Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Другие типы работ > Другие типы работ по языкознанию и филологии > ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА НОСИТЕЛЯМИ ФРАНЦУЗСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НА М
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА НОСИТЕЛЯМИ ФРАНЦУЗСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НА М

Тема работы: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА НОСИТЕЛЯМИ ФРАНЦУЗСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НА М

750 ₽
Купить за 750 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Другие типы работ
Категория: Языкознание и филология
Оценка: 5
Дата публикации: 26.06.2013
Количество просмотров: 1082
Рейтинг работы:
Описание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Изучение процессов отражения цветовых ощущений в языке
1.1 Цветовое зрение
1.2 Цветовая символика. Психология восприятия цвета
1.3 Способы обозначения цвета в языке и цветовое пространство языковой общности
Выводы к главе 1
6
6
10

18
26
Глава 2. Сравнительный анализ цветовых эталонов в русском и французском языках
2.1 Контрастивный анализ словарных толкований ядерных цветов в русском и французском языках
2.2 Соответствие цветовых оттенков в русском и французском языках
Выводы к главе 2
27

27

43
49

Заключение
50
Научная и справочная литература 53

ВВЕДЕНИЕ

Цвет всегда занимал неотъемлемое место в жизни человека. Феномен «цвет» интересовал очень многих ученых и исследователей и рассматривался с разных точек зрения. Поэтому в настоящее время существует огромный список работ по изучению цвета, как зарубежных, так и отечественных авто¬ров (Б. А. Базыма, Р. М. Фрумкина, Н. Б. Бахилина, Н. В. Серов, М. Люшер, Б Бренд, П. Кей и др.), что свидетельствует о стремлении исследователей изучить явление, которое формирует мироощущение людей. Данная работа направленна на изучение причин порождения и восприятия речевых единиц, содержащих компонент цвета, на материале французского и русского языков. Также в работе поднимаются вопросы по исследованию физического и психо-логического восприятия цвета, то есть исследование цветофразеологизмов на различных уровнях осознаваемости современных носителей французского и русского языков.
Актуальность работы обусловлена тем, что несмотря на существование многочисленной литературы, касающейся проблематики цветообозначений разных культур, отсутствует четкая граница между универсальным и идиоэт¬ническим компонентами имен цвета. Нужно также отметить, что фразеологические единицы с компонентом цвета активно используются в повседневной и литературной речи современных французского и русского языков. Необходимо полноценное изучение национальных особенностей цве¬тообозначений, поскольку это способствует лучшему взаимопониманию представителей двух языков, ввиду развития межкультурной коммуникации.
Объектом исследования являются фразеологические единицы и устойчивые выражения с компонентом базовых цветов в русском и француз¬ском языках.
Предметом исследования выступает содержание фразеологизмов с компонентом базовых цветов в русском и французском языках.
Цель данной работы заключается в исследовании причин порождения и восприятия цветофразеологизмов представителями рассматриваемых языков, а также в сравнении содержания фразеологических единиц с компонентом цвета для выявления их национальных и универсальных характеристик.
Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач:
• Изучить физические и психологические процессы, которые способству¬ют формированию цветовых ощущений, отражаемых в языке;
• Рассмотреть способы обозначения цвета в языке, а также определить цветовое пространство исследуемых языков;
• Исследовать лексико-семантические варианты базовых цветообозначе¬ний по данным толковых словарей русского и французского языков для выявления их коннотативного значения;
• Определить универсальные и национально-специфические особенно-сти рассматриваемых цветообозначений.
Основными методами исследования выступают: метод сравнительного анализа; метод фразеологической идентификации; дефиниционный анализ. Также, необходимо отметить, что в качестве материала исследования использовались лексические и фразеологические словари; были изучены публикации и статьи, посвященные психолингвистическим особенностям восприятия цвета.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка науч¬ной и справочной литературы и приложения. В первой главе рассматривают¬ся физические и психологические предпосылки формирования цветового образа, а также о способах отражения этого образа в языке, что, в свою очередь, формирует цветовое пространство языковой общности. Также большое внимание уделяется символике цвета, которая объединяет объекты, имеющие сходный эмоциональный тон, помогает упорядочить их, построить простые обобщения и выделить некоторые закономерности, позволяющие людям ориентироваться в этом мире. Вторая глава посвящена изучению и анализу словарных толкований ядерных цветов в русском и французском языках; проводится сравнение базовых цветообозначений, в также их цветовых вариантов.
Необходимо подчеркнуть, что цвет — это неотделимый компонент жиз¬ни человека, позволяющий ему воспринимать и познавать мир во всем его цветовом многообразии. Цвет является тем элементом окружающей человека действительности, который при глубоком его познании, дает возможность увидеть окружающую среду как совокупность физически и духовно наполненных реальных и материальных объектов. Система цветопредставле¬ний человечества основана на синтетическом опыте, объединяющем внешнюю информацию о цвете и внутренние психофизиологические установки. Однако, нужно отметить, что в разных странах по-разному будет восприниматься один и тот же цвет, поскольку цветовые предпочтения во многом обусловливаются географическим расположением определенной страны, национальностью, а также местным колоритом. Отсюда внутренние психофизиологические установки «трансформируются в оттенках, насыщен¬ностях, предпочитаемых контрастах» [5, с. 180]. Так, например, человек пустыни и житель северных стран предпочтут разные по тональности цветовые сочетания. В то же время, существуют некие универсальные смыслы, понятия, обозначения, связанные, главным образом, с базовым цве¬тами, к которым относятся цвета радуги, а также неспектральные и ахроматические цвета (белый, черный, серый, розовый и коричневый). Важно отметить, что цвет является одним из основных элементов, формирующих национальное самосознание. Он играет роль «своеобразного языка, способа выражения мыслей народа, его отношения к реальности и эстетическим идеа¬лам, а также участвует в формировании предметных определений не только материальной, но и духовной культуры и идеологии»

Купить за 750 ₽