или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Общая психология, Психология |
Год сдачи: | 2014 |
Количество страниц: | 73 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 18.12.2014 |
Количество просмотров: | 653 |
Рейтинг работы: |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ФГБОУВПО "УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Особенности восприятия детей родителями с разными стилями воспитания
Допущена к защите: Научный руководитель:
зав. кафедрой педагогики и кандидат педагогических наук,
педагогической психологии, старший преподаватель кафедры
к. психол.н., доцент педагогики и педагогической
психологии
__________ ____________
«_____» __________2014 г.
ИЖЕВСК, 2014
Содержание
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Межличностное восприятие и взаимопонимание в семье в процессе общения………………………………………………………..6
Понятие «межличностное восприятие»…………………………..........…6
Межличностное восприятие, как перцептивная сторона общения………………………………………………………………………...….9
Межличностные отношения и межличностное восприятие в семье……………………………………………………………………………...16
Выводы по 1 главе………………………………………………………...19
Глава 2. Стили воспитания в проблеме восприятия ребенка родителем………………………………………………………………………..20
2.1 Классификация стилей воспитания………………………………….20
2.2 Восприятие ребенка родителями с разными стилями воспитания………………………………………………………….………….…26
Выводы по 2 главе………………………………………………………...29
Глава 3. Исследование эффективности программы оптимизации родительских отношений…………………….………........31
3.1 Основание выборки……………………………………………….…..31
3.2 Диагностический инструментарий…………………………………..32
3.3 Результаты исследования…………………………………………….30
Выводы по 3 главе………………………………………………………...65
Заключение………………………………………………………………..67
Список использованной литературы………………………………….…70
Приложение……………………………………………………………….75
Введение
Продуктом взаимодействия ребенка и взрослого является образ себя и образ другого, отношения, появляющиеся между людьми в ходе общения. Образ себя и другого содержит два компонента: когнитивный и аффективный, т.е. знания и отношение и выступает в роли целостного аффективно–когнитивного комплекса. Его аффективная часть определена оценкой себя и другого человека, а когнитивная – с представлением о себе и другом. С возрастом эти представления станут наиболее точными, отношение к себе станет более адекватно, но эмоциональный компонент, возможно, станет началом постоянного искажения когнитивного образа Я и образа другого. (Л.И. Божович [10], М.И. Лисина [29,30], В.И. Гарбузов [16], А.И. Захаров [21]). Арсенал средств диагностики и коррекции детско-родительских отношений становится все обширнее, вклад в их изучения внесли А.Я. Варга [13], А.С. Спиваковская [36,49,50], О.А. Карабанова [24] и др.
Изучению отдельных характеристик системы «ребенок – родители», их значения (любви и принятия, последовательности, авторитетности, форм контроля и т.д.) посвящены работы Р. Скиннера, В. Рахматшаевой, Г. Сартан, Т. Гордона, И. Марковской и др. [25]
Влияние родителя на ребенка тесно связано с воспитательным воздействием на него, восприятие ребенка является ориентировочной базой воспитания. Значимость адекватного восприятия родителем ребенка в формировании наиболее оптимальных условий для личностного роста ребенка велика. Тем не менее, нет исследований этого аспекта межличностного познания родителями детей, этим и обусловлена актуальность представленного исследования.
Тема: «Особенности восприятия детей родителями с разными стилями воспитания»
Цель: разработка, обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности программы оптимизации родительского отношения.
Объект исследования: восприятие родителями своих детей.
Предмет исследования: восприятие ребенка родителями с разными стилями родительского воспитания.
Гипотеза исследования:
1. Восприятие родителями с авторитарным стилем воспитания образа своего ребенка будет отличным от образа ребенка у родителей с демократическим стилем воспитания в том, что реальный образ ребенка будет «не принимаем» родителями с авторитарным стилем воспитания.
2. Восприятие образа ребенка родителями с авторитарным стилем воспитания станет реалистичнее, если будут выявлены психолого-педагогические условия и с их учетом разработана программа формирования принятия ребенка через оптимизацию родительского отношения.
Задачи исследования:
1. Определить специфику восприятия ребенка родителями с разными стилями воспитания.
2. Выявить психолого-педагогические условия и, учитывая их, разработать программу для оптимизации родительского отношения.
3. Опытно – экспериментальным путем проверить эффективность программы для оптимизации родительских отношений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
фундаментальные положения общей психологии и гуманистической психологии личности (Л.С. Выготский, К. Роджерс);
теория деятельности А.Н. Леонтьева;
теория социального познания и концепция социальных представлений (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев);
стили и модели взаимодействия (С. Броди, Е. Соколова, А. Петровский, В. Дружинин, А. Спиваковская, А. Черников)
вопросы семьи и семейного воспитания (Д. Баумринд, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.)
Методы исследования:
Для проверки и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования:
Теоретические: анализ литературных источников.
Практические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, математический и статистический анализ.
В наших исследованиях применялись методики:
- для исследования психологических особенностей родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста использовался тест-опросник родительского отношения («ОРО») А.Я. Варги и В.В. Столина [58],
- для определения стиля родительского воспитания нами был исследован опросник С. Степанова "Стили родительского поведения" [51],
- для нужд исследования была разработана методика «Образ ребенка», суть которой в том, что родители отмечают на отрезке с полярными суждениями качество ребенка, свое отношение (реальное и идеальное представление) к выраженности этого качества ребенка.
Все полученные данные были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS версия 11.5 for Windows. Использовались методы непараметрической статистики, т.к. они не зависят от характера распределения данных: непараметрический тест для независимых выборок Манна-Уитни, критерий Вилкоксона для связных выборок.
Исследование проходило на базе МБДОУ №60 г. Ижевска. Выборка составила 27 человек из них 24-матери и 3 отца детей. Возраст детей 5-6 лет. Возраст испытуемых родителей от 25 до 47 лет.
Практическая значимость: Создание формирующей программы для оптимизации родительского отношения может найти широкое применение у специалистов разных профилей: психологов, педагогов, социальных педагогов, имеющих дело с проблемами семейного воспитания.
Структура выпускной квалификационной работы – состоит из 3-частей, библиотечного списка и приложений.
Список литературы
Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 2000,- 256с.
Азаров, Ю. П. Семейная педагогика [Текст] / Ю. П. Азаров. — М.: Политиздат, 1982. — 223 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 376 с.
Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопр. психологии. - 2006. - № 3. - C. 67-77
Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 174 с.
Богданович, Н.Г. Эффективное общение как фактор социальной адаптации Текст. : учеб. пособие / Н.Г. Богданович. Иркутск : Иркут. ун-т, 2004.- 110 с.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 237 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды.-2-е изд., переработ.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.-326с.
Бодалев А.А. О познавательных процессах в общении. // Когнитивная психология: Материалы финско-советского симпозиума. М., 1986.- С. 196 -205.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы психологии.—1999.—№ 2, 4.
Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977. – 414 с. с.123
Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике: Конкретные психологические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 107–113.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991,- 480 с.
Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения.// Собр. Соч. вб-ти томах.Т.1.М.,1982. 368 с. 140.
Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. Л.: Медицина, 1990.-176 с.
Гозман Л. Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии -1985.- №2.- С.186-187
Грибанов С.В. Социально-психологические аспекты формирования и развития личности : учеб.-метод. пособие / С.В. Грибанов, А.Н. Шиндин. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 28 с.
Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века: Монография / Калинингр. ун-т. - Калининград,1999. – 309 с. 43-45
Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996. – 241с
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2000. – 224 с.
Зацепин В.И. Мы и наша семья: Книга для молодых супругов /
В.И. Зацепин, В.Д. Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 416с.
История зарубежной психологии, 30-е - 60-е гг. ХХ в.: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 344 с.
Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 2002.
Келли Г. Процесс каузальной атрибуции /А.Дж.Келли //Современная зарубежная социальная психология: тексты /под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 127 - 137.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.-431 с.
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: «Учебник нового века»
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т.М., 1983.-391 с.
Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста – Вопр. психологии,1991,№3,с.117-124.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М., Педагогика, 1986. – 143 с.
Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. M. Марковская. — СПб.: Речь, 2002. — 150 с.
Обозов Н. Н. Семейно–брачные и родственные отношения / Обозов Н.Н. – М.: Просвещение, 1990. – 287с
Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», под ред. Маралова 2004. — 256 с
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с. с.175-183
Популярная психология для родителей. / А.С. Спиваковская. – СПб., 1997. – 304 с
«Педагогика». Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И. П. Подласый. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. - Кн. 2. Процесс воспитания.- 606с.
Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1096 с
Психология и педагогика учебное пособие 2-е издание
Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Под ред. А.А.Радугина. – М., 2007.- 336 с
Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной и Е. О. Смирновой. – М. : Когито-Центр, 2003. – 230 с.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.М., 1999.
Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Научисслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.
Смолева Т. О. Феномен неуверенности ребенка и акцентуации матери /Т. О. Смолева. М., 2001. 92 с
Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей// Вопросы психологии. 1986.-№2.-с. 110-117
Социально-психологические аспекты формирования и развития личности : учеб.-метод. пособие / С.В. Грибанов, А.Н. Шиндин. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 28 с.
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988.-200 с.
Спиваковская А.С., Петровская JI.A. Воспитание как общение и диалог // Вопросы психологии, 1982. № 5.- С. 85-89.
Степанов С. – «Стратегии семейного воспитания» (журнал «Школьный психолог», №5 – 2000 г.)
Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. – 1982. - № 4. – с. 105 – 115.
Тюков А. А. Организационные игры как метод и форма активного социального обучения // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации.— М., 1983.— С. 73—81.
Черников. А.В. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики./ А.В.Черников/ Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1998 г. -М.1998.- 152 с
Шубина А. С. «Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей» // журнал «Семейная психология и семейная терапия»-№ 4, 2006г.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.– 656 с.
Похожие работы
Работы автора