или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Уфа > Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2012 |
Количество страниц: | 58 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 16.05.2014 |
Количество просмотров: | 1007 |
Рейтинг работы: |
В данной работе рассмотрены основные информационно-коммуникационные технологии, их преимущества и недостатки в применении на уроках иностранного языка, при этом каждый аспект рассмотрен отдельно (грамматика, лексика и фонетика), также освещено как целесообразнее организовать урок с помощью икт и доказана их эффективность на практике (эмпирическое исследование). Кроме того, прилагается приложение, где даны рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, результаты эмпирического исследования, планирование уроков на примере учебника “Happy English I” Т.Б. Клементьевой для 5-6 классов с использованием ИКТ и формы работы на уроках иностранного языка с примерами обучающих программ.
(фрагменты работы)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРНЕТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Технические средства обучения. Преимущества и недостатки. 6
1.2. Возможности применения компьютера и Интернет-ресурсов при 11 обучении иностранному языку
1.3. Применение компьютера в обучении фонетической, лексической 15
и грамматической сторон речи
1.4. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении 18 иностранному языку
Выводы 22
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Особенности овладения языковой и речевой компетенцией с 23
помощью компьютерно-информационных методов обучения
2.2. Организация уроков иностранного языка в средней школе с 40 использованием ИКТ
Выводы 44
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
3.1. Этапы и методы эмпирического исследования 45
3.2. Анализ результатов 48
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку является на сегодняшний день приоритетным направлением, актуальность которого определяется модернизацией образования и инновациями методов преподавания.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам III поколения иноязычное обучение представляет собой основу для развития иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной наряду с формированием общекультурных компетенций, в которых необходимо развитие многих умений и навыков. Так как образовательная информация в наши дни быстро устаревает, полученные ранее навыки и знания не способствуют активной деятельности в мире, где доминируют компьютеры. Увеличиваются потери от функциональной неграмотности работников, неспособных эффективно выполнять свои функции в эпоху информационного общества.
В настоящее время, значимость информационных технологий весьма высока – они занимают центральное место в процессе развития общества, а именно его системы образования и культуры. Информатизация образования, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования направлены на повышение уровня и качества подготовки школьников и студентов. Благодаря интенсивному освоению новейших информационных технологий, современная система образования вступила в новую ступень своего развития. Это определило тему нашего исследования – «Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в общеобразовательной школе».
На сегодняшний день существуют очень много деятелей, активно занимающихся внедрением информационно-коммуникационных технологий в обучение иностранному языку, среди которых профессор и доктор педагогических наук П.В.Сысоев, методист лаборатории языкового поликультурного образования Евстигнеев М.Н., учитель английского языка Петрова Л.П., доктор пед. наук Гальскова Н.Д., учителя английского языка Камалова Р.Д. и Давлетханова Л.М., руководитель лаборатории по разработке и внедрению мультимедийных средств обучения иностранным языкам Александров К.В. и др. Проблемы использования информационных технологий и технических средств в учебном процессе рассматриваются в работах Е.С.Полат, И.В.Роберт, А.В.Смирнова, С.В.Панюковой, В.В.Гузеева, Г.М.Сабитовой и других отечественных и зарубежных исследователей..........
В центре внимания преподавателя иностранного языка должно находиться обучение способности порождать и понимать высказывания в рамках аутентичной ситуации на уровне текстовой деятельности. Для такого обучения наиболее эффективно использование ИКТ, которое сохраняет все основные закономерности учебного процесса, в том числе и общие, отражаемые в дидактических принципах: научности, сознательности, доступности, систематичности, последовательности, прочности усвоения, индивидуализации, наглядности, активности.
Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения английскому языку? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет учащимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом, закреплять материал в интересной форме, с использованием слайдов, видеороликов и пр., что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. К примеру, в таком сложном разделе изучении языка как грамматика не всеми учениками легко усваиваются правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Возможны электронные публикации статей и презентаций. Немаловажную роль в изучении иностранного языка играет практика общения, которая также становится возможной благодаря ИКТ и Интернет-ресурсам, например, переписка с друзьями при общении в режиме on-line или посредством электронной почты.
Постоянная работа по подготовке занятий с использованием ИКТ открывает новые возможности для творческого роста и профессионального развития самих преподавателей. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
Однако, существуют и недостатки в использовании ИКТ на уроках иностранного языка. Одним из них является то, что их сложно интегрировать в структуру занятий. Поэтому эффективность применения компьютеров и других ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними.
Также не следует забывать, что использование ИКТ не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. ИКТ выступает в качестве средства технической поддержки деятельности преподавателя, усиливающее и расширяющее его возможности, а не заменяющее его.
Исходя из анализа теоретических основ и практического использования ИКТ в преподавании иностранного языка, можно сделать выводы о целесообразности внедрения ИКТ на следующих этапах работы:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) в закреплении программного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);
4) в самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы, Интернет);
5) в проведении интегрированных занятий по методу проектов;
6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей школьников.
Следует отметить, что внедрение в учебный процесс средств ИКТ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.
Анализ проведенных с применением ИКТ занятий свидетельствует о том, что ИКТ являются эффективным средством в обучении иностранному языку. Использование ИК-технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.
По всей проделанной работе можно сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются эффективным средством обучения, в частности иностранному языку, что объясняет целесообразность их внедрения в образовательный процесс.
Похожие работы