или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 59 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 07.07.2023 |
Количество просмотров: | 97 |
Рейтинг работы: |
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА
I.
МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М. В. ЛОМОНОСОВА
В
ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ…………………7
1.1. Изучение литературы в 7 классе в
свете требований ФГОС ООО: на примере творчества М. В. Ломоносова………………………………………...7
1.2. Творчество М. В. Ломоносова в программе
Г. С. Меркина……………..8
Выводы по I главе………………………………………………………………13
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВА М. В. ЛОМОНОСОВА В ШКОЛЕ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………......14
2.1. История вопроса……………………………………………………….....14
2.2. Трудности освоения материала и результаты
диагностики…………….18
Выводы по II главе……………………………………………………………..24
ГЛАВА III. Интегрированный урок как средство
реализации УУД при изучении произведений М. В. Ломоносова в 7 классе………………………25
3.1. Интегрированный урок
в 7 классе………………………………………..25
3.2. Личностные,
предметные и метапредметные результаты при изучении творчества М. В. Ломоносова………………………………………………….35
Выводы по III главе…………………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ …………………………...44
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классицизм
в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о
М. В. Ломоносове ………………………....47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. «Ода на
день вошествия…» - типичное произведение русского классицизма.…………………..………………………………………56
Актуальность выпускной
квалификационной работы определяется по
Художественная
специфика произведений XVIII века, особенность их языка требует от
учителя продуманного методического подхода, нацеленного на раскрытие творчества
автора со стороны художественного направления.
Авторская
программа по литературе Г. С. Меркина предлагает материал по
творчеству М. В. Ломоносова в 7 классе, что идет вразрез устоявшейся
традиции, в рамках которой с литературной деятельностью ученого школьники
знакомились в девятом классе. Учитывая усиление теоретической основы материала,
в частности, знакомство с таким понятием, как классицизм, возникает
необходимость поиска методик, соответствующих новым возрастным характеристикам учащихся.
Структура
работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка использованной
литературы, приложения.
Во
введении формулируются цели и задачи исследования, обосновывается актуальность
темы ВКР.
Первая
глава называется «Место и значение творчества
М. В. Ломоносова в филологическом образовании школьников».
В
параграфе 1.1 «Изучение литературы в 7 классе в свете требований ФГОС ООО: на примере творчества М В Ломоносова»
анализируется содержание ФГОС ООО, подчеркивается установка данного документа
на воспитание в школьниках активной гражданской позиции, любви к родине и служение
ее интересам. Деятельность М. В. Ломоносова является наглядным
примером такой личности.
В
параграфе 1.2 «Творчество М. В. Ломоносова в программе Г. С. Меркина»
приводится анализ авторской программы. Программа делает акцент на развитие
читательской компетенции, предполагающей постепенное приобщение школьника к
миру литературы, формирование способности критически оценивать произведение;
умение вступать в диалог «автор-читатель», понимать и раскрывать специфику
языка художественного произведения. Программа Г. С. Меркина нацеливает понимание
ключевых проблем произведений, представляющих литературный процесс разных
веков, в том числе восемнадцатого столетия. Творчество Ломоносова
рассматривается в связи с данными в программе установками. Одна из них – уметь
связывать литературные произведения с эпохой их написания, выявлять заложенные
в них вневременные, непреходящие нравственные ценности, определять их
современное звучание.
Вторая
глава называется «Изучение творчества
М. В. Ломоносова как методическая проблема».
В параграфе 2.1 «История вопроса» раскрыта история изучения
творчества М. В. Ломоносова в школе. Особое место отводится вопросу
освоения школьниками классицизма как литературного направления.
В
параграфе 2.2 «Трудности освоения материала и результаты диагностики» описывается процедура и результаты проведенной диагностики,
определяющей уровень знаний учащихся 7 класса МОУ «Гимназия имени Героя
Советского Союза Ю. А. Гарнаева» по изучаемой проблеме. Также раскрыт психофизический потенциал учеников
7 класса, позволяющий освоить методику изучения темы.
Третья
глава называется «Интегрированный урок как средство
реализации УУД при изучении произведений М. В. Ломоносова в 7 классе».
В
параграфе 3.1 «Интегрированный урок в 7 классе» дается методическое обоснование
конспектам уроков.
В
параграфе 3.2 «Личностные, предметные и метапредметные результаты при изучении
творчества М. В. Ломоносова» намечены предполагаемые результаты освоения
материала по творчеству М. В. Ломоносова.
В
заключении подводятся итоги проделанной работы.
(фрагменты работы)
Творчество М. В. Ломоносова в программе Г. С. Меркина
Тема бакалаврского исследования ориентирована на авторскую программу по литературе под редакцией Г. С. Меркина.
Данная программа по литературе составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература». Среди умений школьников, указанных в ООП ООО, литературное образование включает умение воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. Это умение формируется на протяжении всего обучения в среднем школьном звене. Программа направлена на всестороннее развитие личности ученика, как в эмоциональном, так и в интеллектуальном плане.
Программа ориентирована на развитие читательской компетенции, предполагающей постепенное приобщение школьника к миру литературы, формирование способности критически оценивать произведение; умение вступать в диалог «автор-читатель», понимания специфики языка художественного произведения.
В программе представлены главные цели литературного образования, которые ориентируют учащихся на восприятие литературы во всем объеме ее духовных, интеллектуальных, воспитательных возможностей. В частности, программа предусматривает:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
В 7 классе курс литературы строится на основе линейного принципа (древнерусская литература – литература XVIII века – литература XIX века – литература XX века), который будет продолжен в 8 классе. В 7 классе доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя. Центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть. Кроме характеристики одного художественного произведения, вводятся элементы сопоставительного анализа. Производится усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Происходит знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика.
3.1. Интегрированный урок в 7 классе
Современный этап развития образования характеризуется многообразием инноваций в деятельности. В жизни требуется использование новых информационных технологий, которые позволяют формировать поведение человека, которое способствует его творческой деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Поэтому одним из главных требований новых стандартов второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. Стандарт нового поколения – стандарт, который помогает научить учиться, и тем самым овладеть универсальными учебными действиями, которые формируют ядро образования Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация – отказ от предметно-центрического построения обучения и переход к личностной центрации образов. Выделяется несколько путей "вхождения" в личностно- ориентированное образование (дифференцированное обучение, вариативная организация учебного процесса и др.), одним из которых является построение процесса обучения на интегрированной основе. Мысль об интегрированном подходе в обучении появилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании образования. Еще великий дидакт Я. А. Коменский писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». [Коменский 1982, с. 9]. Особенность интегрированного подхода в обучении состоит не только в передаче социального опыта учителями и усвоении его школьниками, но и во всестороннем гармоничном развитии, которое соответствует потребностям обучающихся и направлено на свободное и творческое самоопределение .
Интеграция в обучении предполагает, развитие и углубление межпредметных связей, переход от обособленного преподавания разных предметов к их взаимодействию. Интеграция учебных дисциплин осуществляется с помощью интегрированных уроков. Интегрированный (бинарный, синтетический, совмещенный, интегративный) урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким предметам при изучении одного понятия, темы или явления, который направлен на изучение и решение какой-либо проблемы, который позволяет добиться целостного, восприятия обучающимися исследуемого вопроса, который гармонично сочетает в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, которые способствуют углублению, расширению, уточнению материала изучаемой дисциплины. Интегрированные уроки учителя проводят нечасто и в конкретных случаях:
– при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных
– программах и учебниках;
– при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
– при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
– при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
– при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
– при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Чтобы интегрировать, т.е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:
– свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
– состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;
– ведущий системообразующий и вспомогательные компоненты;
– форму интегрирования;
– характер связей между соединяемым материалом;
– структуру (последовательность) расположения материала;
– методы и приемы его предъявления;
– методы и приемы переработки обучающимися нового материала;
– способы увеличения наглядности;
– распределение ролей с учителем интегрируемого предмета;
– форму записи подготовленного урока;
– формы и виды контроля обученности школьников на данном уроке;
критерии оценивания эффективности урока.
Похожие работы
Работы автора