или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Вузы города Омск > Омский государственный педагогический университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Социальная работа |
Год сдачи: | 2013 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 11.01.2013 |
Количество просмотров: | 517 |
Рейтинг работы: |
В современном мире социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период.
Социальная работа - это особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению способностей людей к социальному функционированию. Она направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Цели социальной работы, независимо от модели теоретического обоснования и практики, связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиента. Круг задач социальной работы со всей определенностью показывает, что они включают в себя широкий диапазон тех навыков и умений, которые потребуются специалистам в их практической деятельности. Задачи, роли, функции и обязанности специалиста социальной сферы не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить умения, желания идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им. Коммуникация выступает как одна из главных ролей в деятельности специалиста по социальной работе.
На сегодняшний день теория коммуникации становится объектом исследования различных социальных, политологических, философских, психологических, лингвистических, социологических, культурологических и других наук. При решении стоящих перед ними проблем, данные науки прямо или косвенно затрагивают все формы и виды общественных отношений и деятельности людей. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым. Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности, но и возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, современных изменений в социально-коммуникативной сфере.
Специфика социальной работы направлена на рассмотрение всех форм и видов общественных отношений. Выявление и решение социальных проблем осуществляется, прежде всего, посредством установления социальных контактов с гражданами и социальными группами, которые нуждаются в помощи, что требует, в свою очередь, высокоразвитых коммуникативных способностей у специалиста социальной сферы. Профессиональное владение навыками общения на всех этапах технологического процесса является непременным условием успешной деятельности специалиста социальной работы. Коммуникативными навыками специалист пользуется на всех уровнях профессиональной социальной работы, как при контактной работе на индивидуально-личностном и групповом уровнях, так и на бесконтактном уровне организационной социальной работы. Ключевые навыки социальной работы основаны на ценностях и знаниях, в частности на таких как умение общаться с людьми, переживающими несчастье, умение устанавливать с клиентами хорошие личные и одновременно профессиональные отношения, умение помогать людям устанавливать контакты с существующими системами и создавать новые, если это необходимо.
Таким образом, профессию специалиста социальной работы можно назвать коммуникативной, поскольку практическая деятельность специалиста подразумевает общение, и успех этой деятельности в значительной мере зависит от коммуникативной компетентности специалиста.
Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.
Кроме того, расширение поля общения увеличивает психологические нагрузки и создает напряженность в процессе общения. Высокий уровень коммуникативной компетентности защищает специалиста от данных нагрузок и способствует интенсивному межличностному общению.
Формирование коммуникативной компетентности специалиста является актуальной проблемой социальной работы, решение которой имеет важное значение. Непременным признаком профессиональной компетентности специалиста в системе социальной работы выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности.
Задача будущего специалиста социальной работы состоит в том, чтобы повысить уровень коммуникативной компетентности в своей профессиональной деятельности. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах социальной сферы, способных быстро принимать решения и четко оценивать различные аспекты любых ситуаций.
Исследование коммуникативной сферы специалистов и проблема повышения уровня коммуникативной компетентности нашла свое отражение в работах известных философов, педагогов и психологов А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.В. Мудрика, Б.Ф. Ломова, М.А. Василика, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Шишкина, М.С.Кагана, С.В. Кондратьевой, Л.И. Новиковой, В.В. Давыдова и других.
Цель данной выпускной квалификационной работы: определить особенности развития коммуникативной компетентности специалистов в системе социальной работе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социально – психологическую, социально – педагогическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать основные виды коммуникации специалистов социальной работы.
3. Определить уровень коммуникативной компетентности специалистов в системе социальной работы.
4. Разработать программу развития коммуникативной компетентности специалистов в системе социальной работы.
Объектом данной работы является деятельность специалистов в системе социальной работы, предметом является коммуникативная компетентность специалистов в системе социальной работы.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетентности в системе социальной работы обусловлено включением специалистов в специально организованную учебно-творческую групповую деятельность, направленную на развитие способностей к инновационной деятельности, формирование общей и профессиональной компетентности, повышение коммуникативного мастерства.
Похожие работы