или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2010 |
Количество страниц: | 57 |
Оценка: | 10 |
Дата публикации: | 08.07.2018 |
Количество просмотров: | 429 |
Рейтинг работы: |
Объект исследования – учебная деятельность учащихся начальных классов, направленная на овладение знаниями и умениями в области лексикологии.
Предмет исследования – приемы реализации концепта «Школа» на уроках русского языка.
Цель работы: определение семантической структуры концепта «Школа» в сознании носителей языка и специфики его репрезентации на уроках лингвистического цикла.
Методы исследования: метод формирующего свободного ассоциативного эксперимента, экспериментальный метод прямого толкования языкового знака, описательный метод, метод семного анализа и
статистические методы.
Элементы научной новизны: впервые предпринята попытка описания социально значимого понятия в виде ментального концепта; на основании выполненного описания создан словарь для репрезентации этого концепта на уроках лингвистического цикла в школе.
Практическая значимость работы: выводы и основные положения работы, а также словарный материал
могут быть использованы при дальнейшем изучении вопросов лексики в начальной школе, при изучении русского языка как иностранного.
Актуальность темы дипломной работы. В данной работе используется когнитивный подход к явлениям языка, сущность которого состоит в осознании роли языка в процессе познания и осмысления мира. Нами были проведены эксперименты, которые показали, что существует проблема освоения значения и смыслов слова школа, а также освоения связей между компонентами семантического поля школа.
Связь работы с крупными программами, темами. Работа выполнена в рамках исследовательской темы кафедры начального и дошкольного образования УО «ВГУ имени П.М.Машерова» «Особенности формирования образовательно-развивающей деятельности в дошкольном и школьном периоде».
Актуальность темы дипломной работы. В данной работе используется когнитивный подход к явлениям языка, сущность которого состоит в осознании роли языка в процессе познания и осмысления мира. Нами были проведены эксперименты, которые показали, что существует проблема освоения значения и смыслов слова школа, а также освоения связей между компонентами семантического поля школа.
Связь работы с крупными программами, темами. Работа выполнена в рамках исследовательской
темы кафедры начального и дошкольного образования УО «ВГУ имени П.М.Машерова» «Особенности формирования образовательно-развивающей деятельности в дошкольном и школьном периоде».
Апробация результатов исследования. Основные положения данной работы были изложены в докладах на конференциях «Мир детства в современном образовательном пространстве» и «Образование XXI века». Были опубликованы две статьи: «Универсальный словарик школьника (из опыта лексикографической работы)», «Использование ассоциативного эксперимента для выявления семантического поля школа».
(фрагменты работы)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. Концептосфера как культурно-лингвистический феномен………….6
1.1. Теоретическое обоснование когнитивного подхода к явлениям языка….6
1.1.1. Понятие «концепт» в лингвистике…………………………………...6
1.1.2. Базовые социо-культурные концепты русского языка……………...9
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование отражения концепта «Школа» в сознании носителей русского языка………………………………………………14
2.1. Лингвистический формирующий эксперимент как метод исследования семантической структуры концепта «Школа»………………………………..14
2.1.1. Использование методики свободного ассоциативного эксперимента для выявления семантических полей слов………….14
2.1.2. Определение семантической структуры концепта «Школа» в ходе свободного ассоциативного эксперимента………………………….19
2.2.Экспериментальное исследование уровня овладения семантикой слова школа…………………………………………………………………………….32
2.2.1.Использование метода «прямого толкования слова» в психолингвистике…………………………………………………………....32
2.2.2.Экспериментальная проверка отражения в языковом сознании носителей языка смыслов лексемы школа………………………………....36
2.3. Представление концепта «Школа» в лексикографическом фонде русского языка…………………………………………………………………..41
ГЛАВА 3. Специфика репрезентации концепта «Школа» на уроках русского языка………………………………………………………………………………...46
3.1.«Краткий словарь школьника» как репрезент функционально-понятийного поля школа……………………………………………………….46
3.1.1. Структура словаря……………………………………………………46
3.1.2. Содержание и построение словарной статьи……………………….46
3.2. Виды заданий по репрезентации концепта «Школа»………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над дипломным проектом мы достигли намеченной цели посредством решения поставленных задач.
1. В первую очередь, была изучена необходимая научная литература по теме исследования. Мы пришли к выводу, что в результате когнитивной деятельности создается система смыслов, относящихся к тому, что индивид знает, думает о мире. Язык становится одним из способов кодирования разнообразных форм познания: чувственного и рационального.
Важнейшим объектом исследования в когнитивной лингвистике является концепт. Концепт включает в себя понятие, но не исчерпывается только им. Он охватывает все содержание слова: и денотативное, и коннотативное, отражающее представление носителей данной культуры о явлении, стоящем за словом во всем многообразии его ассоциативных связей. Он вбирает в себя значение многих лексических единиц. В концептах аккумулируется культурный уровень каждой языковой личности, а сам концепт реализуется не только в слове, но и в словосочетании, высказывании, тексте. Исследованиями в этой области занимаются многие современные лингвисты: А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, Г.А. Волохин, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, Ю.С. Степанова, В.Н. Телия, Р. М. Фрумкина и другие.
Следует отметить, что социально значимые концепты, значения которых необходимо передавать в процессе обучения, мало исследованы. Так, например, концепт «Школа» не представлен в когнитивной лингвистике. Однако он, по нашему мнению, является наиболее значимым как для школьников, так и для взрослых.
2. Нами был проведен формирующий свободный ассоциативный эксперимент, который показал отражение понятия школа в подсознании носителей языка. Участниками эксперимента стали учащиеся УО «ГОСШ №34» и «ГОСШ № 44» г. Витебска в возрасте 8-10 лет (3-4 класс) и 16-17 лет (11 класс), а также учителя этих же школ; всего – 175 человек (анкеты эксперимента см. Приложение А). Испытуемым был предложен набор из семи слов-стимулов: дом, знания, школа, ученик, цветок, учитель, дерево. В задании испытуемым предлагалось написать первые пришедшие в голову слова на данные стимулы. На ответы отводилось 3 минуты, количество реакций не ограничивалось. Эксперимент показал следующее:
Незначительный процент синтагматических ассоциаций на стимулы лексико-семантического поля «школа» свидетельствует о плохо выраженных на уровне языка предметных отношений того, что названо школой, а также о незначимости для носителей языка атрибуции этого понятия. Незначительный процент синтагматических ассоциаций (7,5%) свидетельствует и о превалировании негуманитарного (технического) типа мышления.
Большая часть ассоциаций – это ситуативные связи, которые доминируют как в ответах школьников, так и в ответах старшей возрастной группы. Такое количество ситуативных, т.е. конкретно-бытовых, ассоциаций свидетельствует о так называемом «житейском» восприятии понятий. Это говорит нам об отсутствии операции обобщения, т.е. о незавершённости процесса осознания понятий и овладения ими, что для младшей и средней групп школьников является свидетельством нормального развития, тогда как для взрослой испытуемых это за пределами нормы. В ситуативных ассоциациях на все стимулы испытуемые выделяют субъектов (которыми сами и являются), виды и средства деятельности. Названные компоненты ситуаций характеризуются однотипностью.
Ассоциативный эксперимент позволил уточнить структуру слова школа. Так как самым высоким коэффициентом пересечения обладают реакции: школа – знания – учитель – учеба, то в сознании современных носителей языка в значение могут быть включены компоненты: субъекты (учитель – ученик), процесс (учеба), результат (знания), что расходится с данными словарного фонда языка. В свою очередь в ответах испытуемых вообще отсутствуют компоненты других (кроме учебного) словарных значений слова школа.
Полученные ответы показали, что низким является уровень как социально-детерминированных, так и личностно значимых реакций на стимулы лексико-семантического поля «школа».
Ассоциативный эксперимент показал незначительное присутствие у денотата «школа» психологического компонента (около 8% от общего числа реакций) по сравнению со словарем ассоциативных норм, где мы находим много психологический реакций, которые носят оценочный характер: родная, жизнь, красивая, светлая, хорошая, каторга, гадость, любимая, мука, плохая, ужас, безобразная, для дураков, могила, любовь, малина, нудная и др.(25 % от общего числа ответов).
Полученные реакции характеризуются стереотипностью, что свидетельствует об ординарности мышления испытуемых всех групп.
В социальном пространстве именно язык обеспечивает социальную преемственность и социальное взаимодействие. Ассоциативный эксперимент позволяет обнаружить синдром семантического опустошения, когда слова утрачивают личностный смысл, и лишь их «оболочка» как бы отсылает нас к смыслу первоначальному. Большое количество семантических пустот было выявлено в средней группе. Так, например, в качестве ассоциаций на слово знания одиннадцатиклассники дают ответы умения, труд, усталость, сила; на слово ученик – подвластный, поведение. В старшей группе также имеет место семантическое опустошение, например, на стимул знания мы получаем ответы: душа, память; на стимул школа – труд, воспоминания, боль, коллектив; ученик – сестра, лень, доброта, проблемы, свобода, друг; учитель – начальник, женщина, ведущий, требование. Парадоксальность ассоциаций свидетельствует нам о том, что для некоторых респондентов слово-стимул – «пустое» слово.
Школьная проблематика для самих школьников является чем-то привычно внешним, сводимым к атрибутам, клише, воспроизводимым, но не переживаем стереотипам. Для испытуемых учителей – это по сути то же самое.
Ассоциации отражают содержание подсознательных слоев психики. Мы не можем рассуждать о том, что именно респонденты думают о школе, но можно судить о том, что они чувствуют по её адресу.
3.Также был проведен направленный формирующий эксперимент, который позволил определить уровень овладения семантикой слова школа. Всего в эксперименте приняли участие 178 человек. Среди них нами были условно выделены две группы: «ученики» и «учителя». В первую группу вошли учащиеся УО «ГОСШ № 34» и «ГОСШ №44», в возрасте от 8 до 15 лет, во вторую – студенты старших курсов УО «ВГУ им. П.М.Машерова» (анкеты эксперимента см. Приложение Б). Испытуемым было предложены анкеты, включающие семь вопросов: 1.Что такое школа? 2. Какие чувства у тебя вызывает слово школа? 3. Что тебе нравится в школе? 4. Что не нравится в школе? 5. Зачем, по-твоему, нужна школа? 6. Можно ли учиться вне школы? Как? 7. Придумай другое название для того места, которое мы сейчас называем школой.
Эксперимент показал, что большинство испытуемых не умеют давать развернутое определение понятия. Участники эксперимента лишь частично раскрывают смысл слова школа. На сознательном уровне большинство учащихся дает положительную оценку школе как социальному институту. Однако важным является то, что четвертая часть всех учеников вообще не испытывает никаких эмоций по отношению к учебному заведению, где они проводят значительную часть своей жизни. Наблюдаются плохо развитые умения по подбору антонимов и синонимов. Кроме того, для многих понятие школа является «пустым».
Проведенные эксперименты показали, что существует проблема освоения значения и смыслов слова школа, а также освоения связей между компонентами семантического поля школа. Для решения данной проблемы нами был разработан «Краткий словарик школьника», а также система упражнений, демонстрирующая эффективность использования «школьной» лексики при изучении различных тем на уроках русского языка в начальной школе.
4. Для репрезентации концепта «Школа» нами был создан «Краткий словарик школьника», который содержит основные понятия, описывающие школьную жизнь. Он включает не только литературную лексику, но и просторечную, а также молодежный сленг, что делает его еще более близким и понятным каждому ученику. Такая лексикографическая работа обусловлена несколькими факторами: необходимостью социализации ребёнка в школьной жизни и, прежде всего, через усвоение понятий этой жизни, поддержание интереса к предметам лингвистического цикла благодаря использованию в качестве языкового материала слов, казалось бы, «знакомых» детям.
Кроме того, нами была разработана система упражнений по русскому языку для репрезентации концепта «Школа» на уроках этого цикла. В основе предложенных упражнений лежит процедура многоаспектного наблюдения за словом (семантико-орфоэпический, фонетико-орфографический, словообразовательный, морфемный, этимологический, синтаксический аспекты и аспект связной речи). Данные упражнения помогут учителю на уроках русского языка в начальной школе при работе над орфографией, грамматикой, морфологией, фонетикой. К тому же мы обращаемся к этимологии слова, чего почти не происходит в начальной школе.
«Краткий словарик школьника» и разработанные упражнения позволят не только изучать «школьную» лексику в различных направлениях: орфографическом, этимологическом, деривационном, грамматическом – (повышая тем самым интерес к урокам лингвистического цикла) – но и будут способствовать активному включению ребёнка в школьную жизнь, стимулируя его коммуникативно-познавательную потребность в освоении действительности.
5. На основе проведенного исследования мы можем описать социально значимый концепт «Школа».
Школа - учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание; здание, в котором помещается такое заведение; коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя. Это основные значения, которые представлены в сознании носителей языка. Другие значения этого слова остаются не усвоены и малозначимы («приобретение опыта, выучки»; «система определенных правил, способов, приемов изучения чего-либо»; «научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее определенными отличительными свойствами»; «группа учеников, единомышленников, последователей»; «питомник, где выращиваются растения»). Этимология слова школа восходит к древнегреческой основе, которая оставила след почти во всех европейских языках (ecole – во французском, Schule – в немецком, school – в английском); греческое слово.
В сознании носителей языка концепт «Школа» включает следующие компоненты: субъекты (учитель – ученик), процесс (учеба), результат (знания). Таким образом, мы наблюдаем семантическое сближение лексем школа – знания – учитель – учеба.
Мы находим незначительное количество поговорок и пословиц о школе: Не выучит школа, выучит охота. Больше встречаем пословиц про учение: Повторенье - мать ученья. Сытое брюхо к ученью глухо. По ученику и об учителе судят. Сперва аз да буки, а потом науки.
Со школой связаны как положительные (родная, любимая, второй дом), так и отрицательные переживания (унижение, ненависть). Но все же большинство носителей языка остаются нейтральными в своем личном отношении к тому, что названо школой.
Таким образом, мы определили структуру концепта «Школа» в сознании носителей языка и репрезентировали его на уроках русского языка в начальной школе.
Похожие работы
Работы автора