или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 50 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 18.07.2016 |
Количество просмотров: | 567 |
Рейтинг работы: |
Данная работа посвящена теме "Влияние проблемных ситуаций на развитие словесно-логического мышления в рамках освоения учебного материала на уроках математики учащихся 3-4 классов". Работа прошла рецензию учителя начальных классов, заслуженного учителя РФ г. Братска, на отлично. Защита - отлична. Тема раскрыта полностью и все материалы подобраны в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом второго поколения".
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Наша жизнь богата сюрпризами и порой не знаешь, чего от нее ожидать. Иногда взрослый человек попадает в трудную для него ситуацию и необходимо принять решение, которое способствовало бы преодолению препятствий, вставших перед человеком. Взрослый при этом испытывает трудности, а что же делать ребенку в таких ситуациях? Большинство детей не знают, что нужно предпринять, потому что их не научили в школе. Считаем, что главнейшей задачей учителя является – показать ребенку множество путей решения какой-либо проблемы.
И начинать нужно с начальной школы, так как здесь закладывается фундамент общего образования. Наиболее подходящее для развития у детей умения преодолевать трудности – это создание для них проблемных ситуаций. Лучше всего их использовать на уроках математики, где применение проблемных ситуаций способствует общему развитию детей.
Процесс проблемного обучения младших школьников привлекает внимание многих педагогов и психологов, так как в проблемном обучении происходит развитие подготовительной активности к решению нестандартных ситуаций ребенком.
Наиболее правильное определение сущности проблемного обучения можно дать, рассматривая его с точки зрения умственного развития. Это обучение, при котором учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем самостоятельного исследования.
Данная проблема широко рассматривается в психолого-педагогической методической литературе. Так М. И. Махмутов пишет, что создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем составляет сущность процесса проблемного обучения[2].
Эту мысль М.И.Махмутова подтверждает высказывание В.Оконя: «Проблемное обучение — это обучение, основанное на управлении процессом самостоятельного решения учащихся практических и теоретических задач».
С.Л. Рубинштейн в своей книге “Основы общей психологии” пишет: “мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс...”
Развитие детей младшего школьного возраста основывается на выдвижении гипотез самими детьми, где дети могут свободно высказывать свои точки зрения и в общем поиске находить правильное решение. Именно этот метод не нарушает прав ребенка, который оговорен в «Международной конвенции о правах ребенка». Чаще всего проблемные ситуации используются на уроках математики при решении нестандартных задач, что способствует, по - нашему мнению, развитию мышления детей младшего школьного возраста, в частности логического. При традиционном подходе к обучению у учащихся как бы утрачивается способность думать, размышлять, т.к. в основном за него думает учитель: излагая те сведения, которые должны быть усвоены, ставит вопросы и предлагает ответы на них, формулирует задачи и объясняет способы их решения. Ученик должен заполнить все это, повторить учебный материал дома и выполнить упражнения, необходимые для тренировки усваиваемых навыков. Такая работа не требует от ребенка выполнения полноценной интеллектуальной деятельности, которая необходима для самостоятельного творческого усвоения знаний. В результате такого обучения в течение нескольких лет многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе усвоения. Таким образом, не выполняется основная задача обучения - научить ребенка учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся. Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности, является проблемное обучение [7]. Действительно ли проблемная ситуация активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию логического мышления? На эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе работы. Тема этой работы актуальна еще потому, что хотим узнать, возможно ли в рамках обучения с использованием проблемных ситуаций, способствовать развитию словесно - логического мышления учащихся 3 класса на уроках математики.
Объект исследования – это развитие словесно – логического мышления младших школьников на уроках математики.
Предметом исследования является использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития словесно-логического мышления детей.
Гипотеза: уровень словесно-логического мышления младших школьников повышается при использовании на уроках математики системы заданий с использованием проблемных ситуаций.
Цель исследования – изучить влияние проблемных ситуаций на развитие словесно-логического мышления учащихся 3 класса в условиях освоения учебного материала на уроках математики.
Задачи:
1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме влияние проблемных ситуаций на развитие словесно-логического мышления учащихся 3 класса в рамках освоения учебного материала на уроках математики.
2. Проведение диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления у учащихся 3 класса по критериям методики Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
3. Практически выявить способствует ли использование проблемных ситуаций при обучении математики развитию словесно-логического мышления школьников.
Методы:
1. Теоретический анализ и изучениепсихолого–педагогической литературы.
2.Письменный опрос.
3.Психолого – педагогическое наблюдение.
4.Аппробация проблемных ситуаций в развитии словесно-логического мышления у учащихся 3 класса на уроках математики.
Теоретическая значимость данной работы заключается в рассмотрении
сущности понятия «проблемное обучение»; определении возрастных особенностей развития мышления младших школьников; демонстрация роли проблемных ситуаций в развитии мышления учащихся в 3 классе.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке ряда заданий с проблемными ситуациями для развития словесно-логического мышления детей.
Похожие работы