или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2011 |
Количество страниц: | 71 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 28.01.2014 |
Количество просмотров: | 414 |
Рейтинг работы: |
Министерство образования и науки РФ
Филиал ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
в г. Анжеро – Судженске
Кафедра психологии и педагогики
Дипломная работа
Развитие логического мышления подростков
Студент ФПО Допущена к защите
5 курса, гр. 662 ________О.А.Семенова «__»______20__г.
_______________
Научный руководитель Зав.кафедрой
к. пед. наук_________Д.Ф.Ахмерова психологии и педагогики,
д-р пед. наук, профессор
Т.М. Чурекова
Анжеро – Судженск 2011
Цель: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития логического мышления подростков.
Объект исследования: развитие логического мышления подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития логического мышления подростков.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления у подростков возможно, если:
1. определен уровень развития логического мышления у подростков;
2. подобраны игры и упражнения, способствующие развитию логического мышления подростков.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта раскрыть сущность логического мышления как познавательного процесса. Выявить особенности мыслительной деятельности подростков.
2. На основе диагностики определить уровень развития логического мышления у подростков.
3. Экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития логического мышления у подростков.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование, педагогический эксперимент.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Логическое мышление подростков как психолого – педагогическая
проблема………………………………………………………………………….7
1.1 Характеристика логического мышления в психолого-педагогической
литературе………………………………………………………………...…….7
1.2 Особенности мыслительной деятельности в подростковом возрасте..…22
Глава 2 Психолого – педагогические условия развития логического
мышления подростков…………………………………………………..............32
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления подростков……...32
2.2 Применение игр и упражнений способствующих развитию логического мышления подростков………………………………………………………40
2.3 Анализ результатов работы по развитию логического мышления подростков……………………………………………………………………47
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы………………………………………………………………53
Приложения………...……………………………………………………………56
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды.
Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.[7,35]
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.
Проблема мышления интересовала многих ученых, таких как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, В.С. Мухина и др., на протяжении десятилетий. Рассматривалась проблема соотношения мышления и речи, мышление характеризовалось на разных возрастных этапах, исследовались вопросы продуктивного мышления как основы обучаемости. [29,11]
Несмотря на это данная проблема остаётся актуальной и в настоящее время. Особенно остро она проявляется в такой возрастной категории, как подростковая. Г.С. Абрамова в своих исследованиях отмечает, что современные подростки часто не могут формулировать суждения и производить умозаключения, что отрицательно сказывается на процессе обучения. А ведь это является отклонением от нормального развития детей, когда в процессе обучения в школе, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи, должен совершенствоваться данный процесс . [16,68]
На современном этапе в условиях неимоверного роста объема информации школа должна дать подросткам инструмент оперативного поиска, анализа и обработки информации для принятия решений, научить их выделять наиболее существенные признаки предметов, анализировать, искать закономерности, находить аналогии, делать обобщения, самостоятельно ставить и формулировать задачу, находить оптимальные методы решения. Но с другой стороны проблеме развития логического мышления у подростков средняя школа уделяет недостаточно внимания. Исследования проблемы развития логического мышления у подростков практически не проводятся. Необходимость разработки этой проблемы давно назрела, так как, во-первых, именно в подростковом возрасте происходит переход мышления с уровня формальной логики на уровень содержательных обобщений и дедуктивной логики. Во-вторых, с начала систематического изучения предметов естественнонаучного цикла к мышлению учащихся предъявляется новое требование - умение оперировать формами и методами логического мышления.
Возникает противоречие: с одной стороны - связанная с активным внедрением информационных технологий в образовательный процесс, насущная необходимость в применении подростками логического мышления, а с другой – отсутствие на этапе обучения в среднем звене эффективных условий развития логического мышления учащихся.
Возникает проблема: каковы психолого-педагогические условия развития логического мышления подростков в современной школе?
Интерес этой проблемы обусловил выбор темы исследования: «Развитие логического мышления подростков».
Цель: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития логического мышления подростков.
Объект исследования: развитие логического мышления подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития логического мышления подростков.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления у подростков возможно, если:
1. определен уровень развития логического мышления у подростков;
2. подобраны игры и упражнения, способствующие развитию логического мышления подростков.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта раскрыть сущность логического мышления как познавательного процесса. Выявить особенности мыслительной деятельности подростков.
2. На основе диагностики определить уровень развития логического мышления у подростков.
3. Экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития логического мышления у подростков.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база: 6 «А» класс МОУ СОШ № 22, г. Анжеро – Судженска.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что подобраны упражнения по развитию логического мышления подростков, которые могут быть использованы в работе педагогов и психологов в аналогичных образовательных учреждениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности (Л.С.Выготский).
2. Уровни развития логического мышления подростков:
- высокий уровень: подросток умеет анализировать, дифференцировать существенные и несущественные признаки явлений и предметов, обладает способностью к выделению сложных, абстрактных логических отношений, укладывается во временной норматив;
- средний уровень: подросток умеет анализировать, опираясь на логику мышления, обладает способностью к выделению аналогий, следуя образцу, допускает 2-3 ошибки при выполнении методик, укладывается во временной норматив;
- низкий уровень: подросток испытывает затруднения при выполнении заданий, допускает большое количество ошибок, неспособен проводить аналогии, использует добавочное время на выполнение методик.
3. Психолого-педагогическими условиями развития логического мышления у подростков являются: определение уровня развития логического мышления у подростков; организация и реализация упражнений, направленных на развитие логического мышления подростков.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 40-ка источников и 4-х приложений.
Похожие работы