или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2010 |
Количество страниц: | 45 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 14.01.2018 |
Количество просмотров: | 625 |
Рейтинг работы: |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……… |
3 |
|
|
СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ……………………………….………………………………………… |
6 |
1.1. Самооценка |
6 |
1.2. Содержание понятия психологии |
13 |
1.3. Связь 1.4. |
17 20 |
|
|
САМОООЦЕНКИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ………………………………………….………… |
22 |
2.1. Организация и |
22 |
2.2. Результаты исследования самооценки личности подростков……….. 2.3. Результаты исследования коммуникативных |
24 26 |
2.4. Связь 2.5. |
30 32 |
|
|
Глава 3. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ |
34 |
3.1. Обзор личности……………………………………………………………………………… |
34 |
3.2. Программа развития самооценки подростков………………………….……………………………………………… |
35 |
3.3. Выводы………………………………………………………….…………….. |
38 |
|
|
|
40 |
|
|
|
42 |
|
|
|
46 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Проблеме самооценки посвящено немало
исследований в отечественной и
зарубежной психологии. В.В. Столин, характеризовавший самооценку как оценивание
личностью своих возможностей, качеств и места среди людей, отмечал, что как
повышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека.
Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень
часто являются следствием его неправильной самооценки. Особенно значимым в подростковом
возрасте является влияние самооценки подростка на общение со сверстниками. Кон И.С. отмечает особенную уязвимость
подростков перед манипулятивным воздействием и давлением сверстников.
Вместе с тем, проблема
связи самооценки и коммуникативных способностей личности подростков в настоящее
время является недостаточно разработанной, накопленные данные имеют
противоречивый характер.
Таким образом, очевидно
противоречие: с одной стороны, существует дефицит научно обоснованных,
эмпирических данных, показывающих специфику связи самооценки и коммуникативных
способностей личности подростков, с другой стороны, известно, что развитие
коммуникативных способностей личности
неизбежно опирается на развитие ее самооценки. Все вышесказанное определяет актуальность, теоретическую и практическую
значимость выбранной нами темы исследования.
Цель исследования – изучить связь самооценки и коммуникативных способностей личности
подростков, и разработать программу
развития самооценки личности
подростков.
Объект исследования – самооценка личности.
Предмет исследования – самооценка и ее связь с
коммуникативными способностями
личности подростков.
Гипотеза исследования. Теоретическое изучение
проблемы и анализ практического опыта позволил сформулировать гипотезу
исследования, согласно которой можно предположить, что существует связь
самооценки и коммуникативных способностей
личности подростков.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в
работе поставлены следующие задачи:
1.
Проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы по
проблеме связи самооценки и коммуникативных способностей личности.
2.
Изучить самооценку
личности подростков.
3.
Изучить коммуникативные способности подростков.
4.
Выявить связь самооценки и коммуникативных способностей
личности подростков.
Методологической
основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы
отечественной психологии. Мы опирались на принцип единства сознания и
деятельности человека, сформулированный в работах С.Л. Рубинштейна, на
теоретическое положение об интериоризации / экстериоризации и их
взаимопереходах в деятельности человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); на
теоретические положения о природе и структуре самоотношения личности,
содержащиеся в работах В.В. Столина,
С.Р. Пантилеева, Е.Т. Соколовой, И.И. Чесноковой, А.А. Налчаджяна. В рамках
рассмотрения коммуникативных способностей мы опирались на научные положения
отечественной педагогики и психологии о личности как субъекте деятельности и
отношений (Б.М.Теплов,
С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, А.Н.Леонтьев).
Методы исследования. При решении
задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы:
тестирование, эксперимент. Диагностика самооценки личности проводилась с помощью
методики «Самооценка личности» И.О.Моткова (модификация методики
Б.А.Сосновского). Диагностика коммуникативных способностей личности проводилась
с помощью методики «Оценивание коммуникативных умений» А.Э.Гоглевой,
Н.А.Фросенюк и методики «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС)
Б.А.Федоришина.
Организация и база
исследования. Работа
проводилась в МОУ «Белая средняя общеобразовательная школа» п.Средний,
Усольского района, Иркутской области в течение 2007/2009 гг. Психологическим
исследованием было охвачено 48 учащихся
в возрасте 15 лет. Исследование проводилось в 2 этапа.
На первом
этапе (2007/2008 г.) проводилась диагностическая работа по изучению самооценки
и коммуникативных способностей личности
подростков. На втором этапе (2008/2009 г.) планировалась и осуществлялась
экспериментальная работа по развитию самооценки личности подростков, обобщались
результаты экспериментальной работы.
Достоверность результатов и выводов исследования
обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической
науки, применением надежных и апробированных в отечественной психологии методик, содержательным анализом
полученных данных, использованием различных статистических методов обработки
данных, включающих корреляционный анализ.
Научная
новизна заключается
в том, что обобщены результаты исследований по проблеме связи самооценки и
коммуникативных способностей личности подростков; предложена программа развития
самооценки личности подростков.
Практическая значимость данной работы в том, что полученные результаты и
предложенная программа работы по развитию самооценки личности подростков могут
быть использованы для изучения и развития самооценки подростков педагогами,
психологами инновационных и общеобразовательных учреждений.
Структура
и объем работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (59
источников) и приложения. В тексте имеется 7 рисунков и 1 таблица. Общий объем
работы составляет 45 страниц. Объем работы с приложениями 94 страницы. Бонусом идут презентация и речь на защиту
(фрагменты работы)
3.2. Программа развития самооценки личности подростков
На основании результатов констатирующей части исследования была разработана программа развития самооценки личности подростков. В качестве формы проведения занятий был выбран групповой психотренинг. Целью тренинга является развитие самооценки личности подростков.
Программа состоит из восьми занятий, в объеме 12-16 академических часов. (Ориентировочный этап – 2-4 часа, основной этап – 8-10 часов, проекционный этап – 2 часа). Таким образом, группа встречается в течении восьми дней (возможны и другие варианты режима работы группы).
Данная программа предполагает гуманистически ориентированного тренера, воспринимающего участника группы как свободную, ответственную за свои поступки и их последствия, постоянно растущую, актуализирующуюся личность.
В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.
Каждая встреча обеспечена некоторым набором психотехнических процедур. Однако их применение не является обязательным. Обязательными процедурами, которые используются на каждой встрече в тренинге, являются:
Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и в конце занятия.
Психогимнастические процедуры.
Основные процедуры (упражнения на самопознание, самораскрытие, получение обратной связи, самопринятие и т.д.).
Релаксационные процедуры.
Аналитическая работа тренера по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников и психофизиологических показателей.
Похожие работы
Работы автора