Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Психология > Уровень готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в зависимости от полноты семьи и образования родителей

Тема дипломной работы: Уровень готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в зависимости от полноты семьи и образования родителей

1800 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы:Дипломные работы
Категория:Психология
Год сдачи:2014
Количество страниц:114
Оценка:отлично
Рейтинг работы:

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

на тему: «Уровень готовности к школе детей
старшего дошкольного возраста в зависимости от полноты семьи и образования
родителей»

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: _________________
А.В. Фефилов

 

 

Рецензент:                        ________________  Я.С. Сунцова        

 

 

Студент гр.ЗСП-104  ____________________

 

 

 

Допускается к защите:

Зав.
кафедрой психологии

 

к. пед.н., к.филол. н._______________А.В. Моров

«______»_____________________ 2014 г.

 

 

 

Ижевск, 2014 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I
Теоретические основы готовности к школе детей в зависимости от полноты семьи и
образования родителей……………………………………7   

1.1 Семья как
фактор формирования готовности к школе детей…..………………………………………………………………………...7

1.2
Психологические особенности детей в неполных семьях……….……..15

1.3 Влияние
уровня образования родителей на готовность к школе у детей…………………………………………………...……...........................27

1.4.Выводы по исследованию
теоретического материала…...……………..30

Глава II
Эмпирическое исследование уровня готовности к школе детей старшего дошкольного
возраста в учреждении МБДОУ  д\\с
«Гнездышко»  г.Очер…………………………………………………………………………..33

2.1.Характеристика
исследуемого учреждения и гипотеза исследования…………………………………………………………………..33

2.2. Методики,
применяемые в исследовании…….…………..…………….39

2.3 Анализ и
обсуждение результатов исследования…………………........49

2.4 Выводы и
рекомендации………………..…………...................................73

Заключение………………………………………………………………….…77

Список используемых источников…………………………………………..80

Приложения…………………………………………………………………...83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольное
детство - очень короткий отрезок в жизни человека, который имеет непреходящее
значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из
совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в
относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие
все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего
роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном
возрасте является формирование основ личности. Дошкольное детство - это время,
когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и
регулируют все остальные его психические функции.

Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую
очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей
действительности. Эмоциональные процессы являются той сферой психического бытия
ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции. Эмоциональные
образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.

Проблема подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста  всегда была и остается одной из актуальных
проблем педагогической науки.

Социально-экономические
преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и
нравственно-ценностных ориентации, привели к ухудшению психологического климата
в семье, который в свою очередь явился причиной, обусловившей рост отклонений в
личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения.

Актуальность данной темы заключается в том, что, до сих пор  в педагогике и психологии имеются разные
точки зрения на готовность ребенка к школе.

Актуальность исследования проблемы готовности
ребенка к школьному обучению обуславливается как значимостью того момента,  который происходит в жизни ребенка в связи с
изменением его основной деятельности и социального статуса, так и проблемами в
процессе обучения, в школьном и высшем образовании, имеющимися в настоящее
время в России.
Поступление в 1-й класс считается переломным моментом в жизни
ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание.

Все эти
факторы обусловили актуальность рассматриваемого вопроса, выбор темы, цели и
задач дипломного исследования.

Объект исследования - дети старшего дошкольного
возраста (
учреждения МБДОУ  д\\с  г.Очер) и их родители.

Предмет исследования
дипломной работы –
 уровень готовности к школе детей старшего
дошкольного возраста, полнота семьи и образование родителей.

Цель выпускной квалификационной (дипломной) работы -
исследование уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в зависимости
от полноты семьи и образования родителей.

Гипотезы исследования
заключаются в том, что

1.                     
Интеллектуальное развитие детей обусловлено в большой степени их индивидуально-психологическими
особенностями, на которые влияют родители и полнота семьи в целом. Поэтому дети
из неполных семей, по сравнению с детьми из полных, будут иметь более низкие
уровни выполнения различных интеллектуальных заданий и тестов и сам уровень
готовности к школе.

2.                     
Интеллектуальное развитие детей также испытывает большое влияние
уровня образованности родителей, как матерей, так и отцов. Поэтому дети из
семей, где матери или отцы имеют высшее образование, как заочное, так и очное,
будут более интеллектуально развитыми по многим тестам, и в целом более
готовыми к школе, чем дети из семей с родителями со средним образованием.

Цель дипломной работы и гипотеза исследования определяют решение
следующих задач:

-
проанализировать данные научной литературы на тему интеллектуальной и
эмоциональной готовности детей к школе, влиянию на это их семей, как полной,
так и не полной, также проанализировать отдельно психологические особенности
детей в неполных семьях;

-
определить особенности (и уровень) готовности к школе и интеллектуального
развития детей,

-
определить наличие высшего образования родителей, очного или заочного, и
возможное его влияние на готовность к школе и интеллектуальные особенности
детей, в общем;

- выявить
возможные различия между влиянием на интеллектуальные показатели детей отдельно
матерей и отцов, имеющих среднее и заочное (очное) высшее образование,

 - обобщить результаты анализа значимости
различий между группами и корреляционного исследования.

Теоретической и методологической основой дипломной работы явились
труды и учебные пособия по психологии ведущих отечественных и зарубежных
авторов в области теории и практики родительских отношений, влияющих на готовность
ребенка к школе.

Для исследования выбрана методика: Психолого-педагогическая оценка
готовности к началу школьного обучения детей старшего дошкольного возраста
(Наталья Семаго, Михаил Семаго). Данная методика позволяет изучать уровень
готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. (Методика
находится в Приложении 3)

Решение
поставленных задач реализовано через метод теоретического анализа различных
источников литературы, системный метод, организационный метод (проведение
исследования), метод описания, изучение педагогического и семейного влияния,
количественный метод, методы статистической обработки. 

В
исследовании принимали участие 3 подготовительные
группы (по 20 детей в группе) МБДОУ д\\с «Гнездышко». 

Структура дипломной работы  состоит из: 
введения, двух глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка
использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические основы готовности к школе детей в зависимости от полноты семьи и образования родителей
1.1 Семья как фактор формирования готовности к школе детей

Рассматривая готовность к школе детей в зависимости от полноты семьи и образования родителей, необходимо определится с понятием «семья» и проанализировать ее функции.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатываются совокупность норм и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. [2, с.76]
Такие ученые как Зацепин В.И., Карабанова О.А., Эйдемиллер Э.Г. и другие в своих трудах выделяют следующие функции семьи: [21, с.143]
- хозяйственно-бытовую функцию, реализующуюся в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов;
- экономическую функцию семьи, определяющую объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи;
- репродуктивную функцию, которую можно считать важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность данной функции семьи осознавалась обществом во все времена, что подтверждается и в настоящее время различными льготами, предоставляющими государством для стимулирования рождаемости;
- функцию воспитания детей - удовлетворение индивидуальных потребностей мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях;
- сексуально-эротическую функцию, которая создает условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;
- функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи, информационный обмен, обсуждение наиболее значимых для личности проблем, создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;
- функцию эмоциональной поддержки, которая удовлетворяет потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности;
- социально-статусная функция, которая предоставляет определенный социальный статус членам семьи.
Реализуя свои функции семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека. С другой стороны, позволяют человеку достигать определенных целей в общении, в личностном и духовном росте. При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни увеличиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.
Необходимо отметить, что со временем происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Изменения в функциях семьи оказывают непосредственное влияние на готовность к школе детей.
Нарушения функций семьи - это особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьи ее функций. Способствовать нарушениям может широкий круг факторов: особенности личности ее членов и взаимоотношений между ними, определенными условиями жизни семьи [36, с.92].
Рассмотрим структуру семьи, т.е. состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи отвечает на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено участие всех членов в управлении. В первом случаи говорят об авторитарной системе отношений; во втором - о демократической [25].Различными могут быть взаимоотношения в семье в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.
Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе - это семья, включающая взрослых и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного или двух детей.
В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем.
Нарушение структуры семьи - это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно - бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку [12, с.68].
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий» Дюваля Е., где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст [21, с. 234].
1. Вовлечение, встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
4. Введение детей во внесенные институты.
5. Принятие подростковости.
6. Экспериментирование с независимостью.
7. Подготовка к уходу детей из семьи.
8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
Необходимо отметить, что на любой фазе развития семьи случаются тяжелые хронические болезни и смерти, которые оказывают сильное влияние на функционирование семьи.
Дадим определения семьи нормально выполняющей свои функции и семьи, функции которой нарушены.
Нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях, как в целом, так и каждого ее члена. [28с.118]
Согласно точке зрения Х. Людерера и К. Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций. А.Н. Обозова считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Стабильность семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.
Семья с нарушением функций или дисфункциональная (от лат. dis – нарушение) семья - это семья, порождающая неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. Таким образом, дисфункциональные семьи - это семьи, в которых нарушаются какие-то функции, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям, в которых члены семьи имеют между собой теплые, наполненные любовью отношения. [26, с.254]
На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями и неблагоприятными условиями - болезнь, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, экономический и социальный кризис и т.д.). В связи с этим перед семьей возникают проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизнедеятельности, и, как правило, на формирование эмоциональных особенностей детей. Исследование трудностей, с которыми сталкивается семья, идет в двух направлениях: [39, с. 152]
- исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т.д.;
- изучение «нормативных стрессоров» - трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникших при действии факторов, нарушающих жизнь семьи (внезапное тяжелое заболевание и т.д.).
Все эти обстоятельства проводят к многочисленным сложным последствиям - проявлениям нарушений в функциях семьи: нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с одной стороны, а с другой - увеличение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение и возрастание сопротивления трудностям.
Семейные нарушения представляют собой сложные образования, включающие факторы, их обусловливающие (трудности, с которыми столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи и ее реакции.
Трудности семьи классифицируются следующим образом: [31, с.43]
а) острые трудности - внезапная смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в семье и социальном статусе (арест одного из членов семьи, банкротство и т.д.);
б) хронические трудности - чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т.п.;
в) трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Эта группа психологических трудностей возникает при переходе от одного этапа жизненного цикла семьи к другому (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка, прекращение семьей воспитательной деятельности);
г) трудности, связанные с суммированием трудностей;
д) трудности, связанные с этапами жизненного цикла семьи. На первом этапе жизни - это конфликты, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками, при решении жилищной проблемы. На втором этапе - это задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства;
е) трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла. Это трудности, которые возникают при отсутствии в семье одного из ее членов. Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, смерть одного из членов семьи. Отмечаются следующие нарушения: функциональная пустота, трудности адаптации к самому событию.
В нормально - функционирующей семье существует подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, семейного чувства «Мы», способностей членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется для того, чтобы избежать изменения, развития и связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения своих внешних и внутренних функций.
Семья может вызывать нарушения психического здоровья, воздействуя на личность и психические процессы ее членов. Психическая травма - это явление, возникающее при пересечении неблагоприятных воздействий нарушений семьи и психических расстройств личности [6, с.189]. Нарушения семьи вызывают психическую травму; развитием этой травмы или реакцией на нее является нервно-психическое расстройство индивида - члена семьи.
Психическая травма - это психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние [27, с.98]. Центральное место эмоций в структуре психотравмирующего переживания закономерно, оно обусловлено как важным местом эмоций в организации и интеграции психических процессов, так и их ролью во взаимосвязи психических и соматических систем личности.
Психотравмирующее переживание - это состояние, воздействующее на личность в силу его выраженности (остроты), длительности или повторяемости [37, с.124]. Психотравмирующими являются не любые сильные или потрясающие переживания, а лишь такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии.
Исследование неврозов, реактивных расстройств и других формах пограничных нервно-психических расстройств, в этиологии которых значительную роль играет психотравмирующее переживание, позволяют очертить круг таких состояний. Это состояние: неудовлетворенности, тоски, подавленности, тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности, эмоциональной напряженности.
Семейные отношения выступают в роли наиболее важных, чем объясняется их ведущая роль в готовности детей к школе и их психических нарушений.
Ведущая роль семьи в готовности к школе детей, определяется рядом обстоятельств: [11, с.48]
- ведущая роль семейных отношений в системе взаимоотношений личности. События в семье «принимаются близко к сердцу», чем события за пределами семьи;
- многосторонность семейных отношений и их зависимость друг от друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных взаимоотношений взаимосвязаны, и попытка внести изменения вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. От данной семейной травмы труднее уйти;
- открытость и уязвимость члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям. В семье индивид доступен к воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются более явно.
Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкий В. выделяют четыре вида семейно-обусловленных травмирующих состояний: [40, с.276]
- состояние глобальной семейной неудовлетворенности. В данном случае наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтом между супругами;
- семейная тревога. Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи. Характерным признаком тревоги является то, что она проявляется в сомнениях, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи - здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье;
- семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение;
- чувство вины. Индивид чувствует себя помехой для окружающих, виновником всех семейных неудач, склонен воспринимать поведение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, хотя в действительности оно таковым и не является. Это касается не только взрослых членов семьи, но и детей, так как они являются невольными участниками всех конфликтных ситуаций, происходящих в семье.
Таким образом, проанализировав определения семьи и ее функции, можно сказать, что в семье формируются - готовность к школе детей, и эмоциональные особенности детей, и с нарушением функций семьи у детей формируется снижение интеллекта и негативные эмоциональные особенности (развитие личности по невропатическому и психопатическому типу, проявление агрессивных тенденций, тревожности, эмоциональной незрелости).
Наиболее часто нарушения функций семьи, негативно влияющих на готовность к школе детей, происходят в неполных семьях.
Рассмотрим в следующем параграфе влияние полноты семьи на готовность к школе детей.

1.2 Психологические особенности детей в неполных семьях

На полноту семьи оказывают множество факторов, таких как: смерть одного из супругов, развод, и т.д.
Наиболее часто количество неполных семей пополняется с разводом супругов.
Проблема развода оказывает серьезное значение на готовность к школе ребенка.
В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак. В среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30% разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет [42].
Французский социолог Ф. Приу описала европейскую модель изменения семьи: [19, с.76]
- увеличение семей, живущих без официального оформления брака;
- официальное признание брака, для большего числа пар, не является необходимым условием при намерении завести детей;
- количество разводов и разрывов семейных отношений увеличивается;
- количество мужчин и женщин, вступающих в несколько следующих друг за другом союзов, увеличивается.
В России ситуация развода достаточно сложная. С одной стороны, отсутствие окончательного безбрачия и ранние браки говорят в пользу существования традиционной модели семьи, но с другой - ранние разводы и частные повторные браки приближают ее к европейской.
Развод не является одномоментным событием и имеет свои причины. Зацепин В.И. выделяет следующие причины разводов: [22, с.62]
- укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;
- ориентация при создании семьи на личное счастье, на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;
- недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;
- разрушение семьи в жертву случайной связи.
По мнению Ильина Е.П. основные условия, предопределяющие развод, - это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин [23, с.273].Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей анонимной, у них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге.
Важным условием исследования является принцип не тождественности мотивов развода его причинам. Выделяют следующие мотивы разводов: [23, с.276]
- отсутствие общих взглядов и интересов;
- несовместимость характеров;
- нарушение супружеской верности;
- отсутствие или утрата чувства любви;
- любовь к другому человеку;
- легкомысленное отношение к супружеским обязанностям;
- плохие отношения с родителями;
- пьянство (алкоголизм) супруга;
- отсутствие нормальных жилищных условий;
- половая неудовлетворенность.
Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не удовлетворены в данном брачном союзе.
Рассмотрим факторы влияния развода на подготовку к школе ребенка. Отношение исследователей к данной проблеме неоднозначно. Так, сторонник «теории привязанности» П. Криттенден, уделяющий особое внимание взаимоотношениям ребенка с матерью, считает, что развод для детей не имеет большого значения, поскольку большая доля ухода за детьми даже в полных семьях обеспечивается не отцом, а матерью. Отцу, как правило, остаются игры и развлечения. [24, с.13]
Другие исследователи считают иначе, так Г. Фигдор говорит о том, что воздействие развода на ребенка может оказаться даже более значительным, чем смерть родителей. Под разводом обычно понимается тот момент, когда супруги прекращают совместное проживание и один из них уходит из дому [5, с.43]. Однако более точно было бы представлять развод как процесс, который начинается задолго до разрыва. Во многих случаях это довольно продолжительный период конфликта между супругами.
Ученные высказывают предположение, что................