Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Магистерская диссертация > Магистерская диссертация по педагогике > Организация взаимодействия обучающихся подросткового возраста в процессе деловых и ролевых игр на уроках русского языка и литературы
Организация взаимодействия обучающихся подросткового возраста в процессе деловых и ролевых игр на уроках русского языка и литературы

Тема магистерской диссертации: Организация взаимодействия обучающихся подросткового возраста в процессе деловых и ролевых игр на уроках русского языка и литературы

4000 ₽
Купить за 4000 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Магистерская диссертация
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2021
Количество страниц: 88
Оценка: 5
Дата публикации: 07.07.2023
Количество просмотров: 55
Рейтинг работы:
Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  3

Глава 1 Теоретические основы взаимодействия обучающихся подростковоговозраста
в процесседеловых и ролевых игр  8

1.1 Проблемы учебного взаимодействия
и способы в психолого-педагогической литературе  8

1.2 Формы организации взаимодействия
обучающихся подросткового возраста на уроках русского языка и литературы  14

1.3 Значение деловых и ролевых игр в
процессе преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе  19

Глава 2 Экспериментальное исследование уровня взаимодействия
обучающихся в процессе деловых и ролевых игр на уроках русского языка и
литературы   2

6

2.1 Разработка деловых и ролевых игр
в процессе изучения русского языка и литературы  2

6

2.2 План-конспекты учебных занятий с
применением деловых и ролевых игр на уроках русского языка и литературы  3

4

2.3 Анализ результатов и условий
эффективности организации взаимодействия учащихся на уроках русского языка и
литературы в школе 

61

Заключение  7

3

Список использованных источников  7

7

Приложение 

82

 Актуальность исследования. В
современном мире основополагающей задачей образовательных учреждений становится
подготовка выпускника, обладающего гибкими навыками, высоким уровнем
теоретических знаний и развитых практических умений, наличием критического
мышления и коммуникативных способностей. Особенно в педагогике выделяется
проблема формирования умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и
принимать коллективные решения.

Федеральный государственный стандарт
основного общего образования (ФГОС) обращает внимание на необходимость развития
у обучающихся навыков взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях. Умения взаимодействия и
сотрудничества являются базовой составляющей коммуникативной компетентности
обучающегося и отражает суть субъектной позиции школьника, которая востребована
при освоении всех типов образовательных программ.

Формирование
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с
требованиями ФГОС необходимо соблюдать при преподавании всех учебных предметов,
в частности и русского языка и литературы.

Главным звеном в
деятельности обучающихся подросткового возраста, в мыслительной деятельности
обучающихся, является способность правильно понимать информацию, а также
передавать ее другим людям. Таким образом, формирование данного УУД, должно
стать главной задачей учителя. Данные умения становятся достаточно значимыми в
организации взаимодействия между учителем и другими обучающимися, в
формировании личностных качеств.

Как раз в подростковом
возрасте активно формируются дружеские контакты, усиливаются интересы
сверстников, формируются основные направления совместной деятельности
школьников. В этот период очень сильно влияет мышление подростков. То, как они
умеют говорить, рассуждать, доносить свою мысль, доказывать свое мнение,
отстаивать его, анализировать, делать выводы, выделять связи и формулировать
доказательства и даже спорить. Влияет и то, как они умеют управлять собой,
своей мыслительной дея­тельностью, мыслить творчески. Именно в подростковом
возрасте начинает формироваться умение предвидеть и учитывать мнения других
людей, это связано с различиями в интересах и потребностях подростков.В связи,
с чем актуализируется реализация активных методов обучения в образовательном
процессе. Метод деловых и ролевых игр выступает одним из наиболее эффективных
способов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Он
направлен на обеспечение обратной связи, и качественного взаимодействия, где
обучающиеся выступают в качестве напарников, соучастников, а педагог в роли
организатора.

На
сегодняшний день отмечается важность повышения эффективности работы школьников
в процессе сотрудничества как технологии развивающего обучения, при которой они
смогут научиться взаимодействовать на уроках. Идеи сотрудничества были заложены
отечественными педагогами – сторонниками гуманистического направления: Макаренко
А.С., Блонский П.П., Селевко Г.К., Сухомлинский В.А., Шацкий С.Г. В основу
сотрудничества названными авторами были положены понимание и гуманный подход к
личности ребенка и коллективистское воспитание. В настоящее время учебное
сотрудничество активно изучается в отечественной педагогической психологии в
работах Зимней И.А., Ляудис В.Я., Цукерман Г.А., Рубцова В.В.

Вопрос определения
деловой и ролевой игры нашел отражение в ряде научных исследований таких
авторов, как Вербицкий А.А., Лихачев Б.Т.,

Выготский Л.С., Кулешова И.В., Абрамова Г.С.
и т. д. В вопросе изучения аспектов разработки и проведения деловых и ролевых
игр Макаренко А.С. и Выготский Л.С. отметили эффективность такого метода в
образовательном процессе как источника формирования развития личностных
компетенций и определенных навыков [11]. В работе Кулешова И.В. и Абрамова Г.С.
упоминается, что деловая игра является как методом, так и формой обучения,
формирующей общественный, учебный и профессиональный компоненты деятельности
[22].

Структура исследования
включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников
и приложения. Работа содержит 11 рисунков 
и 1 таблицу.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

1.2 Формы организации взаимодействия обучающихся подросткового возраста на уроках русского языка и литературы

Активные и интерактивные методы являются эффективными способами организации субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и обучающихся, а также условиями включения всех субъектов в рефлексивную деятельность.
Активные методы – способы организации образовательного процесса, содействующие непосредственному и опосредованному субъект-субъектному взаимодействию педагога и обучающихся (диалогическому общению и сотрудничеству в совместной деятельности). К активным методам относят следующие способы организации разных видов деятельности обучающихся: проблемный вопрос, проблемное задание, проблемная ситуация, метод индивидуальных проектов (исследовательский, творческий, учебно-познавательный, социальный и др.).
Интерактивные методы – способы организации образовательного процесса, содействующие непосредственному и опосредованному субъект-субъектного взаимодействия педагога и обучающихся и обучающихся между собой (диалогу и полилогу; сотрудничеству в совместной деятельности). К интерактивным можно отнести групповые проекты, ролевые, позиционные и деловые игры, дискуссии, мозговой штурм, коллективное творческое дело, коллективную познавательную деятельность; работу в парах; совместно-распределенную, совместно-последовательную, совместной-индивидуальную деятельность и т.д. [5].
Рассмотрим особенности применения интерактивных методов взаимодействия обучающихся подросткового возраста на уроках русского языка и литературы. При интерактивной форме обучения на уроках русского языка и литературы обучающиеся попадают в комфортную среду обучения, т. е. получает знания и навыки путем активного взаимодействия с преподавателем и с одноклассниками, приобретают социальный опыт и умение работать в «команде».
Роль преподавателя при интерактивной форме резко меняется. Он готовит задание, разрабатывает вопросы, темы для обсуждения, контролирует процесс проведения занятий. Обучающиеся принимают роль лидеров занятий, совместно друг с другом решают учебные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения точки.
2.1 Разработка деловых и ролевых игр в процессе изучения русского языка и литературы

Занятия с применением деловых и ролевых игр в процессе изучения русского языка и литературы представляют собой организованное поочерёдное высказывание обучающихся суждений по определённой проблеме или теме. Во время занятия обучающиеся могут проявить свою эрудицию, продемонстрировать уверенность в своих знаниях. Главное то, что обучающиеся формируют и развивают навыки поисковой и мыслительной деятельности, расширяют свой кругозор, учатся работать в коллективе, одновременно совершенствуют навыки совместной работы в малых группах.
Главной особенностью деловой и ролевой игры является наличие имитационной модели и сюжета. Также для данного метода характеры такие особенности, как осуществление коллективной деятельности; наличие проблемной ситуации; цепочки решений, ролевых целей и общей цели всего коллектива; а также организация взаимодействия участников, исполняющих различные роли [10].
Деловые игры на занятиях в процессе изучения русского языка и литературыпорождают мощное игровое психологическое поле, вызывая большой эмоциональный подъем путем вовлечения в действие всех участников образовательного процесса. Игра предоставляет возможность обучающемуся проявить творческие способности, самореализоваться; подтвердить или изменить статус в группе [21].
Для успешного проведения педагогических деловых и ролевых игр на занятиях русского языка и литературынеобходимо соблюдать ряд принципов, среди которых принципы моделирования, диалогического общения, проблемного обучения, учебного моделирования, коллектива и триединой цели.
Так, метод моделирования основан на приеме интерактивного обучения: реальность процесса и предполагает имитацию определенных ситуаций с учетом динамики образовательного процесса. Принцип диалогического общения заключается во ведении дискуссий, диалогов внутри команды, т. е. наличие обсуждения теоретического материала по предложенной теме занятия. Принцип проблемного обучения основывается на моделировании конфликтной ситуации, где обучающиеся нацелены на постижение истины. Под принципом учебного моделирования понимают наличие у обучающихся познавательной активности, их необходимости в поиске углубленной теоретической базы. Принцип коллектива предполагает осуществление совместной деятельности, подразумевающий затрату большого количества времени на разработку педагогической игры. Преподавателю в рамках данного принципа предстоит учесть все возможные точки соприкосновения обучающихся. Принцип триединой цели обусловлен обучением в игровом пространстве, где цель, поставленная перед группами, завуалированно выводит их к поиску ответов на вопросы.
Основными атрибутами деловых и ролевых игр на уроках русского языка и литературы являются следующие: условный характер; целенаправленная деятельность; система правил и установок; пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности и контур регулирования, состоящий из судейского, постановочного, сценического, концептуального, сценар¬ного блоков, блока обеспечения информацией, рефлексии и критики. В рамках изучения русского языка и литературы коллективный метод обучения, представленный в форме деловой игры, способствует формированию умений работы в группах, выработке коллективных решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи.
Основные научные результаты исследования, состоят в следующем.
В современном мире основополагающей задачей образовательных учреждений становится подготовка выпускника, обладающего гибкими навыками, высоким уровнем теоретических знаний и развитых практических умений, наличием критического мышления и коммуникативных способностей. Особенно в педагогике выделяется проблема формирования умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения.
Поэтому в образовательном учреждении на первое место выходит установка на образовательную деятельность, стимулирующую субъект¬-субъектное взаимодействие не только педагога с обучающимися, но и между обучающимися, которая проявляется в готовности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, настрое на совместную рефлексивную деятельность, на размышления о взаимопонимании и взаимопомощи, в готовности и способности вести диалог (равноправный и партнерский обмен репликами, мнениями), осуществлять сотрудничество в совместной деятельности (коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка к деятельности, коллективное осуществление запланированной деятельности; коллективный анализ и оценка деятельности и ее результатов).
УУД коммуникативного характера занимают первое место вообще в системе УУД образовательного процесса. Исходя из этого, формирование коммуникативных УУДстановится первостепенной задачей для любого учителя.
Но в тоже время, предметы «Русский язык и литература» позволяющие совершенствовать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции, формировать развитую языковую личность, способны так организовать коммуникацию, чтобы достичь успеха планируемых действий. Так как, главная задача уроков русского языка и литературы, научить обучающихся говорить правильно, выразительно и убедительно, выработать навык продуктивного общения, когда достигаются взаимопонимание и согласие. При этом обучающиеся должны грамотно использовать как вербальные, так и невербальные средства общения, демонстрировать модели позитивного.
До недавнего времени взаимодействие обучающихся заключалось в передачи преподавателем информации, через свое понимание предмета, а обучающийся был слушателем. Однако, такая система образования не дает обучающимся самостоятельно мыслить, выражать свое собственное мнение, он вынужден учить материал учебников и лекций преподавателя. В настоящее время делается упор на то, что учебный процесс должен быть интересным и увлекательным и это невозможно без тесного взаимодействия не только преподавателя и обучающихся, но и самих обучающихся друг с другом. Можно выделить несколько форм организации взаимодействия обучающихся подросткового возраста на уроках русского языка и литературы: пассивная, активная и интерактивная.
Из перечисленных форм взаимодействия более эффективной является интерактивная форма взаимодействия.
Интерактивные методы – способы организации образовательного процесса, содействующие непосредственному и опосредованному субъект-субъектного взаимодействия педагога и обучающихся и обучающихся между собой (диалогу и полилогу; сотрудничеству в совместной деятельности). К интерактивным можно отнести групповые проекты, ролевые, позиционные и деловые игры, дебаты, дискуссии, мозговой штурм, коллективное творческое дело, коллективную познавательную деятельность; работу в парах; совместно-распределенную, совместно-последовательную, совместной-индивидуальную деятельность и т. д.
Важная роль для развития навыков взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе отводится деловым и ролевым играм. Именно в игровом процессе формируется ситуация равного сотрудничества и партнерства, барьер между преподавателем и обучающимися нивелируется. В данной ситуации игровой метод обучения способствует не только успехам в получении знаний и умений обучающихся, но и решению психологических проблем, которые могут возникнуть в процессе.
Главной особенностью деловой и ролевой игры является наличие имитационной модели и сюжета. Также для данного метода характеры такие особенности, как осуществление коллективной деятельности; наличие проблемной ситуации; цепочки решений, ролевых целей и общей цели всего коллектива; а также организация взаимодействия участников, исполняющих различные роли.
Данный метод организации изучения русского языка и литературы позволяет интегрировать глубину осмысления проблем и их широкий охват. Игровая форма в процессе изучения русского языка и литературы облегчает понимание теоретического материала, а также включает момент социального взаимодействия. Цели игры согласуются с практическими потребностями обучающихся, планом и требованиями преподавания русского языка и литературы. Результатом применения деловой и ролевой игры становится формирование знания категориального аппарата русского языка и литературы, раскрытие особенностей развития личности. Деловая и ролевая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
Для проверки целесообразности использования деловой и ролевой игр на уроках русского языка и литературы для эффективности организации взаимодействия учащихся в общеобразовательной школе нами было проведено исследование, позволяющее отследить динамику развития и потенциал деловых игр для формирования умения взаимодействия, сотрудничества учащихся.
Для этого нами был использован ряд учебных занятий с применением деловых и ролевых игр на уроках русского языка и литературы для 6 классов, направленных на формирование взаимодействия и сотрудничества, как с учителем, так и между одноклассниками.
По итогам исследования, в исследуемом классе у подростков наблюдались переходы от низкого уровня к среднему или высокому уровнюсформированности навыков учебного взаимодействия. Обучающиеся стали демонстрировать более высокий уровень сформированности навыков учебного взаимодействия, стали лучше договариваться, используя свои убеждения, уговоры и аргументы в процессе общения. Они научились говорить и слышать одновременно, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания. У обучающихся наблюдается сплоченность, эмоциональная окрашенность общения их совместного взаимоотношения. У большинства подростков начали налаживаться устойчивые навыки сотрудничества и дружеские взаимоотношения со сверстниками, также уменьшилось количество конфликтов среди обучающихся.
Таким образом, включение деловых и ролевых игр в занятия русского языка и литературы оказывает эффективное воздействие на испытуемых, так как после реализации формирующего этапа, обучающиеся показали более высокие результаты, чем те, которые были получены на констатирующем этапе диагностики.

Купить за 4000 ₽