или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | ГАПОУ ПО ПСПК |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Музыка |
Год сдачи: | 2023 |
Количество страниц: | 78 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 06.11.2023 |
Количество просмотров: | 49 |
Рейтинг работы: |
Введение:
Цель воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Художественно - эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка младшего школьного возраста. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования прописаны требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств [27].
Крупнейший ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что художественно – эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [11]. Как нельзя лучше для этой задачи подходит такой вид искусства как музыка, именно она обладает большой силой эмоционального воздействия на человека.
Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством художественно – эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – одно из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», - писал он [20, с. 2].
Младший школьный возраст считается самым подходящим временем для развития личности ребенка. В этом возрасте ребенок очень любознателен и готов к множеству открытий и реализации своего творческого потенциала. Важным фактором является умение наладить психологический контакт с детьми, научить их правильно мыслить, слушать и понимать музыку [29]. Для художественно – эстетического воспитания младших школьников учителю помогут методы музыкального образования на уроках музыки.
(фрагменты работы)
Проанализировав психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст (от 6-7 до 9-11 лет) характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Анализ психолого-педагогических источников показал, что в них раскрывается либо понятие эстетическое воспитание, либо художественное воспитание. Единого понятия художественно-эстетическое воспитание встречается очень редко, либо подразумевается синонимическое значение. Так к примеру, В.И Загвязинский определяет формирование художественно-эстетической компетенции, как приобретение и развитие культурных ценностей обучающихся. Другие педагоги говорят о художественно-эстетическом образовании или развитие личности.
В нашем понимании художественно-эстетическое воспитание — это созидательная направленность, которая формирует способность понимать, создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Главное — воспитать, развить такие качества и способности, которые позволят ребенку не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Целью художественно-эстетического воспитания на ступени начального общего образования является становление основ художественно - эстетической культуры личности и способности к эстетическому освоению действительности.
При реализации поставленной цели в условиях образовательно воспитательного пространства общеобразовательной организации необходимо выполнение следующих задач:
• во-первых, создание элементарных художественно-эстетических знаний и впечатлений, которые формируют мотивационный компонент;
• во-вторых, развитие на основе созидаемых знаний способности художественного и художественно-эстетического восприятия окружающей действительности;
• в-третьих, формирование художественно-эстетических творческих способностей, развитие художественной культуры и эстетического вкуса.
Для осуществления комплекса уроков был использован инновационный метод художественно-эстетического воспитания – рефрейминг.
Нами было проведено исследование уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста, которое проводилось на базе «Средней общеобразовательной школы № 222 углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля» г. Заречный по четырем методикам: «Диагностика восприятия музыкальных произведений», «Диагностика восприятия художественных произведений», а так же «Диагностика развития творческой активности» и «Диагностика знаний об искусстве» младших школьников показало достаточно невысокий уровень качества художественно-эстетической воспитанности младших школьников по средствам искусства.
В связи с этим был разработан комплекс мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию младших школьников, который включал в себя задачи такие как:
• способствовать становлению художественно-эстетического отношения к окружающему миру;
• совершенствовать художественно–эстетический, эмоциональный, оценочный и деятельностный опыт детей младшего школьного возраста;
• стимулировать у младших школьников сопереживание к персонажам художественных произведений; поддерживать характер и настроение, создаваемого образов, передача точной формы, строения, пропорций, фактуры, представление по собственному замыслу, интереса к изображаемым объектам реального мира и фантазийного мира с натуры;
• повысить уровень знаний об искусстве.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем подтвердить гипотезу о том, что художественно-эстетическая воспитанность будет наиболее результативной, если:
1. Учитывать уровень художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста.
2. Учитывать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Построен на взаимосвязи всех субъектов образовательного процесса, а именно: учитель-ученик, учитель-родитель, ученик-ученик, ученик-родитель.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что материал работы может быть использован студентами во время прохождения педагогической практики и учителями музыки в начальной школе.
Цель, которая была сформулирована в начале исследовательской работы, достигнута, задачи решены.
Похожие работы