или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 111 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 31.03.2019 |
Количество просмотров: | 450 |
Рейтинг работы: |
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1.
Теоретические основы формирования межличностных отношений младших
школьников……………………………………………………………..7
1.1.
Понятие о межличностных отношениях в психолого-педагогической
литературе…………………………………………………………………………7
1.2.
Особенности межличностных отношений младших школьников…….15
1.3.
Игровая деятельность в формировании межличностных отношений младших
школьников………………………………………………………...….26
2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию межличностных отношений
младших школьников средствами игровой деятельности……....38
2.1.
Исследование уровня межличностных отношений младших
школьников………………………………………………………………………38
2.2.
Использование игровой деятельности в формировании межличностных отношений
младших школьников………………………………………...……53
2.3.
Определение динамики сформированности межличностных отношений младших
школьников средствами игровой деятельности…………………….59
Заключение. …………………………………………………………………..….69
Список использованных источников и литературы…………………………...71
Приложение. …………………………………………………………………..…77
Введение
Общение с другими людьми зарождается и значительно
развивается в младшем школьном возрасте. Испытание этих первых отношений предоставляется
базисом для будущего развития личности ребенка и во многом обуславливает
качество его отношения к себе, к другим, к миру в целом.
В современной школе недостаточно уделяется внимание на
то, какая атмосфера формируется в классе между учащимися. К сожалению, учителя
более увлечены тем, как учащиеся усваивают учебный материал, какая у них дисциплина.
Часто оставляют без внимания учеников, которые занимают неблагоприятное
положение в системе межличностных взаимоотношений, не всегда принимают меры для
повышения их статуса.
Благополучные межличностные отношения школьников положительно влияют не
только на их психическое развитие, успеваемость, познавательную деятельность,
физическую активность, но и на единство класса в целом. Но в последнее время
наблюдается то, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в
общении друг с другом, а в общении с виртуальной реальностью. Ввиду этого
теряются умения межличностного взаимодействия, притупляется восприятие иной
личности в эмоциональном и ценностном отношении. Поэтому проблема межличностных
отношений школьников является актуальной и
требует достаточно серьезного внимания.
Межличностные отношения - субъективно переживаемая связь
между людьми. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа.
Межличностные отношения в школьном коллективе могут оказать
серьезное влияние на формирование личности ребенка. Широта или бедность связей
младшего школьника со сверстниками определяет внутреннюю структуру личности, ее
переживания, образ мыслей и поведение.
Любой ученик, разговаривая и взаимодействуя со сверстниками, должен чувствовать
их расположение и принятым себя в группе.
Изучению межличностных отношений посвящены работы таких ученых, как Агавелян
О. К., Андреева Г. М., Григорьева Л. П., Коломинский Я. Л., Куницына В. Н.,
Ломов Б. Ф., Мясищев В. Н., Шибутани Т. и многие другие.
Многие исследователи
рассматривают и возможные средства формирования межличностных отношений. Таким
средством является игра, игровая деятельность. Игра – это подготовка к
умственному и внутреннему становлению ребенка. В игре перед ребенком раскрывается
мир. Полноценного умственного развития без игры нет и не может быть. В игре
дети усваивают концепцию взаимоотношений, формируются, обучаются мудростям, развиваются
как личности.
Игра представляет собой
сложное социокультурное явление, которому приурочено большое количество
философско-культурологических, педагогических и психологических исследований. Большое
внимание уделяется вопросу о применении игры в целях установления контактов
между детьми.
Учеба в младшем
школьном возрасте захватывает большее количество времени и все-таки именно
игровая деятельность позволяет решать задачи возрастного развития учащихся.
Именно в этом возрасте через игру разрешено развивать, обучать, корректировать,
воспитывать. В игре формируются умственные способности, осуществляется
психологическое развитие. С помощью игры ребенок имеет возможность совершенствовать
в себе те или иные качества (силу, координацию движений, внимание), приобретать
новые познания о мире, ощущать волнение, которые согласны по тем или иным причинам
недоступны в обычной жизни. Игровая энергичность дает возможность возрождать реальность
через игровые модификации обстановок, формируют воображение, умственные
способности, способствуют учебе.
В игре формируются
навыки общения с людьми, что способствует расширению межличностных отношений. О
влиянии игровой деятельности на формирование межличностных отношений младших школьников говорили такие ученые, как Абраменкова В. В., Коломинский Я. Л., Лисина М. И.,
Мухина В. С., Реан А. А., Смирнова Е. О. и др.
Цель исследования:
теоретически обосновать и практически проверить влияние игровой деятельности
на формирование межличностных отношений
младших школьников.
Объект исследования:
межличностные отношения младших школьников.
Предмет исследования:
игровая деятельность в формировании межличностных отношений младших школьников.
Задачи исследования:
1.
Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме формирования межличностных отношений младших школьников.
2.
Подбор диагностических средств для
проведения исследования сформированности межличностных отношений младших
школьников.
3.
Проведение формирующей работы и
выявление динамики в сформированности межличностных отношений младших
школьников.
Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что на формирование межличностных отношений младших школьников
влияет игровая деятельность.
Методы исследования:
- теоретические: изучение
литературы по теме исследования.
- практические:
методика «Лесенка», методика Рене Жиля, методика «Социометрия».
- математические:
количественный и качественный анализ результатов исследования, их
математическая обработка.
База исследования:
эксперимент проходил в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа…..». В
исследовании участвовали обучающиеся 2 «В» (контрольный) класса и 2 «Г»
(экспериментальный) класса. Общее число испытуемых 54 человека.
Теоретическая
значимость исследования заключается в анализе и обобщении
психолого-педагогической литературы по формированию межличностных отношений
младших школьников средствами игровой деятельности.
Практическая значимость
исследования заключается в подборе диагностического инструментария и проведения констатирующего, формирующего,
контрольного этапов эксперимента.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы,
приложения. Объем работы 77 страниц.
Апробация результатов
исследования: научно-практическая
конференция «Студенческая наука – 2016». Тема доклада: «Формирование
межличностных отношений младших школьников средствами игровой деятельности».
(фрагменты работы)
1.1 Понятие о межличностных отношениях в психолого- педагогической литературе
В младшем школьном возрасте осуществляется взаимоотношение с ровесниками, что влияет на формирование ребенка. В общении ребенка с ровесниками осуществляется познавательная предметная активность, так же развиваются навыки межличностного общения и нравственного поведения. Как ребенок общается с ровесниками, будет зависеть направление его формирования. Межличностные отношения в группе считаются одним из факторов, развивающим личность. Поэтому над проблемами межличностных отношений работают многие ученые и эти проблемы являются актуальными на сегодняшний день.
Природа межличностных отношений непосредственно различается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая граница - эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения появляются и создаются на основе определенных чувств, рождающихся у людей сообразно по отношению друг к другу. Существуют две такие большие группы чувств:
- конъюнктивные чувства, сближающие и соединяющие людей. В каждом случае такого отношения одна из сторон выступает в желаемый объект, по отношению к которому показывается готовность к сотрудничеству, к совместным действиям.
- дизъюнктивные чувства, разделяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже задерживающий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и желаемым отношениям [34].
Исследователи говорят, что понятие «отношения» является междисциплинарным, и во всевозможных общественных науках содержит разное оглавление. В отечественной психологии это понятие определяется как концепция взаимосвязанности между социальными общностями или индивидами, проявляющими в процессе общей работы.
А. Л. Журавлев считает, что вопрос межличностных взаимоотношений в отечественной и зарубежной психологической науке в конкретной степени исследован. В монографии Н. Н. Обозова обобщены выводы эмпирических изучений отечественных и зарубежных специалистов. Это более основательное и подробное изучение и в настоящее время сохраняет актуальность. За рубежом это неувязка анализируется в справочниках по социальной психологии. Более увлекательным совокупным изучением Т. Хустова и Г. Левингера считается «Межличностная притягательность и межличностные отношения», не утратившие смысла и в настоящее время [18].
Межличностные отношения – это, с одной стороны, лично переживаемые взаимосвязи между людьми, беспристрастно высказывающиеся в нраве и методах обоюдных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе сотрудничества и общения. С другой стороны, межличностные взаимоотношения предполагают собой систему установок, ориентаций, ожиданий, стандартов и других диспозиций, сквозь которые люди воплотят в жизнь обоюдное восприятие и обоюдную оценку [31].
Е. В. Андриенко под межличностными отношениями осознает эксклюзивную социальную систему, в которой центром считается сам человек, его необходимости и мотивы, преобладающие личные особенности, публичные свойства, цели и их поведения [4] .
А. Г. Смирнов сообщает, собственно, что межличностные отношения охарактеризовывают отношения человека в группе, коллективе. От того, как отношения складываются, обуславливает эмоциональное благополучие, удовлетворённость или же неудовлетворённость человеком пребыванием в предоставленной группе. От них зависит сплочённость коллектива, группы, способность решать поставленные задачи [52].
За пределами общения человеческое сообщество элементарно немыслимо. Общение выступает как группировка личности, неотъемлемый элемент их развития. Этим и определяется присутствие общения как реальности социальных и межличностных отношений. Общение людей происходит в разных группах. Под группой скрывается комплекс индивидов, имеющих, что-то общее. Существует несколько количество групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые [58].
К. Маркс отметил: «Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которым люди как физически, так и духовно творят друг друга…» [29].
Потребность во взаимодействии к себе схожим разъясняется социальной природой человека. Была замечена она в процессе общественно-исторического развития людей и считается одной из характеризующих поведение человека. Человек никоим образом не имеет возможность не перекидываться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми в его окружении. Развитое общение осуществляется в дружестве и любви [6].
Похожие работы