Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по праву и юриспруденции > Опека над инвалидом и ребенком инвалидом

Тема дипломной работы: Опека над инвалидом и ребенком инвалидом

2300 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > Вузы города Уфа > Филиал Уральской государственной юридической академии
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Право и юриспруденция, Социальная работа
Год сдачи: 2018
Количество страниц: 51
Оценка: 5
Рейтинг работы:

В XX веке в России
произошли кардинальные изменения в социально-экономическом строе. Отказ от
идеологии социализма повлек за собой изменение положения личности в обществе. С
одной стороны, человек стал более свободным, но с другой - социальная забота о
личности значительно снизилась.

Одной из форм социальной
заботы о гражданах, особо нуждающихся в ней, является установление опеки или
попечительства.

Вопросы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства
и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую
актуальность, проявлением которой стали разработка и принятие Федерального
закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее-Закон
«Об опеке и попечительстве»)

[1]

.
Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация
интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.

Опека дает возможность
устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой
- представляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и
интересов граждан.

Потребность в принятии
закона об опеке и попечительства была обусловлена необходимостью не только
введения новых правил правовой регламентации соответствующих отношений, но и
унификации в этой части законодательных актов субъектов РФ. Внедрение на уровне
субъектов иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей,
породило противоречия в правовом регулировании схожих форм воспитания детей
либо наоборот, формальное дублирование законов.

Принятие специального
закона позволило разрешить множество вопросов, но многие новеллы и механизм их
реализации нуждаются в теоретическом осмыслении. Применение различных форм
воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, создало условия для
формирования самостоятельных правоотношений между ребенком и лицами, принявшими
на себя обязательства по его воспитанию. Наиболее похожей на опеку и
попечительство является приемная семья, которая ранее действовавшим
законодательством признавалась отдельной формой воспитания детей. На
идентичность соответствующих правоотношений неоднократно обращалось внимание в
науке семейного права.

Признание опеки в
качестве основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а
также приемной и патронатной семей - ее разновидностями, обусловило
необходимость исследования новых положений законодательства с целью определения
степени их эффективности.

Исследование правовой
природы опеки  на современном этапе
развития законодательства дает основание для выводов об изменении вектора в
развитии данного правового института. Длительное время опека и попечительство
как институт занимали самостоятельное место и в гражданском, и в семейном
законодательстве.

На наш взгляд, опека в
большей степени основана  на
семейно-правовых связях, обусловливающих заботу о недееспособном или
несовершеннолетнем члене семьи. Однако в результате проведенной реформы
приоритет получили гражданско-правовые признаки данного института.

Обратимся, например, к
содержанию ст. 3 Закона «Об опеке и попечительстве». Отношения, возникающие в
связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства,
регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее-ГПК РФ).

[2]

Особенности установления,
осуществления и прекращения опеки определяются Семейным кодексом Российской
Федерации (далее-СК РФ).

[3]

Таким образом, общие
положения определяются гражданским законодательством, а особенности - семейным.

Изложенные
обстоятельства, а также необходимость дальнейшего совершенствования российского
законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, определили актуальность темы данного исследования, которая
обусловлена потребностью анализа механизма правового регулирования защиты прав
и законных интересов несовершеннолетних, а также выявлением особенностей
функционирования правовых институтов опеки и попечительства в системе права с учетом
закономерностей их развития в современных условиях.

Предмет исследования
составляют нормы российского законодательства различной отраслевой
принадлежности, определяющие основания возникновения и прекращения
правоотношений по опеке, содержание и специфику названных правоотношений.

Объектом исследования
выступают общественные отношения, возникающие при установлении и осуществлении
опеки.

Целями данной выпускной
квалификационной работы являются: исследование правовой природы опеки;
определение отраслевой принадлежности института опеки в системе права и в
системе законодательства; выявление и обоснование специфики правоотношений по
опеке.

Поставленные цели тесно
связаны с решением следующих задач:

- рассмотреть историю
развития отношений по опеке;

- сформулировать и
теоретически обосновать понятие опеки и попечительства;

-  исследовать основания возникновения и
прекращения опеки;

-  охарактеризовать правовое положение опекунов
и правовое положение детей, находящихся под опекой;

- сформулировать и
теоретически обосновать понятие инвалидности, проанализировать  категории инвалидов и установление
инвалидности;

- рассмотреть социальную
защиту инвалидов Российской Федерации;

- изучить и
проанализировать отдельные вопросы правового регулирования опеки над инвалидом
и ребенком-инвалидом.

Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на
параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

 


[1]

Федеральный закон от 24.04.2008 г. №
48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в ред. от
31.12.2017 г.) //
Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.

[2]

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая
/ Федеральный закон от 30.11.
1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 г.)
//
Собрание законодательства РФ.
-1994. - № 32.- Ст. 3301.

[3]

Семейный кодекс
Российской Федерации / Федеральный закон  от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ
(в ред. от 29.12.2017)//Собрание законодательства РФ.- 01.01.1996.- №
1.- ст. 16.

Институт опеки начал свое
формирование на Руси в 996г. Опека - это одна из правовых форм защиты
личных  и имущественных интересов
граждан. Она устанавливается над лицами до 14 лет,
признанными судом
недееспособными  вследствие душевной
болезни или слабоумия., и прекращается : в случае смерти опекуна или попечителя
либо подопечного; по истечении срока действия акта о назначении опекуна или
попечителя; при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от
исполнения своих обязанностей;

 

 

Права и обязанности
опекунов содержатся в ст.15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
Таким образом, опекуны несовершеннолетних обязаны проживать совместно с ними
(раздельное проживание возможно только с разрешения органа опеки и
попечительства при достижении подопечным 16 лет); так же они, обязаны извещать
органы опеки и попечительства о перемене места жительства;
могут расходовать доходы подопечного только с согласия
органов опеки и попечительства, за исключением средств, необходимых для
содержания подопечного.

 

На сегодняшний момент существует Проект
Федерального закона
«О ежемесячных выплатах
лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I
группы
» в котором партия Государственной Думы, а именно, В.В.Жириновским, Я.Е.Ниловым, предлагает:

1.Проживающие
на территории Российской Федерации неработающие трудоспособные родители
(усыновители) или попечители, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в
возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, имеют право на получение
ежемесячной выплаты (далее – выплата за уход).

2. Выплата за уход устанавливается в размере 12 000
рублей, который подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года
исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент
индексации определяется Правительством Российской Федерации.

3. Выплата за уход устанавливается в отношении
каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период
осуществления ухода за ним.

Федеральный
закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусматривает
выплату разового пособия при передаче ребенка опекун. Его величина постоянно
индексируется. Если сравнивать, сколько платили за опекунство над ребенком в
2016 году (15 512,65рублей) и сколько платят за опекунство над ребенком в
2017-2018 годах (16 350,33рублей), то увидим, что размер выплат был
проиндексирован на 1,054.

Пособие
прибавляется к социальной пенсии по инвалидности. Данная прибавка выплачивается
каждый месяц. Ее размер был установлен в пределах 1200 рублей в 2008 году. В
2017 году размер пособия возрос до 1500 рублей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Генезис правоотношений по
опеке и попечительству, рассмотренный при решении поставленных
исследовательских задач, и выявленные при этом сравнительно-исторические
характеристики правотворческой эволюции опеки позволяют сделать ряд выводов.

В процессе эволюции
правоотношений по опеке изменилось понимание объекта опеки и произошла его
трансформация в институты опеки и попечительства.

Российское
правотворчество в XVIII и XIX вв. использовало позитивный опыт классической
институализации опеки и попечительства, достигнутый в римском праве,
применительно к российским условиям и традициям. Это касается введения
возрастных критериев совершеннолетия, ориентации на сословные статусы в
контексте национальных и этнических традиций народов, входящих в состав
Российской империи.

Изначально опека
осуществляется семьей, общиной, родом под воздействием норм обычного права. В
дальнейшем, в связи с необходимостью установления контроля со стороны
государства за лицами, осуществляющими опеку, появляются правовые нормы,
регламентирующие отношения опеки.

Опека - это одна из
правовых форм защиты личных  и
имущественных интересов граждан. Она устанавливается над лицами до 14 лет,
признанными судом недееспособными
вследствие душевной болезни или слабоумия, и прекращается: в случае
смерти опекуна или попечителя либо подопечного; по истечении срока действия
акта о назначении опекуна или попечителя; при освобождении либо отстранении
опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей.

Назначение опекуна
производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента,
когда возникла необходимость установления опеки и попечительства. Пока опека не
установлена, обязанности опекуна выполняются органами опеки и попечительства.

В нашей стране с каждым
годом увеличивается число людей с ограниченными возможностями. Именно
государство должно взять на себя ответственность за эту категорию граждан.
Поэтому создание эффективной системы социальной защиты в отношении инвалидов,
является приоритетной задачей современной социальной политики на данном этапе
развития государства.

Федеральный закон от 24
апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» определяет полномочия органов
опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей,
упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

Системы социальной защиты
инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных
элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и
обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных
организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Таким образом, сущность опеки над
инвалидами  состоит в устройстве
лица, его судьбы и судьбы его имущества. При этом институт опеки  представляет собой способ осуществления
социальной заботы и такую форму устройства лица, которая предполагает
исключительно индивидуальное оказание помощи, ухода и попечения со стороны
определенного физического лица (определенных лиц).

Федеральным законом в
статью 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» с 01.01.2018 г.
вносятся изменения, согласно которым предоставляется право опекуну, который
является родителем недееспособного гражданина – инвалида с детства, совместно
проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения
им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно
проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им
возраста восемнадцати лет, не включать в отчёт сведения о расходовании этим
опекуном сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда,
понесённого в случае смерти кормильца, а также иных выплачиваемых на содержание
подопечного средств, зачисляемых на отдельный номинальный счёт, открытый
опекуном в соответствии с п.1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской
Федерации.

При этом исходя из
Федерального закона № 48 орган опеки и попечительства при обнаружении
ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества
подопечного вправе потребовать от этого опекуна отчёта о хранении, об
использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за
предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм,
зачисляемых на отдельный номинальный счёт, открытый опекуном.

В 2018 году было впервые
введено понятие «абилитация инвалидов». Реабилитация — это возвращение каких-то
способностей, утраченных из-за болезни. А абилитация, напротив, подразумевает
первоначальное формирование способности к чему-то, поэтому этот термин по
большей части применим к детям раннего возраста, страдающим отклонениями в
развитии. В эту программу входит целый перечень пунктов: гражданам будет
оказана как медицинская помощь, так и социальная.

Изменения коснулись и
доступности среды. Как федеральные, так и региональные органы государственной
власти обязали продублировать всю необходимую для инвалидов информацию шрифтом
Брайля и оснастить световые сигналы светофоров звуковыми.

Кроме того, власть
позаботилась о том, чтобы инвалиды могли беспрепятственно пользоваться городскими,
пригородными и междугородними электричками и имели полный доступ не только к
местам общественного отдыха, но и к предлагаемым на них услугам. В итоге
территории оборудовали дополнительными пандусами, табличками с шрифтом Брайля и
другими удобствами. В первую очередь это нововведение касалось новых или
модернизированных объектов, начинающий работу с 1 января 2016 года.

Владельцев же социальных,
транспортных и инженерных инфраструктур обязали по возможности обеспечить
инвалидов услугами либо по месту жительства, либо дистанционно. В случае
нарушения или уклонения от сотрудничества должностных лиц штрафовали на 2–3
тыс. рублей, а юридических-  на 20–30
тыс. рублей.

Увеличился также размер
социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы. С 1 апреля он
составил 13,17 тыс. рублей. Кроме того, дети-инвалиды имеют право на
одноразовую денежную выплату в размере 2397,59 рубля, а их родителям
выплачивается 5,5 тыс. рублей

В Госдуму был внесен
закон о нормативе финансовых затрат в месяц в виде обеспечения лекарственными
препаратами, медицинскими изделиями и специальными продуктами лечебного
питания. В 2017-м он составлял 807 рублей, в 2018-м он увеличился до 832,2
рубля.

В 2018 году закончится
первый этап развития программы «Доступная среда», направленной на повышение
уровня жизни людей с ограниченными возможностями. В прошлом году на нее было
выделено 48 млрд рублей, а в этом году сумма вырастет на 5 млрд рублей.

Что касается льгот,
которые можно заменить ежемесячными денежными выплатами, то инвалиды I группы и
неработающие инвалиды II группы должны получать лекарства по рецептам врачей
бесплатно. Работающим инвалидам II группы и безработным инвалидам III группы
положена скидка в 50%. Предусмотрены также льготы на проезд в междугороднем
транспорте и бесплатные путевки на лечебные курорты. Люди с ограниченными
возможностями могут поступать в вуз, минуя конкурсную основу, и им дают
улучшенные условия на получение квартиры.



В процессе реформы законодательства произошло некоторое перераспределение «сфер влияния» между гражданским и семейным законодательством. В результате большинство норм, регулирующих опеку и попечительство, традиционно содержащихся в Семейном кодексе Российской Федерации, в настоящее время помещено в Гражданском кодексе Российской Федерации. Такое перераспределение возродило интерес к проблеме об отраслевой природе института опеки и попечительства.
Опека и попечительство над несовершеннолетними преследует следующие цели:
а) защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
б) воспитание и обучение ребенка.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, то есть детьми, не достигшими 14-летнего возраста, а попечительство в соответствии со ст. 33 ГК РФ - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.
Между опекой и попечительством нет большой разницы, когда речь идет о защите личных прав подопечного (прав на личную неприкосновенность, доброе имя и т.п.). При защите же имущественных прав такая разница существует и выражается она в том, что опекун представляет интересы подопечного, а попечитель помогает (дает согласие) ему осуществлять свои имущественные права в соответствии со ст. 26 ГК РФ.
Если рассматривать институт опеки и попечительства с точки зрения семейного права, то нельзя не отметить одну из главных его особенностей, а именно: в отличие от усыновления опека и попечительство не прекращают родительские правоотношения.
Поэтому к установлению опеки предъявляется, согласно Закону об опеке и попечительстве, минимум требований, которые заключаются в следующем:
а) согласие родителей несовершеннолетнего (при этом их пожелания, рекомендации относительно кандидатуры опекуна не имеют правового значения);
б) согласие несовершеннолетнего, над которым устанавливается опека (если это возможно);
в) согласие самого опекуна, причем его необходимо получить обязательно.
Так как опека над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их прав на семейное воспитание, то опекуны должны проживать с опекаемым ребенком вместе (одной семьей).
Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка установлены в СК РФ и ГК РФ. Опекуны в отношении воспитания подопечного ребенка выполняют все те обязанности, которые возлагаются законом на родителей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка, его образовании, защищать его права и интересы (ст.36 ГК РФ).
Закрепление в Конституции РФ гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека13 (ст.22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 14(ст.9,ч.1-3 ст.10); Конвенции о правах ребенка15 (ч.1 ст.26) и др.
Критерии инвалидности в 2018 году интересуют всех граждан РФ, желающих получить определенную группу при постоянной или временной потере работоспособности, связанной с состоянием здоровья.
Для присвоения группы при потере работоспособности вследствие нарушений функционирования организма, используются следующие критерии для установления инвалидности в 2018 году. 1.Нарушения состояния здоровья со стойкими расстройствами функционирования организма, вызванными заболеваниями, получением травм или врожденными дефектами.
2.Ограничение жизнедеятельности в виде полной или частичной потери лицом возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться в пространстве, общаться с людьми, контролировать собственное поведение в обществе, обучаться или вести трудовую деятельность.
3.Потребность в мерах социальной защиты, в том числе и реабилитации после перенесенных заболеваний и полученных травм.
Основные принципы формирования социальной политики в отношении инвалидов:
- Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.
- Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.
- Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).
- За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.
- Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).
- При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.
Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.21
Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:
- Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов;
- Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов;
- Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов;
- Наличие неправительственных организаций инвалидов;
- Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав;
- Наличие безбарьерной физической и социальной среды.