или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Московский педагогический государственный университет (МПГУ) > Филологический факультет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Журналистика |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 137 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 18.12.2013 |
Количество просмотров: | 487 |
Рейтинг работы: |
Основная цель работы — всесторонний анализ особенностей современного функционирования научно-популярной прессы.
Обозначенная основная цель предопределила ряд частных задач, решаемых в настоящем исследовании:
рассмотреть развитие научного знания в сравнении с развитием научно-популярной периодики;
выявить особенности эволюции научно-популярной прессы;
проанализировать парадигму читательского спроса на научно-популярную информацию;
выявить основные аспекты развития спроса на научпоп;
рассмотреть рынок современных научно-популярных изданий, их типологию и особенности;
определить и охарактеризовать современных популяризаторов науки;
выявить особенности научно-популярных журналов, текстов и жанров 1985 года и сравнить данные с 2012 годом;
проанализировать предпочтения современного читателя.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что она формирует представления о предпосылках возникновения, эволюции и тенденциях развития научно-популярных газет и журналов.
А практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы издателями научно-популярных СМИ для моделирования эффективной редакционной политики, а также преподавателями и студентами направления «Журналистика» для организации аудиторной и самостоятельной работы.
(фрагменты работы)
Особо интересен еще и тот факт, что научно-популярные СМИ не только однобоко освещают науку, но и не раскрывают самые важные научные открытия, часто выбирая тему для материала спонтанно и неосознанно. Это хорошо демонстрирует исследование журнала Science, проведенное в 2009 году. В нем составлен рейтинг 10 важнейших научных открытий и количество их упоминаний в российских СМИ. Данный рейтинг представлен в таблице 2.
Таблица 2
Место в рейтинге Научное событие Кол-во упоминаний
1 Обнаружение скелета девушки Арди, которая предположительно является самым старым предком человека 674
2 Открытие новых пульсаров 1 161
3 Обнаружение воды на Луне 10 344
4 Ремонт «Хаббла» 2 762
5 Открытие монополя 223
6 Первые фотографии химической реакции 75
7 Применение метода коммерческого производства графеновых транзисторов 0
8 Эксперименты по генной терапии - крысам удалось продлить жизнь на 10% 837
9 Появление новых способов борьбы с засухой 3 587
10 Изучение и использование стволовых клеток, а также синтез новых противоопухолевых препаратов и поиск новых методов борьбы с раком 6 563
Как мы видим, не все выдающиеся открытия были широко освещены, некоторые даже не удостоились внимания. Это в свою очередь означает, что реальная наука перестала освещаться, и как следствие, потребности читателей в понимании быстроразвивающегося мира не удовлетворяются. Подобный вывод можно также сделать сопоставив опрос ВЦИОМ об интересе читателей к той или иной научной сфере и данные аналитической компании Scemago Research Group о количестве российских публикаций, посвященных научным дисциплинам.
Так, по данным социологов ВЦИОМ от 2011 года наибольший интерес у россиян вызывают Hi-Tech технологии (43%) и достижения в сфере медицины (40%). На третьей позиции закрепились достижения в IT-сфере (24%). Астрономия и освоение космоса интересует 18% участников опроса. 15% просматривают новости психологии, 13% - биологии. В перечень также вошли экономические науки (9%). По 7% набрали физика, социология, политология.
Если сравнить эти цифры с упоминаемостью данных научных сфер в научно-популярной прессе (тоже 2011 года), становится понятным тот факт, что запросы большинства читателей не удовлетворяются. Из общего потока научно-популярных публикаций в прессе, 22% информации приходится на физику и астрономию (учитывая их последние достижения), 15% - на историю и археологию, 13% - на химию, 9% - на прикладную науку, по 8% получают внимание биология, математика и инженерия, 7% досталось географии и наукам о Земле, 5% получает медицина. Что касается социальных наук, экономики и IT, то на них приходится менее 5% от общего объема информации. Столь любимая многим тема Hi-Tech довольно широко представлена в СМИ, но только не в виде науки. Чаще всего о новинках пишут как о товаре, а не как о достижении, поэтому Hi-Tech и IT часто уходят в ненавязчивую рекламу, в то время как их ждут совсем в другой сфере.
Таким образом, за последнее время, классический научпоп вытесняется с рынка, но образовавшаяся новая научно-популярная журналистика пока не приспособилась к спросу читателей, не сумев разработать грамотное читательское предложения.
Похожие работы