или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 104 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 16.02.2016 |
Количество просмотров: | 403 |
Рейтинг работы: |
Содержание
введение |
5 |
|
|
Глава 1 Теоретические основы анализа проблемы научной организации учебной деятельности студентов |
9 |
1.1 Исторический анализ сущностной характеристики научной организации труда. |
9 |
1.2 Компоненты и технология научной организации учебной деятельности студентов. |
20 |
1.3 Психолого-педагогические условия формирования научной организации учебной деятельности в практике учебно-воспитательного процесса вуза. |
33 |
|
|
Глава 2 Экспериментальное исследование динамики сформированности компонентов научной организации учебной деятельности студентов в условиях вузовского обучения |
42 |
2.1 Организация и методы исследования. |
42 |
2.2 Результаты исследования динамики сформированности компонентов научной организации учебной деятельности студентов гуманитарного факультета. |
48 |
2.3 Практические рекомендации для преподавателей и студентов по научной организации учебной деятельности. |
61 |
|
|
Заключение |
80 |
|
|
Список литературы и других использованнЫХ источников |
82 |
|
|
ПриложениЯ |
88 |
(фрагменты работы)
Актуальность исследования. Актуальность проблемы научной организации учебной деятельности студентов вуза объясняется многими причинами. В условиях бурного развития науки и техники, непрерывного технического переоснащения производства наиболее важное значение приобретает творческая активность самого специалиста, умение его с глубоким знанием дела подходить к решению задач, поставленных научно-техническим прогрессом. В современных же условиях нередко выпускник с только что полученным дипломом о высшем образовании приходит на объект своей работы и в растерянности останавливается перед новым, неизвестным ему оборудованием, а то, с которым он был знаком 3-4 года назад во время производственной практики, уже обновлено. Следовательно, сам ход исторического развития, современный рост научной и учебной информации, необходимость ее постоянного обновления настоятельно выдвигают задачу совершенствования организации учебной деятельности студентов, усиления в ней творческих начал. Это в свою очередь вызывает постоянную потребность в создании нового эталона молодого специалиста, выдвигает новые требования к его подготовке. Организационные формы и методы обучения не всегда удовлетворяют современным требованиям. Вот почему проблема научной организации учебной деятельности студентов в учебно-воспитательном процессе – это не модный лозунг, а одна из важнейших современных проблем педагогики высшей школы, поставленных самой жизнью.
Одним из условий эффективной организации учебной деятельности в системе высшего профессионального образования является изучение исходного уровня сформированности данной деятельности у студентов. Изучение учебных умений, складывающихся у учащихся к началу обучения в вузе, позволяет конкретизировать и эмпирически обосновать основные задачи целенаправленного формирования учебной деятельности в студенческом возрасте, определить материал, наиболее актуальный для обучаемых и требующий особенно интенсивной и длительной проработки, а также оптимальные формы и методы обучения студентов учебной деятельности.
Идея о том, что система организованного обучения должна вооружить учащихся не только знаниями того или иного предмета, но и способами эффективного усвоения этих знаний, не является принципиально новой для педагогической психологии, в частности, для психологии и педагогики высшей школы. Она формулируется и обсуждается в контексте проблем активизации познавательной деятельности студентов, организации их самостоятельной работы, адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Однако современные требования к качеству учебных умений студентов, а также необходимость подготовки специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи на практике, приводят к пересмотру взглядов на процесс вузовской подготовки специалистов, делая упор на обучение способам решения учебных задач на профессиональном материале.
Важное научное и государственное значение проблемы совершенствования учебной деятельности студентов, острая потребность высшей школы в научно обоснованных рекомендациях обусловили тему настоящей работы, ее структуру и содержание.
Цель исследования обосновать психолого-педагогические условия научной организации учебной деятельности студентов в системе высшего профессионального образования.
Объект исследования – учебная деятельность студентов вуза.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность научной организации учебной деятельности студентов.
Гипотеза исследования: процесс формирования научной организации учебной деятельности студентов будет протекать эффективнее, если будут созданы и соблюдены следующие психолого-педагогические условия:
- научная организация учебной деятельности студента (НОУДС) будет рассматриваться как процесс совершенствования организации и самоорганизации учебного труда на основе изучения индивидуально-психологических свойств и качеств личности обучающегося;
- НОУДС будет базироваться на соблюдении определенных гигиенических, психологических, эргономических, материальных и физических условий;
- НОУДС будет активно влиять на саморазвитие, самооценку, самообразование, самоорганизацию, самоконтроль студентов высшего учебного заведения;
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть существующие в психолого-педагогической науке теоретические подходы к проблеме научной организации труды в системе высшего профессионального образования;
2. Раскрыть содержательные компоненты НОУД студентов вуза;
3. Обосновать психолого-педагогические условия научной организации учебной деятельности студентов в системе высшего профессионального образования;
4. Апробировать компоненты НОУДС в учебном процессе гуманитарного факультета НГГТИ.
Теоретико-методологической основой исследования выступили: психологическая теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин), теория личностно-ориентированного образования (А. А. Вербицкий, И. Д. Демакова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), дидактическая концепция самообразования личности (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин), теоретические и дидактические основы формирования общих учебных умений
(Ю. К. Бабанский, С. Г. Воровщиков, А. Т. Глазунов, Н. А. Лошкарева,
В. Ф. Паламарчук, Д. В. Татьянченко, и другие), положения возрастной психологии, раскрывающие закономерности и принципы развития в юношеском возрасте (И. В. Дубровина, А. В. Захарова, Д. И. Фельдштейн), идеи модернизации профессионального образования (С. Я. Батышев, Г. В. Мухаметзянова, Н. Д. Никандров, A. M. Новиков), основы компетентностного подхода к содержанию образования (И. А. Зимняя, В. В. Краевский, А. В. Хуторской).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
- педагогические (изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности студентов);
- эмпирические (включенное наблюдение, собеседование, тестирование, метод экспертных оценок).
Практическая значимость работы выразилась в том, что содержащиеся в ней теоретические обоснования психолого-педагогических условий создают предпосылки для практического решения проблемы формирования научной организации учебной деятельности студентов в системе высшего профессионального образования; способствуют эффективной организации студентами собственной учебно-познавательной деятельности и формированию на этой основе ключевых компетенций.
Структура выпускной квалификационной работы. Бакалаврская работа состоит из введения, 2-х глав, 6-ти параграфов, заключения, списка литературы и других использованных источников и приложений.
Похожие работы