или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Нижний Новгород > Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 78 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 31.10.2016 |
Количество просмотров: | 500 |
Рейтинг работы: |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... | 3 | |
ГЛАВА 1. | Системное рассмотрение понятия «рефлексии» и ее особенностей. Психологическое содержание феномена «рефлексии»................................................................................ | 6 |
1.1. Рефлексия и предпосылки к ее изучению........................... | 6 | |
1.2. Рефлексия в современной психологии и ее формы........... | 14 | |
1.3. Основные компоненты рефлексии...................................... | 28 | |
1.4. Изучение рефлексии............................................................. | 33 | |
Выводы по первой главе…………………………………….. | 37 | |
ГЛАВА 2. | Эмпирическое исследование…............................................... | 38 |
2.1. Описание группы испытуемых и выбранных методик..... | 38 | |
2.2. Проявление профессиональной рефлексии, удовлетворенности трудом и лояльности организации у сотрудников отделов с различным характером трудовой деятельности (на примере промышленного предприятия ООО «Рокфор»)………………………………………………… | 43 | |
2.3. Связь профессиональной рефлексии с удовлетворенностью трудом, приверженностью и лояльностью организации на примере сотрудников отделов с различным характером трудовой деятельности (на примере промышленного предприятия ООО «Рокфор»)........................................................................... | 48 | |
ВЫВОДЫ | …………………………………………………………………… | 49 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. | 51 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1………………………………………………….. Приложение 2………………………………………………….. Приложение 3………………………………………………….. | 52 57 62 74 |
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Роль рефлексии в профессиональной деятельности в последнее время активно изучается. На рефлексию указывают как на необходимый компонент в структуре профессионально важных качеств работников профессий группы «человек-человек». Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации. Проблема развития профессионального сознания в настоящее время активно обсуждается в педагогической и психологической литературе. При этом парадоксальным является тот факт, что в психологической науке нет однозначного определения статуса рефлексивности в структуре психики. Проблема рефлексии уникальна. Благодаря свойству рефлексивности человек понимает, что наделен таким уникальным качеством, как способностью сознавать. Он понимает свою уникальность в мире. Бытие сознания невозможно без осознания этого бытия, что тождественно рефлексии как таковой. Рефлексия — не только продукт сознания, но также форма его существования. О фундаментальности проблемы рефлексии свидетельствует тот факт, что без анализа рефлексивных процессов невозможно сколько-нибудь полное понимание таких основополагающих феноменов человеческой психики, как произвольность, самосознание, мышление, творчество и др. Кроме того, на определенном этапе онтогенеза рефлексивность выступает как основная детерминанта социализации личности, опосредует процессы межличностной коммуникации. Рефлексивность во многом определяет эффективную адаптацию личности к внешней природной и социальной окружающей среде. Однако сам предмет — рефлексия — больше раскрыт в общем, гносеологическом аспекте, а не в качестве системы, обладающей собственной закономерностью психической реальности, что препятствует развитию «позитивной науки о рефлексии». Существенные трудности теоретического плана обусловлены чрезвычайной широтой и вариативностью подходов к исследованию проблемы рефлексии. Отсутствует не только целостная обобщающая психологическая концепция рефлексии, но и единый подход к ее разработке. Сквозь призму указанных особенностей становится вполне понятной и объяснимой та ситуация, которая сложилась к настоящему времени по проблеме рефлексии во многих конкретных областях психологических исследований — в частности, в психологии деятельности, и особенно в психологии управленческой деятельности, в теории управления в целом. Дело в том, что по самой своей сути проблема рефлексии имеет статус комплексной, междисциплинарной. Это означает, что она может и должна выступать в качестве предмета исследования в ряде наук. Особенности проблемы рефлексии и самого этого феномена в наиболее яркой и зримой форме проявляются, прежде всего, в теории управления в целом и в психологии управления в особенности. Трудно найти другую подобную область, сферу действия рефлексивных закономерностей, где бы они выступали с такой же полнотой и значимостью, как в сфере управления. С одной стороны, рефлексия создает принципиальные предпосылки для большинства трудностей управления. Но, с другой стороны, чем в большей степени управленческие воздействия будут опосредствованы рефлексивными процессами, тем выше и конечная эффективность деятельности организаций. Таким образом, возникает стратегическая задача — задача органичного и действенного включения понятия рефлексии в категориальный аппарат психологии управления. Одной из существенных проблем в практике менеджмента является вопрос о лояльности персонала. Роль рефлексии в формировании данного качества до настоящего времени не изучалась. Попыткой прояснить данную проблему и является данное исследование. Цель работы – изучить профессиональную рефлексию и отношение сотрудников к работе и своей организации. Объект исследования. Процесс профессиональной рефлексии у сотрудников отделов с разным характером трудовой деятельности. Предмет исследования. Профессиональная рефлексия. Основная гипотеза. Существует связь профессиональной рефлексии с отношением работников к труду и своей организации. Задачи исследования: 1) провести анализ литературы и выявить основные подходы к рассмотрению рефлексии как психологического феномена, охарактеризовать сущность и содержание профессиональной рефлексии; 2) провести диагностику профессиональной рефлексии у сотрудников разных отделов одной организации; 3) изучить степень удовлетворенности работой, трудовым коллективом и отношение к организации (лояльность и приверженность) у респондентов; Методологическая основа исследования: методика Ф. Фидлера; методика определения уровня рефлексивности А. В. Карпова; опросник «Понимание целей компании» Р. Шо; методика измерения лояльности С. В. Голубкова; опросник «Проявление заботы» Р. Шо; Тест «Удовлетворенность работой» В. А. Розановой. Исследование проводилось в период с августа по октябрь 2016 года. В ходе исследования было опрошено 42 респондента.
Похожие работы
Работы автора