Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Курсовые работы > Курсовые работы по психологии > Семейные отношения
Семейные отношения

Тема курсовой работы: Семейные отношения

500 ₽
Купить за 500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2013
Количество страниц: 34
Оценка: отлично
Дата публикации: 03.10.2019
Количество просмотров: 239
Рейтинг работы:
Описание работы

Курсовая работа

 

 

 По  Теме: «Семейные отношения»

 

 

 

 

 

 

                                                                                   
Выполнила студентка:

4
курса, группа ЗСП-104

                                                                             __________________

 

                                                                                      Проверил  

                                                                                      Канд.п. наук _________

 

 

 

 

 

 

Ижевск
2013

 

 

                                   Содержание    
                       
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Основные теоретические аспекты семейных отношений           
1.1.Понятие брака,  ресурсы брачных отношений. …………………....7    1.2. Семья как целостная система....................................................................12
Глава 2. Подготовка к семейной жизни..........................................................15
2.1. Устойчивость семейно-брачных отношений...........................................21
2.2. Сплоченность, функции и структура семьи............................................ 27
Заключение.........................................................................................................32
Список литературы............................................................................................34
                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
             В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые партнеры поведения.
Цель работы – особенность готовности к браку современной молодёжи является: неадекватность ролевых ожиданий будущих супругов, потребительская нереалистичность.
Задачи:
1. изучить теоретические аспекты брачных отношений, функции и структуру семьи.
И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы. Но сейчас такое время, когда  большинство молодёжи вступают в брак, не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и  делают это без согласия  родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.
С теоретической точки зрения объективно-дистантное рассмотрение брака не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий
«зер­кало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов при­водит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепок брак — крепка держава» и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не прихо­дится, то, что сто­ило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное плава­ние.
             Только начиная с 60-х 70-х годов брак и семья стали предметом специального исследования многих дисциплин в том числе – психологии. В нашей стране проблемы семьи изначально привлекали внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний или в связи с проблемами семейного воспитания. Особенно остро стоят вопросы по поводу того, как человеку преодолеть свое одиночество, приобрести устойчивый, гармоничный союз (отношения) с другим человеком, и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни. [18]  
Лучше всего это выразил С.Л. Рубинштейн: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину».
Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Семья — малая
социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на
супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой,
родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Это
определение семьи, основанное, на первый взгляд, на внешних и психологичных
критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющих
принципиальное, ключевое для понимания закономерностей функционирования семьи
значение.
[2]

Во-первых,
понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность
функционирования семьи в зависимость от решения проблем внутригрупповой
коммуникации, т. е. общения между членами семьи, распределения власти и
лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения
отношений семьи с ее социальным окружением — с прародительской семьей и т. д.
Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения
семьи как социальной системы.

Во-вторых,
особый характер семьи как малой социальной группы состоит в аффективной
интенсивности, эмоциональной “перенасыщенности” отношений между членами семьи,
где на одном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом —
отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.

Семья —
важнейший фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный
тон мироощущения личности.

Приведенное определение семьи
содержит также указание на структуру семьи, ее состав — это два поколения:
супруги, как “архитекторы семьи”, и их дети, такие же, как и родители,
равноправные участники и “строители” семьи. И. С. Кон провел анализ работ,
посвященных проблеме культуральных и исторических особенностей семьи, ее
развития в ходе прогрессивного исторического развития общества с целью
выделения критериев, позволяющих отличить собственно семью от группы,
включающей несколько генераций, в том числе и объединенных родственными узами,
т. е. от “не-семьи”.

Вывод, к
которому пришел исследователь, оказывается весьма прозаичным: критерием
дифференциации семьи от “не-семьи” является совместное проживание и ведение
совместного хозяйства. Именно этот признак принят обществом для спецификации
семьи как социального института, который, хотя и приобретает качественно
своеобразные формы на каждом из этапов исторического развития общества, но
вместе с тем сохраняет известную стабильность структурно-функциональных
характеристик семьи.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Глава 1. Основные теоретические аспекты семейных отношений
1.1.Понятие брака, ресурсы брачных отношений.

В современном мире понятие отношений используется во многих сферах
жизнедеятельности человека. Отношения бесконечно разнообразны. Под этим термином понимается - субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. Выделяют отношения пространственные, временные, причинно -следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания.
Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в совместной деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения [10]:
1.на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные,
групповые и семейные;
2.на уровне занятых некой деятельностью - отношения производственные,
учебные;
3.на уровне взаимосвязей между людьми в группах – межличностные отношения;
4. отношения внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки человека по отношению к себе.
При рассмотрении типов отношений возникает вопрос: «К какому типу отношений можно отнести брачные отношения? К межличностным или к отношениям на уровне социальных общностей»? Если рассматривать брачные отношения как межличностные, то можно сказать, что это субъективные переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний в ходе совместной деятельности и общении. Это некоторая система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.[11]
Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:
1. Регулирование личных половых отношений.
2. Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и
общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.
Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю.
Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой.
Современная семья — семья второй половины нашего века — все более утверждает себя в качестве “психотерапевтического союза”. Предназначение семьи все в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и самореализации личности как для супругов, так и для детей.[4]
Таким образом, делая выводы из вышесказанного, брачные отношения можно выделить в особую группу отношений, которые могут характеризоваться и первым и вторым типами отношений.
Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь.
А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности», а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности за здоровье детей, их воспитание».
Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознанности, варьируя в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательных мотивов. Наконец, мотивы могут реализовать направленность на достижение и направленность на избегание.[11] Например, мотивом заключения брака может стать мотив быть рядом с любимым человеком, стать ему нужным (мотив, направленный на достижение) и соответствующий ему мотив избегания одиночества. Мотивы заключения брака реализуют жизненно значимые отношение личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей, отраженных в известной пирамиде А. Маслоу. Наиболее значимыми являются мотивы:
1) мотивы, реализующие потребность любить самому и быть любимым партнером;
2) самоутверждения и самореализации (в том числе, мотив социального утверждение и статусного утверждения). Примером такого мотива может стать стремление молодого человека уйти из-под опеки родителей посредством создания собственной семьи;
3) мотивы, удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, где партнер выступает своеобразным заместителем родителя;
4) мотивы, реализующие потребность в аффилиации;
5) мотив самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым другим;
6) мотив продолжения рода и стремление к реализации роли родителя;
7) сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения;
8) прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения как собственного, так и прародительской семьи с помощью партнера).
Очевидно, что степень адекватности перечисленных мотивов цели создания гармоничной семьи далеко не равнозначна, и судьба вновь созданной семьи в значительной степени, хотя и не фатально, определяется содержанием мотивации заключения брака. Важность соотношения мотивации брака при выборе брачного партнера подчеркивают ряд исследователей (Д. Майерс, 1999, В. Ф. Моргун, 1985).
Ресурс - это то, что уже имеется в брачных отношениях, то, что позволяет строить их межличностные взаимоотношения и то, что может предопределить перспективы развития брачных отношений. То есть это тот набор, который состоит: из выработанных стереотипных реакций, приобретенных в системе своей семьи и скорректированные влиянием референтной группы, физическим и психологическим здоровьем, физическим возрастом, временной длительностью брачных отношений, правилами сексуальных отношений, отношением детей к родителям, и многое другое, независимо от того какая это семья, но ресурсами семья обладает во всех случаях. Сами супруги, пожалуй, могут и не осознавать, всех граней своих ресурсов, поэтому задача психотерапевта изучить имеющиеся ресурсы брачных отношений и в соответствии с этим выстроить концепцию перспектив развития брачных отношений.
В процессе брачных отношений ресурс может изменяться в том или ином качестве, например либо истощаться, либо пополняться, обновляться. И, как правило, перспективы брачных отношений напрямую связаны с ресурсами, а именно с качеством изменения ресурса.
Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой
жизненный цикл. Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, является некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие как брак, изменение физического возраста и соответственные изменения стадий психического развития. Как любое другое развитие, брачные отношения претерпевает в процессе развития периоды: кризиса и стабилизации отношений.[14]
Брачные ресурсы и перспективы развития рассматриваются многими теоретическими направлениями, но все соглашаются с тем, что брачные ресурсы претерпевают изменения в процессе прохождения жизненного цикла семьи и стратегия построения перспектив развития брачных отношений будут четко определены, если можно будет определить имеющиеся ресурсы, их качество на определенных этапах развития семьи.[11]

1.2. Семья как целостная система

В рамках системного подхода (S. Minuchin, 1974; В. Сатир, 1992; Olson D., 1993) семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Понятие границы семейной системы определяет взаимоотношения между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы) (S. Minuchin, 1974).[10]
Семья включает две основные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему родительско-детских отношений. Между супружеской и родительско-детской подсистемой существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. В случае, когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер). Степень жесткости/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной системы и каждой из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи и вновь возникающим функциям семьи. Подвижность и гибкость границ семейной системы является важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адаптивной перестройки семейного руководства, правил, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения.
Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи включают объективные, субъективные и интегральные характеристики.[18]
Объективные характеристики функционирования семьи

Купить за 500 ₽