или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина (МГЮА) > Кафедра административного права |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Право и юриспруденция |
Год сдачи: | 2023 |
Количество страниц: | 135 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 01.10.2023 |
Количество просмотров: | 83 |
Рейтинг работы: |
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ СТРУКТУР РОССИИ………………………………………………………………. 6
1.1. Охрана правопорядка в Древней Руси и российском централизованном государстве до образования регулярной полиции (IX – XVII веков)……………........................................................................................................ 6
1.2. Учреждение и развитие регулярной полицейской системы России........................................................................................................................ 13
ГЛАВА 2. ПОЛИЦЕЙСКАЯ И МИЛИЦЕЙСКАЯ СИСТЕМЫ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ………………………………………………………. 25
2.1. Особенности организации и функционирования полиции Российской Империи в первой половине XIX века………………………………………......... 25
2.2. Реформирование органов внутренних дел и состояние полицейской структуры Российской Империи во второй половине XIX – начале XX веков... 40
2.3. Создание и развитие советской милиции в первой половине XX века. Функционирование милиции в условиях Великой Отечественной Войны и послевоенный период……………………………………………………………... 55
2.4. Положение органов внутренних дел Российской Федерации в условиях реформ 1990 – х и первой половины 2000 – х годов………………….. 78
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ……………………………... 90
3.1. Нормативно – правовое регулирование организации и деятельности полиции РФ. Место полиции в системе органов внутренних дел …………….... 90
3.2. Современные тенденции и возможные направления развития полиции РФ.............................................................................................................. 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. 109
ПРИЛОЖЕНИЯ....…………………………………………………………………….
В силу широты избранной темы, основной замысел работы - это проведение общего историко - правового анализа процесса эволюции системы органов внутренних дел, в том числе юридическое исследование их нормативно-правового регулирования в Российской Империи, СССР и Российской Федерации соответственно, включая современный период. В системном виде было изложено внутреннее структурное строение системы исследуемого типа органов государственной власти. Кроме того, в рамках научного изучения каждой правоохранительной модели (полиции Российской Империи и РФ, милиции СССР и РФ соответственно) отмечены и системно обозначены особенности их функционирования и внутренний организации, а также учтено место в общем контексте системы государственной власти в рассматриваемые периоды отечественной истории. По итогу историко - правового анализа в заключительных главах предложены и обобщённо раскрыты предложения по совершенствованию современной системы в лице полиции РФ. Не смотря на объём работа довольно проста в защите - опорный текст готовится путём краткого изложения 3 базовых глав, а в качестве иллюстрации подходя схемы из числа приложений, включённых в работу. Представленная работа была защищена в июне 2023 года, местом выступил Московский государственный юридический университет (МГЮА) имени О.Е. Кутафина, по пятибалльной шкале работа получила оценку 5. Оригинальность работы составила 92%.
(фрагменты работы)
(Фрагмент из главы 3, параграф 3.1)
Действующее законодательство РФ, охватывающее вопросы деятельности и организации современной российской полиции, берёт своё начало с реформы 2011 года и принятия в связи с ней федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» , сменившего своего предшественника 1991 года, регламентирующего ещё милицейскую систему. Анализируя законодательный акт, учёный Куянова А. В. в первую очередь обращает внимание, что первичное понимание сущности полиции закон даёт через призму её социальной роли в российском обществе, а иллюстрирует этот момент, по мнение указанных правоведов, положение статьи 1 «Назначение полиции» - она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности; одновременно с этим в качестве критического замечания учёные отмечают отсутствие прямого законодательного определения полиции; в целом же закон использует в адаптированном виде положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, сделан очередной шаг на пути сближения с международно-правовыми стандартами полицейской деятельности, учтены нормы и рекомендации, содержащиеся во многих, в том числе международных, документах . Общий анализ структуры и содержания этого законодательного акта даёт понять, что в нём отражены все аспекты полицейской структуры, включая устройство ведомства, вопросы службы и служебной деятельности, порядок контроля и прочее. Ввиду явной многопрофильности закона о полиции, именно в части раскрытия вопроса о современной деятельности и организации полиции России интересе представляют первые положения законодательного акта. Так, статьи 1 и 2 определяют общую функциональную нагрузку системы, то есть нормативно – правовое содержание деятельности полиции. Из статьи 1, регламентирующей предназначение полиции, следует, что она с точки зрения своего функционирования, является важнейшим институтом защиты всех лиц (граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства) от любых преступных и противоправных посягательств, обеспечивает законность, общественный порядок и безопасность. Действуя как бы в развитие общего назначения из статьи 1, в целях реализации предназначения полиции статья 2 формирует перечень функций этой структуры (направления деятельности полиции):
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
9) осуществление экспертно-криминалистической деятельности
10) миротворческая деятельность через возможность участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
Нельзя не отметить, что исследование по этому вопросу будет не полным без внимания к статье 3. Из неё следует, что в своей деятельности полиции РФ должна опираться на весь массив российской системы права, причём и федерального, и регионального уровня правового регулирования. С связи с чем правовую основу деятельности полиции образуют положения Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, подзаконные акты Президента и Правительства РФ, внутриведомственные документа, а также акты субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции. Отношение к функциональной стороне полиции это имеет в том смысле, что кроме обозначенных в профильном законе общих функций, на полицию могут возлагаться полномочия, права и обязанности из других актов. Например, не последнее значение для служебной работы будут иметь материальные и процессуальные правовые предписания УК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и прочих. Таким образом, в части вопроса о функционировании современной полиции России можно кратко резюмировать, что основу нормативно – правового регулирования деятельности полиции составляет совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции. Отличительной чертой в данном случае служит множественность субъектов и источников, обусловленная множественностью и разнообразием решаемых полицией задач.
Оставшаяся статья 4 закона направлена уже на определение организационных основ российской полиции. В этом смысле анализируемое положение вводит как минимум 2 важных преобразования в сравнении с прошлым законом о милиции и милицейской системой соответственно:
Во – первых, это полная ликвидация ранее действующей организации милиции. Устранено разделение на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, система единоначальной и двойной подчинённости подразделений, их размещение в структуре органов внутренних дел по основанию руководства милицией.
Во – вторых, вместо присутствия в законе общего понятия, которое ранее устанавливало статуса милиции, в статье 4 сформирована организационная дефиниция, определяющая современное положение полиции как составной части единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД РФ). Видится, что введение такого определения в сравнении с предыдущим устраняет некоторое противоречие, когда статус милиции определялся как совокупность государственных органов и в то же время указывалось, что она подчинена системе МВД РФ, то есть федеральному органу исполнительной власти. Фактически это обозначило милицию прямым внутренним звеном аппарата органов внутренних дел. В отношении полиции, являющейся прямым функциональным и организационным приемником милиции, посредством формулирования новой дефиниции этот важный момент на наш взгляд учтён. Внутренний состав составляют подразделения полиции, которыми выступают структурные подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Новый механизм подчинения и руководства полицией основывается на принципе иерархии и единоначалия - руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Компетенция Президента РФ расширена путём отнесения к его ведению определения состава полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции, что ранее осуществлялось Правительством РФ. Установление штатной численности личного состава перешло во внутриведомственную компетенцию и определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Похожие работы
Работы автора