Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по психологии > Развитие логического мышления подростков
Развитие логического мышления подростков

Тема дипломной работы: Развитие логического мышления подростков

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2011
Количество страниц: 71
Оценка: 5
Дата публикации: 28.01.2014
Количество просмотров: 410
Рейтинг работы:
Описание работы

Министерство образования и науки РФ

Филиал ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

в г. Анжеро – Судженске





Кафедра психологии и педагогики











Дипломная работа





Развитие логического мышления подростков











Студент ФПО Допущена к защите

5 курса, гр. 662 ________О.А.Семенова «__»______20__г.

_______________

Научный руководитель Зав.кафедрой

к. пед. наук_________Д.Ф.Ахмерова психологии и педагогики,

д-р пед. наук, профессор

Т.М. Чурекова

















Анжеро – Судженск 2011

Цель: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития логического мышления подростков.

Объект исследования: развитие логического мышления подростков.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития логического мышления подростков.

Гипотеза исследования: развитие логического мышления у подростков возможно, если:

1. определен уровень развития логического мышления у подростков;

2. подобраны игры и упражнения, способствующие развитию логического мышления подростков.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта раскрыть сущность логического мышления как познавательного процесса. Выявить особенности мыслительной деятельности подростков.

2. На основе диагностики определить уровень развития логического мышления у подростков.

3. Экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития логического мышления у подростков.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Тестирование, педагогический эксперимент.



ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение…………………………………………………………………………3



Глава 1 Логическое мышление подростков как психолого – педагогическая

проблема………………………………………………………………………….7

1.1 Характеристика логического мышления в психолого-педагогической

литературе………………………………………………………………...…….7

1.2 Особенности мыслительной деятельности в подростковом возрасте..…22



Глава 2 Психолого – педагогические условия развития логического

мышления подростков…………………………………………………..............32

2.1 Диагностика уровня развития логического мышления подростков……...32

2.2 Применение игр и упражнений способствующих развитию логического мышления подростков………………………………………………………40

2.3 Анализ результатов работы по развитию логического мышления подростков……………………………………………………………………47

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы………………………………………………………………53

Приложения………...……………………………………………………………56















Дополнительная информация

(фрагменты работы)

ВВЕДЕНИЕ



Психические процессы являются базовой основой человеческой психики, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды.

Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.[7,35]

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.

Проблема мышления интересовала многих ученых, таких как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, В.С. Мухина и др., на протяжении десятилетий. Рассматривалась проблема соотношения мышления и речи, мышление характеризовалось на разных возрастных этапах, исследовались вопросы продуктивного мышления как основы обучаемости. [29,11]

Несмотря на это данная проблема остаётся актуальной и в настоящее время. Особенно остро она проявляется в такой возрастной категории, как подростковая. Г.С. Абрамова в своих исследованиях отмечает, что современные подростки часто не могут формулировать суждения и производить умозаключения, что отрицательно сказывается на процессе обучения. А ведь это является отклонением от нормального развития детей, когда в процессе обучения в школе, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи, должен совершенствоваться данный процесс . [16,68]

На современном этапе в условиях неимоверного роста объема информации школа должна дать подросткам инструмент оперативного поиска, анализа и обработки информации для принятия решений, научить их выделять наиболее существенные признаки предметов, анализировать, искать закономерности, находить аналогии, делать обобщения, самостоятельно ставить и формулировать задачу, находить оптимальные методы решения. Но с другой стороны проблеме развития логического мышления у подростков средняя школа уделяет недостаточно внимания. Исследования проблемы развития логического мышления у подростков практически не проводятся. Необходимость разработки этой проблемы давно назрела, так как, во-первых, именно в подростковом возрасте происходит переход мышления с уровня формальной логики на уровень содержательных обобщений и дедуктивной логики. Во-вторых, с начала систематического изучения предметов естественнонаучного цикла к мышлению учащихся предъявляется новое требование - умение оперировать формами и методами логического мышления.

Возникает противоречие: с одной стороны - связанная с активным внедрением информационных технологий в образовательный процесс, насущная необходимость в применении подростками логического мышления, а с другой – отсутствие на этапе обучения в среднем звене эффективных условий развития логического мышления учащихся.

Возникает проблема: каковы психолого-педагогические условия развития логического мышления подростков в современной школе?

Интерес этой проблемы обусловил выбор темы исследования: «Развитие логического мышления подростков».

Цель: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития логического мышления подростков.

Объект исследования: развитие логического мышления подростков.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития логического мышления подростков.

Гипотеза исследования: развитие логического мышления у подростков возможно, если:

1. определен уровень развития логического мышления у подростков;

2. подобраны игры и упражнения, способствующие развитию логического мышления подростков.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта раскрыть сущность логического мышления как познавательного процесса. Выявить особенности мыслительной деятельности подростков.

2. На основе диагностики определить уровень развития логического мышления у подростков.

3. Экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития логического мышления у подростков.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Тестирование, педагогический эксперимент.

Экспериментальная база: 6 «А» класс МОУ СОШ № 22, г. Анжеро – Судженска.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что подобраны упражнения по развитию логического мышления подростков, которые могут быть использованы в работе педагогов и психологов в аналогичных образовательных учреждениях.















Положения, выносимые на защиту:

1. Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности (Л.С.Выготский).

2. Уровни развития логического мышления подростков:

- высокий уровень: подросток умеет анализировать, дифференцировать существенные и несущественные признаки явлений и предметов, обладает способностью к выделению сложных, абстрактных логических отношений, укладывается во временной норматив;

- средний уровень: подросток умеет анализировать, опираясь на логику мышления, обладает способностью к выделению аналогий, следуя образцу, допускает 2-3 ошибки при выполнении методик, укладывается во временной норматив;

- низкий уровень: подросток испытывает затруднения при выполнении заданий, допускает большое количество ошибок, неспособен проводить аналогии, использует добавочное время на выполнение методик.

3. Психолого-педагогическими условиями развития логического мышления у подростков являются: определение уровня развития логического мышления у подростков; организация и реализация упражнений, направленных на развитие логического мышления подростков.

Структура дипломной работы:

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 40-ка источников и 4-х приложений.

Купить за 2500 ₽