или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 558 |
Рейтинг работы: |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: “Исследование формирования произвольной
регуляции деятельности у детей 5-8 лет”
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 6
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-8 ЛЕТ 6
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1 Теории психического развития в отечественной психологии 6
1.2 Проблема произвольности и ее исследование 10
1.3 Развитие произвольного поведения 15
1.4 Произвольность как показатель психологической готовности к школе 17
ГЛАВА 2. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД 23
К ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
23
2.1 Нейропсихологический подход к диагностике 23
познавательных процессов в детском возрасте 23
2.2 Нейропсихологический подход 27
к произвольной регуляции деятельности 27
2.3 Методики нейропсихологического исследования 32
2.3.1 Методики нейропсихологического исследования Симерницкой Э. Г., Скворцова И. А., Московичюте Л. И. и др. 32
2.3.2 Экспресс-методика Л. С. Цветковой 33
2.3.3 Общая организация и методы 34
формирующего обучения 34
детей по Л. С. Цветковой 34
ЧАСТЬ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 38
ГЛАВА 3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 38
3.1 Цель и задачи экспериментального исследования 38
3.2 Методы нейропсихологического исследования 40
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ 46
РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ И 7-8 ЛЕТ 46
ГЛАВА 5. СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 52
В ОБЕИХ ГРУППАХ ИСПЫТУЕМЫХ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Введение
Система нейропсихологического обследования, созданная А. Р. Лурия и разработанная его учениками и последователями постоянно обогащается новыми нейропсихологическими исследованиями. Ее активно используют как в России, так и за рубежом. Благодаря ей нейропсихология становится одной из ведущих наук о человеке (Лурия А. Р., Зейгарник Б. В. 15, Поляков Ю. Ф., 47 1978), причем прогресс в нейропсихологии выражается не только в увеличении количества нейропсихологических методик, но и в расширении сферы их применения: наряду с неврологией и нейрохирургией, они используются в психиатрии, геронтологии, соматической медицине, в нормальном и коррекционном обучении и в ряде других областей профессиональной деятельности психологов. 15
Особое значение нейропсихология приобрела в последние годы в работе с детьми, поступающими в общеобразовательную школу или уже обучающимися в ней. Нейропсихология получила этот социальный заказ в связи с резко возросшим количеством отстающих в обучении в массовой школе детей, причины отставания сами педагоги оказались не в состоянии установить. Данные обследования школ и детских садов, проведенного специалистами Министерства образования РФ, показали, что 85 % детей нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического или коррекционно - педагогического профиля. 25 % детей нуждаются в специализированной коррекционной помощи.
Известно, что отставание в развитии ВПФ на каком-либо возрастном этапе, так же, как и трудности обучения детей в школе, являются следствием не одной какой-либо причины, а целого их комплекса. 69
Важнейшая предпосылка развития и сторона умственных способностей - особенности саморегуляции. Происходящее в ходе возрастного развития и
последовательное изменение уровней и своеобразия саморегуляции очень заметно при сопоставлении учеников младшего, среднего и старшего школьного возраста. Так, непосредственность, поспешность и подражательность в действиях младших школьников сменяются в средних классах готовностью к более длительным усилиям, тяготением к делам, требующим постепенного освоения и самостоятельности; старших школьников отличает особая расположенность к сознательной саморегуляции. В отличие от хода развития некоторых черт умственной активности возможности саморегуляции во всех отношениях повышаются, увеличиваются с возрастом. 29
Данная экспериментальная работа проводилась по запросу Администрации МОУ «Лицей» № 5 города Балашихи Московской области.
Экспериментальное исследование проводилось в форме поперечных срезов.
Предметом исследования является изучение состояния произвольных форм деятельности у детей 5-6 лет и у детей 7-8 лет.
Похожие работы
Работы автора