или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Санкт-Петербургский государственный университет (СПБГУ) > Факультет психологии > Кафедра общей психологи |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 100 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 21.11.2018 |
Количество просмотров: | 527 |
Рейтинг работы: |
Введение
Актуальность данного исследования связана с тем что, профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы усложняется частым возникновением экстремальных ситуаций, связанных с риском для жизни и здоровья личного состава. Работа с людьми, как известно, требует больших эмоциональных затрат. Особенно при взаимодействии с криминогенным контингентом, в условиях неблагоприятного психологического климата или когда выполняемая деятельность приносит разочарования. Словом,
сложные ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники уголовно-исполнительной системы, объединяет то, что все они выступают в качестве стрессоров, т. е. факторов, вызывающих стресс.
Таким образом, эти факторы существенно влияют на работоспособность, а также дальнейшее психическое и социальное развитие. В результате субъекты профессиональной деятельности уголовно-исполнительной системы обладают широким репертуаром стратегий, основанных на межличностном взаимодействии, используемым ими для разрешения трудных ситуаций, с которыми сталкиваются на работе.
В связи с этим, сотрудники уголовно - исполнительной системы включены в сложные социально-правовые отношения, которые предъявляют повышенные требования к их индивидуально-психологическим качествам, необходимость регулярного и обоснованного профессионально-психологического отбора во все отделы уголовно-исполнительной системы признана сегодня как психологами, так и самими сотрудниками. Исследования по психологическому анализу профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы вызваны потребностями современного общества в комплектовании кадрового корпуса специалистами, в максимальной степени пригодными к уголовно-исполнительной деятельности, или, другими словами, в подборе квалифицированных кадров. Исследование взаимосвязи личностных особенностей и копинг поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы является актуальным, т.к обусловлено необходимостью расширения психологического понимания.
Цель исследования: изучить проблему выбора стратегий совладающего поведения в условиях профессионального стресса сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
(фрагменты работы)
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения проблемы выбора стратегий совладающего поведения сотрудниками уголовно–исполнительной системы в условиях профессионального стресса
1.1 Научные подходы отечественных и зарубежных ученых к изучению проблемы совладающего поведения
Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ в . Автором термина был А. Маслоу. Понятие «coping» происходит от английского «cope» (преодолевать). В отечественной психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление.
Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие «копинг» охватывает широкий спектр человеческой активности от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. Р.М. Грановская и И.М. Никольская отмечают, что понятие копинга по своему содержанию близко к понятию психологической защиты, и основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых [11,32].
В психологической литературе представлены два принципиально различающихся подхода к определению совладания. Сторонники первого подхода рассматривают копинг как широкое понятие, включающее наряду с осознанными, преобразующими ситуацию стратегиями и механизмы психологической защиты Р.Лазарус и С. Фолкман определяют копинг как динамичное взаимодействие человека с ситуацией, как когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, направленные на устранение внешних или внутренних противоречий [25,44]. Представители второго подхода различают совладание и защиту как специфичные формы поведения. Н.Хаан пишет, что копинг и защита основываются на идентичных процессах, но имеют противоположную направленность. Автор разделяет эти механизмы по нескольким параметрам. В частности, копинг пластичен и целенаправлен, учитывает особенности ситуации, защита ригидна и автоматизирована; копинг включает процессы обдумывания, анализа ситуации и высоко дифференцирован, защитные механизмы предполагают большее количество неосознаваемых реакций [46].
По мнению А.В. Либина, описывающий специфику копинга и защитных механизмов, выделяют следующие критерии различия: осознанность, подконтрольность, адекватность восприятия, эффективность преодоления ситуации, направленность активности «внутрь себя» или на ситуацию. При этом копинг характеризуется как целенаправленный, конструктивный и осознанный способ реагирования [21].
Термины копинг и совладание используются как синонимы в отечественной литературе. В то же время, большинство авторов отличают механизмы копинг-поведения от психологической защиты личности, осуществляемых без их осознания Т.Л Крюкова отмечает, что в «отличие от психологической защиты копинг-поведение – это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, изменить которые человек не может [8]. С другой стороны, ряд исследователей объединяют понятия совладания и защиты, например, Анцыферова Л.И, Корнилова Т.В[1,18]. В данной работе защитные механизмы понимаются как способы совладания.
По мнению Т.Л Крюковой, можно выделить три подхода к понятию совладания, доминирующих в зарубежной научной парадигме стресса-копинга. Первый из них – диспозиционный подход, фокусирующийся на вопросе, существуют ли особые личностные качества, обуславливающие лучшее совладание с трудностями и стили преодоления стресса [15].
К данному подходу относятся эго-аналитическая модель З. Фрейда, выделение стилей копинг-поведения как устойчивых личностных образований, измерение черт личности. Сторонники этого подхода анализируют особенности личности как предикторы преодоления стресса и их взаимосвязь с эффективными и неэффективными стилями совладания [43].
Второй подход – ситуативный или динамический рассматривает процесс совладания со стрессом и изучение специфических стратегий в их связи с изменением конкретных ситуаций. К данному подходу относится когнитивная модель Р. Лазаруса. Он и его последователи считают, что стиль совладания со стрессом определяет не столько личность индивида, сколько сама стрессовая ситуация.
Р. Лазарус определяет копинг как сумму когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. Когнитивно-феноменологическая теория совладания со стрессом, разработанная Р. Лазарусом и С.Фолкман, на сегодняшний день является наиболее распространенной. Авторы рассматривают совладание как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на то, чтобы справиться с определенными внешними или внутренними требованиями, оцениваемыми в качестве отягощающих или превышающих личностные ресурсы человека.
По мнению Р. Лазаруса, во всех случаях будет происходить «развивающийся, динамический процесс когнитивной оценки, переоценки, совладания и эмоциональной переработки» На копинг влияет оценка степени
Похожие работы