или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 825 |
Рейтинг работы: |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические и методологические основы нейропсихологического подхода к диагностике готовности к школьному обучению
1.1 ВПФ и психические процессы необходимые для оптимального вступление в процесс обучения в начальной школе
1.2 Специфика нейропсихологической диагностики готовности к школьному обучению в дошкольном возрасте
Глава 2. Методика нейропсихологического обследования дошкольников по оценке готовности к обучению в школе
2.1 Обзор методик нейропсихологического обследования дошкольников по оценке готовности к обучению в школе
2.2 Методические основы предлагаемой методики нейропсихологического обследования дошкольников по оценке готовности к обучению в школе
2.3. Методика скрининговой оценки готовности к школьному обучению Н.Я.Семаго и М.М. Семаго
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Интенсификация процессов школьного обучения и неблагоприятные изменения в здоровье детей приводят к тому, что значительное количество детей, поступающих в школу, не готовы к школьному обучению. В дальнейшем это проявляется с одной стороны в трудностях овладения различными специфическими школьными навыками, в частности: письмом, чтением, счетом, а также в различных трудностях связанных с адаптацией к новым видам деятельности в целом и к новой ситуации возникающей при попадании ребенка после прихода его в школу. При этом, одной из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является парциальное отставание в развитии высших психических функций, особенно это проявляется на этапе перехода ребенка в школу. В связи с этим остро встает вопрос определения степени готовности к школе детей, а также диагностики причин и особенностей физиологического развития дошкольников, в частности с целью своевременной профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Возможности для разработки таких методов дает нейропсихология – наука о теории мозговых процессов на основе изучения психической деятельности дошкольника, созданная А.Р. Лурия, их возможность применения в диагностике обуславливается тем, что эта теория учитывает системную организацию высших психических функций, кроме того изучает особенности развития в процессе формирования - развития, что дает возможность синдромного анализа состояния психических процессов, т.е. позволяет не только определять наличие, или отсутствие мозговых дисфункций, но и раскрывать специфику индивидуальных предпочтений и слабостей у детей с трудностями выявляющимися в ходе обучения в школе, таким образом, комплексно преодолевается все еще распространенный симптоматический подход при диагностике нарушений развития детей, а когда речь идет об исследовании развивающихся высших психических функций - значение анализа особенно актуально, в первую очередь в связи с открывающимися возможностями для определения трудностей вызванных неравномерностью развития отдельных функций, а также возможностью оценить достаточно точно степень их развития.
Таким образом, разработка методов целостной качественной и количественной оценки развития высших психических функций позволяющих определить степень готовности к школе у детей дошкольников является актуальной как в практическом, так и в теоретическом отношении.
Методологической базой данного исследования послужили работы зарубежных и отечественных авторов освещающих различные аспекты проблемы, так в частности в последние годы в нейропсихологии появился ряд исследований, в которых с помощью различных методических приемов изучается проблема связи индивидуально-психологических особенностей с морфофункционалъными различиями в строении и работе мозга ребенка, в соответствии с ними становится возможным соотнести особенности структуры и содержания психических функций с закономерностями работы как мозга, так и его различных образований. Характерным для этих исследований является использование нейропсихологических принципов обследования и анализа результатов, в связи с особенностями структурно-функциональной организации нервной системы, что позволяет значительно приблизиться к пониманию причинно-следственных связей, а также выявить особенности обуславливающие индивидуальные различия связей между мозгом и психикой у разных людей (Т.В.АхутинаД996,1998; Т.В.Ахутина и др., 1996,1998; В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, 1998; Н.К.Корсакова и др.,1997; Ю.В. Микадзе,1991,1996,1998; Ю.В. Микадзе и др.,1994; ВА. Москвин,1990; Ю.Ф.Поляков,1996,1998; Э.Г.Симерницкая, 1985, 1991,1996; Е.Д.Хомская, 1996 1998; Е.Д.Хомская и др.,1991,1997; и др.).
Методологической основой дифференциальной нейропсихологии развития познавательных функций в онтогенезе, как известно являются теория системной динамической локализации ВПФ и принцип синдромного анализа нарушений высших психических функций А.Р.Лурия, а также концепции функциональной системы и системогенеза разработанных под руководством П.К.Анохина, и представления о биологической и социальной детерминации развития психики изучавшиеся в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др.
Отметим, что для анализа состояния высших психических функций ребенка наиболее удобным и единственным на сегодняшний день инструментом является синдромный анализ нарушения высших психических функций, в их соотнесенности с работой различных зон мозга разработанный А.Р.Лурия (1969, 1973) в теории системной динамической локализации высших психических функций. Данный подход позволяет установить связь обнаруживаемого при нейропсихологическом обследовании различных психических функций дефицита с работой той или иной мозговой зоны, а достоверность обусловливается тем, что в процедуру синдромного анализа входит помимо количественной и качественная квалификация ошибок, допущенных при обследовании, что дает возможность соотнести их с работой конкретной области мозга, а также проследить взаимосвязь с работой звеньев психических функций. Количественная оценка ошибок позволяет определить степень выраженности дефицита, либо степень сформированности соответствующей зоны мозга, либо определенного звена психической функции.
Таким образом, нейропсихологические методы, включающие анализ связанный с поиском нейропсихологического фактора – синдромный анализ в сочетании с анализом, основанном на выявлении сохранных звеньев высших психических функций удовлетворяет насущным требованиям, которые должны выполняться при оценке состояния высших психических функций в связи с работой различных отделов мозга, что в комплексе позволяет с достаточной долей вероятности установить подготовленность дошкольника к процессу школьного обучения. Важное значение для обоснования методических позиций в дифференциальной нейропсихологии при изучении развития высших психических функций в онтогенезе происходит за счет изучения огромного количества экспериментальных нейропсихологических фактов, которые указывают на связь отличных друг от друга типов нарушения с работой определенных локальных участков мозга человека, а также фактов, направленных на установление связи различных характеристик психических функций с различными типами структурно-функциональной организации мозга человека, и фактов подтверждающих различие в структурно-функциональной организации, как психики, так и мозга у детей, находящихся на разных возрастных стадиях развития (А.Р.Лурия,1947,1948, 1968, 1973; Э.Г. Симерницкая., 1985, 1991; Е.Д. Хомская, 1987; Н.К.Корсакова, Л.И. Московичюте, 1985, 1988; А.В.Семенович, 1991; Б.С.Котик,1992; Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина, 1994,1998; Т.А.Доброхотова и др.,1996; Н.К.Корсакова и др.,1997).
Цель проведенного исследования заключалась в разработке теоретического обоснования возможности диагностики уровня развития ВПФ у дошкольников, позволяющих говорить о степени готовности к школьному обучению, а также разработке методических принципов по определению необходимого уровня развития, позволяющих создать типологию вариантов нормального развития психических функций, а также типологию вариантов отклонений в развитии психических функций дошкольников на этапе поступления в школу.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) Определить ВПФ и психические процессы необходимые для оптимального вступление в процесс обучения в начальной школе;
2) Проанализировать специфику нейропсихологической диагностики готовности к школьному обучению в дошкольном возрасте;
3) Провести обзор методик нейропсихологического обследования дошкольников по оценке готовности к обучению в школе;
4) Выделить методические основы предлагаемой методики нейропсихологического обследования дошкольников по оценке готовности к обучению в школе;
5) Обосновать применение методики скрининговой оценки готовности к школьному обучению Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.
Структура работы предусматривает ее деление на две главы:
В первой изучаются теоретические и методологические основы нейропсихологического подхода к диагностике готовности к школьному обучению.
Во второй дается обоснование методики нейропсихологического обследования дошкольников по оценке готовности к обучению в школе.
Похожие работы
Работы автора