или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Пермь > Пермский государственный педагогический университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Музыка |
Год сдачи: | 2024 |
Количество страниц: | 52 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 19.11.2024 |
Количество просмотров: | 11 |
Рейтинг работы: |
Актуальность
исследования. Выдающимися отечественными хормейстерами накоплен богатый
опыт, который позволяет глубже изучить профессию хорового дирижирования, дает
возможность молодым специалистам расширить свои знания, усовершенствовать
навыки и умения.
Одним из крупнейших российских хоровых дирижеров,
оставивших ценное творческое наследие, является Виктор Сергеевич Попов. Он был
выдающимся представителем отечественного хорового искусства, универсальной
художественной личностью – замечательным педагогом, просветителем,
организатором. Все направления его деятельности были исключительно плодотворны,
а результаты творческих инициатив ясно ощутимы в концертной жизни и в
вокально-хоровом образовании.
Подвижническая деятельность Виктора Сергеевича Попова
почти полвека была направлена на сохранение и развитие традиций русского
хорового искусства. Своим трудом и талантом он обеспечил перспективу развития
российской хоровой культуры, воспитав несколько поколений певцов, хормейстеров,
солистов, педагогов и просвещённых любителей музыки.
Особенно заметным и весомым стал вклад В.С. Попова в
детское хоровое исполнительство: он известен прежде всего, как создатель и
руководитель Академии Хорового Искусства, а также Большого детского хора
Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Работая с этими коллективами более 20 лет, хормейстер
на практике осуществлял подготовку своих воспитанников в рамках единой
специально выстроенной трехступенной системы вокально-хорового образования. Ему
удалось также осуществить развитие этой системы в целом: не только вырастить
универсальных музыкантов-исполнителей, но и создать для них поле деятельности,
обеспечить высокопрофессиональными кадрами хоры, оперные театры и учебные
заведения.
Постоянно осуществляя вокально-хоровую работу с
участниками хоров, музыкант существенно обогатил репертуар детских коллективов:
ему принадлежит множество обработок народных песен и хоровых переложений
академических произведений. В.С. Попов – автор методических изданий по вопросам
работы с детскими голосами, обучения детей хоровому пению, методики музыкального
воспитания.
Активная и разнообразная деятельность хормейстера
освещалась в печати – главным образом, в статьях его учеников и коллег: Г.П.
Дмитриева [9], Л. Красновой [14, 15], Н. Сергеевой [42], Н.Б. Сербул [36-38,
40], М.В. Цукановой [50]. Традиции хоровой педагогики В.С. Попова нашли
отражение в работах А.А. Марцинкевич [18], П.П. Останина [20, 21].
И все же представляется, что огромный вклад
выдающегося музыканта в развитие хорового пения заслуживает более пристального
внимания, более глубокого осмысления как целостного явления.
Таким образом, наблюдается противоречие между высокой значимостью творческой деятельности и
методико-педагогического наследия В.С. Попова и отсутствием ее научного
обобщения. Недостаточно систематизированными, в известной степени разрозненными
выглядят характеристики различных направлений работы В.С. Попова.
Обозначенное
противоречие выдвигает проблему
исследования: каковы особенности хормейстерской деятельности В.С. Попова и его
педагогического подхода к обучению хоровых дирижеров?
Сказанным
обусловлен выбор темы данной работы:
«В.С. Попов – хоровой дирижер и педагог».
Объект исследования – принципы обучения хоровому делу, применяемые
Виктором Сергеевичем Поповым, в современной практике хорового дирижирования.
Предметом исследования являются хормейстерская и
педагогическая сферы деятельности В.С. Попова.
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть
особенности хормейстерского искусства и хоровой педагогики Виктора Сергеевича
Попова.
Для
достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осветить
творческую биографию В.С. Попова.
2. Охарактеризовать
его хормейстерскую деятельность в Большом детском хоре Всесоюзного радио и
Центрального телевидения и в Академии хорового искусства.
3. Рассмотреть
применяемые В.С. Поповым основополагающие принципы обучения хоровому делу.
4. Определить
отличительные особенности хоровой педагогики В.С. Попова, основываясь на высказываниях
его учеников и последователей.
В
работе использовались следующие методы
исследования: анализ научной литературы, учебно-методических изданий,
материалов интернет-сайтов; классификация и обобщение имеющейся информации;
анкетирование формулировка выводов.
Новизна исследования состоит в комплексном
рассмотрении хормейстерской и педагогической составляющих творческой деятельности
В.С. Попова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
его материалы могут быть использованы преподавателями хоровых дисциплин ДМШ и
ДШИ, педагогами и студентами средних специальных и высших музыкальных и
музыкально-педагогических учебных заведений.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и
приложений.
Апробация
материалов работы осуществлялась при
прохождении производственной (педагогической) практики.
(фрагменты работы)
Виктор Сергеевич Попов родился 10 декабря 1934 года в небольшом городке Бежецк Тверской губернии. Своего отца, Сергея Петровича Попова (1915-1934), Виктор Сергеевич не помнил – он скончался, когда сыну было десять дней от роду. Мама будущего дирижера, Александра Михайловна Попова (1915-1948), была талантливым человеком, обладавшим уникальной профессией плакальщицы, то есть исполнительницей особого жанра русской народной песни – плача-причитания по усопшему. Именно от матери Попов унаследовал вокальный талант.
Похожие работы
Работы автора