРИКС в различных международных проектах;
- при реализации совместных программ шире использовать возможности дистанционного обучения;
- принять меры к гармонизации национальных квалификационных стандартов;
- изучить возможность создания во всех странах БРИКС информационных систем о ситуации на рынке труда;
- продолжить взаимодействие по туберкулезу, ВИЧ/СПИД, сердечно-сосудистым и другим заболеваниям, прежде всего путем обмена опытом и проведения совместных исследований;
- поощрять обмен национальными лечебными учреждениями опытом использования современных методов лечения, инновационных технологий и оборудования;
- проводить совместные исследования по разработке медикаментов и диагностических методов для борьбы с эпидемиями;
- изучить вопрос гармонизации законодательства и методов обучения специалистов
- в сфере традиционной медицины, которая становится все более популярной в России, но в отличие от Бразилии и Китая, где она пользуется поддержкой государства, на нее у нас не распространяются государственные гарантии оказания медицинской помощи гражданам.
Все эти предложения могут быть реализованы в случае определения в каждой стране - члене БРИКС организаций, отвечающих за координацию и имплементацию планов работы. Иначе многие интересные и нужные начинания могут остаться на бумаге.