или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Казань > Институт экономики, управления и права |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Право и юриспруденция |
Год сдачи: | 2019 |
Количество страниц: | 78 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 24.01.2020 |
Количество просмотров: | 249 |
Рейтинг работы: |
Содержание
Введение. 3
Глава I. Общая характеристика
принудительных мер медицинского характера 7
§ 1. Принудительные
меры медицинского характера в истории уголовного законодательства Российской
Федерации. 7
§ 2. Понятие
принудительных мер медицинского характера, их правовая природа, значение, цели
и классификация. 13
Глава II. Основания назначения,
продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера. 30
§ 1. Основания
применения принудительных мер медицинского характера.... 30
§ 2. Основания
продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера. 34
Глава III. Виды принудительных мер
медицинского характера. 43
§ 1. Принудительное
наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях. 43
§ 2. Принудительное
лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в
стационарных условиях, общего типа. 50
§ 3. Принудительное
лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в
стационарных условиях, специализированного типа 51
§ 4. Принудительное лечение в медицинской
организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях,
специализированного типа с интенсивным наблюдением. 52
Заключение. 59
Список использованных
нормативно-правовых актов, материалов судебной (иной юридической) практики и
специальной литературы.. 62
Приложения. 70
Введение
Актуальность темы
исследования. Принудительные меры
медицинского характера - это предусмотренные уголовным законом
меры, применяемые к страдающим психическими заболеваниями лицам, совершившим
общественно опасное деяние или преступление, с целью излечения или улучшения их
психического состояния и предупреждения антиобщественного поведения.
Данные меры нельзя считать наказанием. Они не
включают элементов кары. Ограничения, применяемые в таких случаях, не имеют
своим содержанием страданий и лишений и осуществляются в первую очередь в
интересах самого больного. Различен и порядок их назначения. Наказание
постановляется по приговору суда и на определенный срок, а принудительные меры
по определению суда до выздоровления больного или до отпадения общественной
опасности данного лица. Последние не выражают отрицательной оценки от имени
государства действий душевнобольного, не влекут судимости, не ставят своей
задачей восстановление социальной справедливости, исправление лица.
Рассматриваемые меры могут применяться только в
отношении тех лиц, кто по характеру совершенного деяния и своему болезненному
состоянию представляет опасность для общества.
Объектом исследования
являются общественные отношения, складывающиеся в сфере применения
принудительных мер медицинского характера.
В
качестве предмета исследования выступает институт принудительных мер медицинского характера, а также нормативные положения, научные разработки и
методы, направленные расследование
преступления.
Целью данной работы
является исследование судопроизводства по применению принудительных мер
медицинского характера.
В
ходе написания данной работы были поставлены и
решены следующие задачи:
1.
Изучение развитие
российского законодательства о принудительных мерах медицинского характера.
2.
Рассмотрение
понятия,
видов и правовой природы принудительных мер медицинского характера
3.
Изучение целей использования принудительных мер
медицинского характера.
4.
Анализ проблемы правового регулирования исполнения
принудительных мер медицинского характера.
5.
Рассмотрение
направлений совершенствования системы правового регулирования применения
принудительных мер медицинского характера.
Степень научной разработанности темы. При написании
выпускной квалификационной работы были использованы труды различных ученых,
авторов уголовного права, таких как В.Н. Бутова, И.С. Дикарева, Е.В. Жоголевой,
А.В. Смирнова и др.
Методологическая основа исследования. Для решения
обозначенных задач, в работе использовались общенаучные методы исследования:
диалектический метод познания объективной действительности, применялись также
анализ и обобщение, логический метод, а также специально-юридические методы
исследования - сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический
и системный анализ. В целом, в исследовании будет использован разнообразный
научный инструментарий, включающий множество приемов и методов, выбор которых
обусловлен конкретными целями и задачами, поставленными в работе.
Теоретическую
основу составляют труды отечественных авторов по уголовному праву, чьи работы
представлены в библиографии.
Нормативной
базой исследования являются Конституция РФ, Уголовный кодекс Российской
Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Эмпирическую
базу исследования составили: Постановления Пленума Высшего Верховного Суда РФ,
материалы судебной практики, относящиеся к рассматриваемой проблеме.
Теоретическая
и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования
заключается в полученных научных выводах и предложениях по проблематике
принудительных мер принудительного характера, которые могут стать основанием
для дальнейшей научной полемики и предпосылкой проведения новых научных
исследований.
Практическое
значение исследования состоит в возможности использования результатов, в
практической деятельности, а также при подготовке материалов в учебном процессе
в образовательных учреждениях.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы.
В первой главе будут изучены история, понятие, цели и виды принудительных мер
медицинского характера.
Во
второй главе работы будут проанализированы
особенности
и цели применения принудительных мер медицинского характера
В третьей главе будут рассмотрены проблемы и
совершенствование правового регулирования применения принудительных мер
медицинского характера.
Преддипломную практику проходила в Следственном отделе
по Вахитовскому району г. Казань следственного управления Следственного
комитета России по Респблике Татарстан. Прохождение практики способствовало написанию
ВКР. Руководитель с места практики помогла с подбором литературы для ВКР.
Перейдем к рассмотрению основных положений работы.
(фрагменты работы)
Глава I. Общая характеристика принудительных мер медицинского характера
§ 1. Принудительные меры медицинского характера в истории уголовного законодательства Российской Федерации
Принудительные меры медицинского характера можно определить как особую уголовно-правовую форму государственного принуждения, содержание которой заключается в принудительном лечении невменяемых, а также вменяемых лиц, совершивших преступления и нуждающихся по своему психическому состоянию в принудительном лечении . «Данное определение содержит указание на существенные признаки принудительных мер медицинского характера, не касаясь оснований, целей их применения и других характеристик принудительных мер, которые требуют самостоятельного и подробного рассмотрения» .
Уголовное законодательство России советского периода исключало возможность наказания лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, и уделяло внимание их принудительному лечению. Например, Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. предлагали применять к таким лицам лишь принудительные меры и меры предосторожности. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. предусматривал принудительное лечение как меру социальной защиты, применяемую по приговору суда. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. к мерам медицинского характера относил принудительное лечение и помещение в лечебное заведение, соединенное с изоляцией. В отличие от дореволюционного законодательства принудительное лечение регулировалось инструкциями НКЮ (1935) и Минздрава (1954).
В УК РСФСР 1926 г. предусматривалось право суда применять в дополнение к наказанию меры медицинского характера к лицам, страдающим психическим расстройством, но не утратившим вменяемости (ст. 26). На практике же данная статья не находила применения.
Более подробно принудительные меры медицинского характера были регламентированы в УК и УПК РСФСР 1960 г. Здесь впервые определялись виды принудительных мер медицинского характера и условия их применения. Принудительное лечение могло осуществляться в психиатрических больницах общего и специального типа в зависимости от характера заболевания, опасности личности для общества и тяжести совершенных общественно опасных действий.
Психиатрические больницы специального типа находились в ведении МВД. В 1988 г. в ст. 58 УК РСФСР 1960 г. были внесены изменения, которые касались дифференциации видов лечебных учреждений, осуществляющих принудительные меры медицинского характера. К таким лечебным учреждениям стали относиться психиатрические больницы с обычным, усиленным и строгим наблюдением. Кроме того, УК РСФСР 1960 г. устанавливал порядок назначения, изменения и прекращения принудительного лечения. Появилась ранее неизвестная УК норма о применении принудительных мер медицинского характера к алкоголикам и наркоманам, совершившим преступления.
В системе мер уголовно-правового воздействия центральное место занимают уголовная ответственность и наказание, основанием для реализации которых является факт совершения преступления, а целями – исправление виновного, общая и специальная превенция. Законодательство содержит и другие уголовно-правовые институты, которые применяются к лицам, совершившим преступления.
Речь идет о принудительных мерах медицинского и воспитательного характера, юридическая природа которых исследована недостаточно полно .
Комитет Конституционного надзора СССР Заключением от 25 октября 1990 г. признал не соответствующим Конституции СССР и международным актам о правах человека принудительное лечение алкоголиков и наркоманов в ЛТП. Такой вывод заставляет внимательнее взглянуть на аналогичный уголовно-правовой институт с позиций его законности и обоснованности.
Общепризнанным является положение, в соответствии с которым принудительные меры медицинского характера свободны от элементов кары и не влекут за собой судимости. Поэтому их следует считать самостоятельным правовым институтом, который существует параллельно с уголовной ответственностью. Но в отличие от нее он основан не на факте совершения преступления, а на свойствах личности виновного, которые находятся за чертой признаков субъекта преступления и поэтому не влияют на квалификацию. Однако в соответствии со ст. 37 УК РСФСР могут учитываться при определении вида и размера наказания, В теории уголовного права принудительные меры медицинского характера, указанные в ст. 62 УК РСФСР, существовали как «меры безопасности» или «меры защиты» .
В связи с Заключением Комитета Конституционного надзора СССР от 25 октября 1990 г. возникает вопрос, правомерен ли действующий порядок принудительного лечении лиц, совершивших преступления. Уголовный закон не требует от суда установления причинной обусловленности между заболеванием виновного и совершенным преступлением. В этих случаях принудительность лечения оправдывается не столько приговором, формирующим правовой статус осужденного, сколько юридической природой мер безопасности, которые предписывают ограничивать некоторые права и свободы личности в тех ситуациях, когда это способствует сохранению общественных ценностей. Здесь можно провести аналогию с существующим в уголовном праве институтом крайней необходимости, которая правомерна лишь в том случае, если вред, причиненный правоохраняемым интересам, в результате оказывается меньше вреда предотвращенного.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Правовой статус человека и гражданина закреплен в ряде основополагающих международно-правовых актов, таких, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др. Нормы международного права содержатся и в правовых актах, затрагивающих статус отдельных категорий граждан, в частности лиц, страдающих психическими расстройствами. К ним относятся Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г., Декларация о правах инвалидов 1975 г., Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи 1991 г.
Указанные международно-правовые документы направлены на защиту лиц с психическими расстройствами от дискриминации, под которой понимаются «любые разграничения, недопущение или предпочтение, сводящее на нет или нарушающее равенство использования прав» (ч. 4 принципа 1 Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи 1991 г.). В то же время дискриминацией не считаются специальные меры, предназначенные исключительно для защиты или развития прав лиц, страдающих психическими расстройствами, как и защиты прав человека.
Нормы международного права в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, конкретизированы в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В соответствии со ст. 13 Закона принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершившими общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленных УК РФ и УПК РФ.
Как видно из сказанного, нормы о принудительных мерах медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическим расстройством, являются естественным развитием международного и конституционного права РФ, однако это утверждение не снимает вопрос об их юридической природе в системе российского законодательства. Он обусловливает как их правильное понимание, так и содержание и границы применения.
Принудительные меры медицинского характера основаны не на совершении преступления, а на свойствах личности виновного и под этим углом зрения не должны назначаться приговором, где решаются вопросы уголовной ответственности. Представим себе, что осужденный согласен с квалификацией преступления и мерой назначенного судом наказания, но возражает против принудительного лечения.
Если приговор вступил в законную силу, то его обжалование с целью опротестования в порядке надзора лишь в связи с неверно назначенным принудительным лечением малорезультативно, если не бессмысленно. И совсем иная ситуация складывается, когда протест будет приноситься на специальное определение, решающее лишь данный конкретный вопрос. Здесь шансы осужденного на пересмотр дела в порядке надзора значительно возрастут, а его права и законные интересы получат более надежную правовую защиту .
В уголовном законе необходимо было создавать институт мер безопасности, где следует предусмотреть все их разновидности. Он должен был найти адекватное отражение в уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве, что позволило более четко определять основания, пределы и последствия некарательного ограничение прав и свобод граждан, применяемого в связи с совершением ими преступлений.
Дальнейшее развитие институт принудительных мер медицинского характера получил в разработанной учеными Теоретической модели Общей части уголовного кодекса . Авторы Теоретической модели разъединили содержавшиеся в гл. 6 УК 1960 г. нормы о принудительных мерах медицинского характера и принудительных мерах воспитательного характера, поскольку эти меры отличаются по своей юридической природе, основаниям и целям применения.
В Теоретической модели УК более четко, чем в действующем законодательстве, были сформулированы основания применения принудительных мер медицинского характера, впервые закреплялись их цели и упоминалось о возможности применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии ограниченной вменяемости.
С учетом положений Теоретической модели уголовного кодекса были изложены цели и основания применения принудительных мер медицинского характера в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г., которые остались практически недействующим документом. Определение видов принудительных мер медицинского характера, условий и порядка их применения, продления, изменения и прекращения были отнесены Основами к компетенции уголовных кодексов республик.
Довольно ясно сформулированы основания применения принудительных мер медицинского характера в УК РФ 1996 г. в отличие от УК 1960 г., где такие основания прямо не назывались, хотя и указывалось, к какому контингенту лиц упомянутые меры относятся.
Принудительные меры являются уголовно-правовыми мерами государственного принуждения, поскольку они предусмотрены уголовно-правовыми нормами материального, процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
«Указание на юридическую принадлежность таких мер является явно недостаточным, так как для правоприменителя в лице судебных правоохранительных органов и медицинских учреждений важна их отраслевая принадлежность, знание которой позволяет обратиться к соответствующим нормам УК РФ, УПК РФ, УИП РФ и других федеральных законов» .
Принудительные меры медицинского характера можно определить как особую уголовно-правовую форму государственного принуждения, содержание которой заключается в принудительном лечении невменяемых, а также вменяемых лиц, совершивших преступления и нуждающихся по своему психическому состоянию в принудительном лечении . «Данное определение содержит указание на существенные признаки принудительных мер медицинского характера, не касаясь оснований, целей их применения и других характеристик принудительных мер, которые требуют самостоятельного и подробного рассмотрения».
Похожие работы
Работы автора