Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по общей психологии > Особенности восприятия детей родителями с разными стилями воспитания
Особенности восприятия детей родителями с разными стилями воспитания

Тема дипломной работы: Особенности восприятия детей родителями с разными стилями воспитания

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Общая психология, Психология
Год сдачи: 2014
Количество страниц: 73
Оценка: 5
Дата публикации: 18.12.2014
Количество просмотров: 648
Рейтинг работы:
Описание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

 

ФГБОУВПО "УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ

 

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Особенности восприятия детей родителями с разными стилями воспитания

 

Допущена к защите: Научный руководитель:

 

зав. кафедрой педагогики и кандидат педагогических наук,

 

педагогической психологии, старший преподаватель кафедры

 

к. психол.н., доцент педагогики и педагогической

 

  психологии

 

  __________ ____________

 

 

«_____» __________2014 г.

 

 

ИЖЕВСК, 2014

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….…3

 

Глава 1. Межличностное восприятие и взаимопонимание в семье в процессе общения………………………………………………………..6

 

Понятие «межличностное восприятие»…………………………..........…6

 

Межличностное восприятие, как перцептивная сторона общения………………………………………………………………………...….9

 

Межличностные отношения и межличностное восприятие в семье……………………………………………………………………………...16

 

  Выводы по 1 главе………………………………………………………...19

 

Глава 2. Стили воспитания в проблеме восприятия ребенка родителем………………………………………………………………………..20

 

2.1 Классификация стилей воспитания………………………………….20

 

2.2 Восприятие ребенка родителями с разными стилями воспитания………………………………………………………….………….…26

 

Выводы по 2 главе………………………………………………………...29

 

Глава 3. Исследование эффективности программы оптимизации родительских отношений…………………….………........31

 

3.1 Основание выборки……………………………………………….…..31

 

3.2 Диагностический инструментарий…………………………………..32

 

3.3 Результаты исследования…………………………………………….30

 

Выводы по 3 главе………………………………………………………...65

 

Заключение………………………………………………………………..67

 

Список использованной литературы………………………………….…70

 

Приложение……………………………………………………………….75

 

Введение

 

Продуктом взаимодействия ребенка и взрослого является образ себя и образ другого, отношения, появляющиеся между людьми в ходе общения. Образ себя и другого содержит два компонента: когнитивный и аффективный, т.е. знания и отношение и выступает в роли целостного аффективно–когнитивного комплекса. Его аффективная часть определена оценкой себя и другого человека, а когнитивная – с представлением о себе и другом. С возрастом эти представления станут наиболее точными, отношение к себе станет более адекватно, но эмоциональный компонент, возможно, станет началом постоянного искажения когнитивного образа Я и образа другого. (Л.И. Божович [10], М.И. Лисина [29,30], В.И. Гарбузов [16], А.И. Захаров [21]). Арсенал средств диагностики и коррекции детско-родительских отношений становится все обширнее, вклад в их изучения внесли А.Я. Варга [13], А.С. Спиваковская [36,49,50], О.А. Карабанова [24] и др.

 

Изучению отдельных характеристик системы «ребенок – родители», их значения (любви и принятия, последовательности, авторитетности, форм контроля и т.д.) посвящены работы Р. Скиннера, В. Рахматшаевой, Г. Сартан, Т. Гордона, И. Марковской и др. [25]

 

Влияние родителя на ребенка тесно связано с воспитательным воздействием на него, восприятие ребенка является ориентировочной базой воспитания. Значимость адекватного восприятия родителем ребенка в формировании наиболее оптимальных условий для личностного роста ребенка велика. Тем не менее, нет исследований этого аспекта межличностного познания родителями детей, этим и обусловлена актуальность представленного исследования.

 

Тема: «Особенности восприятия детей родителями с разными стилями воспитания»

 

Цель: разработка, обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности программы оптимизации родительского отношения.

 

Объект исследования: восприятие родителями своих детей.

 

Предмет исследования: восприятие ребенка родителями с разными стилями родительского воспитания.

 

Гипотеза исследования:

 

1. Восприятие родителями с авторитарным стилем воспитания образа своего ребенка будет отличным от образа ребенка у родителей с демократическим стилем воспитания в том, что реальный образ ребенка будет «не принимаем» родителями с авторитарным стилем воспитания.

 

2. Восприятие образа ребенка родителями с авторитарным стилем воспитания станет реалистичнее, если будут выявлены психолого-педагогические условия и с их учетом разработана программа формирования принятия ребенка через оптимизацию родительского отношения.

 

Задачи исследования:

 

1. Определить специфику восприятия ребенка родителями с разными стилями воспитания.

 

2. Выявить психолого-педагогические условия и, учитывая их, разработать программу для оптимизации родительского отношения.

 

3. Опытно – экспериментальным путем проверить эффективность программы для оптимизации родительских отношений.

 

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

 

фундаментальные положения общей психологии и гуманистической психологии личности (Л.С. Выготский, К. Роджерс);

 

теория деятельности А.Н. Леонтьева;

 

теория социального познания и концепция социальных представлений (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев);

 

стили и модели взаимодействия (С. Броди, Е. Соколова, А. Петровский, В. Дружинин, А. Спиваковская, А. Черников)

 

вопросы семьи и семейного воспитания (Д. Баумринд, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.)

 

Методы исследования:

 

Для проверки и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования:

 

Теоретические: анализ литературных источников.

 

Практические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, математический и статистический анализ.

 

В наших исследованиях применялись методики:

 

- для исследования психологических особенностей родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста использовался тест-опросник родительского отношения («ОРО») А.Я. Варги и В.В. Столина [58],

 

 - для определения стиля родительского воспитания нами был исследован опросник С. Степанова "Стили родительского поведения" [51],

 

- для нужд исследования была разработана методика «Образ ребенка», суть которой в том, что родители отмечают на отрезке с полярными суждениями качество ребенка, свое отношение (реальное и идеальное представление) к выраженности этого качества ребенка.

 

Все полученные данные были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS версия 11.5 for Windows. Использовались методы непараметрической статистики, т.к. они не зависят от характера распределения данных: непараметрический тест для независимых выборок Манна-Уитни, критерий Вилкоксона для связных выборок.

 

Исследование проходило на базе МБДОУ №60 г. Ижевска. Выборка составила 27 человек из них 24-матери и 3 отца детей. Возраст детей 5-6 лет. Возраст испытуемых родителей от 25 до 47 лет.

 

Практическая значимость: Создание формирующей программы для оптимизации родительского отношения может найти широкое применение у специалистов разных профилей: психологов, педагогов, социальных педагогов, имеющих дело с проблемами семейного воспитания.

 

Структура выпускной квалификационной работы – состоит из 3-частей, библиотечного списка и приложений.

 

Список литературы

 

Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 2000,- 256с.

 

Азаров, Ю. П. Семейная педагогика [Текст] / Ю. П. Азаров. — М.: Политиздат, 1982. — 223 с.

 

Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 376 с.

 

Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопр. психологии. - 2006. - № 3. - C. 67-77

 

Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 174 с.

 

 Богданович, Н.Г. Эффективное общение как фактор социальной адаптации Текст. : учеб. пособие / Н.Г. Богданович. Иркутск : Иркут. ун-т, 2004.- 110 с.

 

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 237 с.

 

Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды.-2-е изд., переработ.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.-326с.

 

Бодалев А.А. О познавательных процессах в общении. // Когнитивная психология: Материалы финско-советского симпозиума. М., 1986.- С. 196 -205.

 

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

 

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы психологии.—1999.—№ 2, 4.

 

Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977. – 414 с. с.123

 

Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике: Конкретные психологические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 107–113.

 

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991,- 480 с.

 

 Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения.// Собр. Соч. вб-ти томах.Т.1.М.,1982. 368 с. 140.

 

Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. Л.: Медицина, 1990.-176 с.

 

Гозман Л. Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии -1985.- №2.- С.186-187

 

 Грибанов С.В. Социально-психологические аспекты формирования и развития личности : учеб.-метод. пособие / С.В. Грибанов, А.Н. Шиндин. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 28 с.

 

 Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века: Монография / Калинингр. ун-т. - Калининград,1999. – 309 с. 43-45

 

Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996. – 241с

 

Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2000. – 224 с.

 

Зацепин В.И. Мы и наша семья: Книга для молодых супругов /
В.И. Зацепин, В.Д. Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 416с.

 

История зарубежной психологии, 30-е - 60-е гг. ХХ в.: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 344 с.

 

Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 2002.

 

Келли Г. Процесс каузальной атрибуции /А.Дж.Келли //Современная зарубежная социальная психология: тексты /под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 127 - 137.

 

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.-431 с.

 

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: «Учебник нового века»

 

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т.М., 1983.-391 с.

 

Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста – Вопр. психологии,1991,№3,с.117-124.

 

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М., Педагогика, 1986. – 143 с.

 

Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с.

 

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. M. Марковская. — СПб.: Речь, 2002. — 150 с.

 

Обозов Н. Н. Семейно–брачные и родственные отношения / Обозов Н.Н. – М.: Просвещение, 1990. – 287с

 

Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», под ред. Маралова 2004. — 256 с

 

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с. с.175-183

 

Популярная психология для родителей. / А.С. Спиваковская. – СПб., 1997. – 304 с

 

«Педагогика». Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И. П. Подласый. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. - Кн. 2. Процесс воспитания.- 606с.

 

Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.

 

Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1096 с

 

Психология и педагогика учебное пособие 2-е издание

 

Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Под ред. А.А.Радугина. – М., 2007.- 336 с

 

Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной и Е. О. Смирновой. – М. : Когито-Центр, 2003. – 230 с.

 

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.М., 1999.

 

Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Научисслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1989. — 208 с.

 

 Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.

 

Смолева Т. О. Феномен неуверенности ребенка и акцентуации матери /Т. О. Смолева. М., 2001. 92 с

 

Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей// Вопросы психологии. 1986.-№2.-с. 110-117

 

Социально-психологические аспекты формирования и развития личности : учеб.-метод. пособие / С.В. Грибанов, А.Н. Шиндин. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 28 с.

 

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988.-200 с.

 

Спиваковская А.С., Петровская JI.A. Воспитание как общение и диалог // Вопросы психологии, 1982. № 5.- С. 85-89.

 

Степанов С. – «Стратегии семейного воспитания» (журнал «Школьный психолог», №5 – 2000 г.)

 

Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. – 1982. - № 4. – с. 105 – 115.

 

Тюков А. А. Организационные игры как метод и форма активного социального обучения // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации.— М., 1983.— С. 73—81.

 

Черников. А.В. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики./ А.В.Черников/ Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1998 г. -М.1998.- 152 с

 

Шубина А. С. «Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей» // журнал «Семейная психология и семейная терапия»-№ 4, 2006г.

 

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.– 656 с.

Купить за 2500 ₽

Похожие работы

Работы автора