или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Нижний Новгород > Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Детская психология, Психология |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 66 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 22.02.2019 |
Количество просмотров: | 295 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретические аспекты подготовки детей к школе. . . . . .. . . . . .6
1.1. Изучение и анализ исследований зарубежных и отечественных ученых по подготовке ребёнка к школе.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Психологическая характеристика детей, поступающих в школу. . . . . . 9
1.3. Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Выводы по I главе. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .19
Глава II. Эмпирическое исследование по готовности детей к обучению в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.1. Процедура и методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2. Результаты исследования и их интерпретация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Выводы по II главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Приложения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
1. Иллюстрации к тесту «Сравни картинки». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
2. Иллюстрации к тесту «Что неправильно?». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
3. Образец к тесту «Раскрась картинку». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .48
4.Комплекс занятий на развитие готовности к школе детей старшего дошкольного
возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
5. Работы детей к тесту «Раскрась картинку». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
(фрагменты работы)
Введение.
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
По мнению Л.С. Выготского «Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой - то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой - то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой.» [6,с 98]
Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психо¬логических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими ин¬теллектуальными возможностями ребенка и специфиче¬ски «дошкольными» способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обуче¬нию, но и требует этого.
Это противоречие распространяется и на другие сфе¬ры личности.
В этом возрасте ребенок стремится к са¬моутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сфе¬ры жизни, прежде недоступные ребенку. Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней.
Важной особенностью психического развития стар¬шего дошкольника является обостренная чувствитель¬ность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравст¬венно-психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и спо¬собами систематического обучения, а также в процессе освоения грамоты. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. [2,с 77]
Исходя из вышесказанного, становится понятным, что целенаправленное педагогическое воздействие явля¬ется в этот период определяющим фактором психиче¬ского развития детей. Успехи шестилетнего ребенка в школе будут во мно¬гом определяться его готовностью к ней.
Однако необходима и психологическая го¬товность, определяемая той системой требований, кото¬рую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), с изменением социальной пози¬ции ребенка в обществе, а также со спецификой учеб¬ной деятельности в младшем школьном возрасте.
Актуальность темы вызвана тем, что в связи с введением ФГОС нового поколения в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Поэтому важнейшей задачей является всестороннее развитие личности ребёнка, подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения приводят к поискам новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема школьной зрелости, как готовности организма ребёнка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, этим и обусловлен выбор темы курсового исследования.
Цель курсовой работы: исследовать проблему психологической готовности к школе в контексте возрастной психологии.
Для достижения заявленной цели в работе решаются задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Познакомиться с общей психологической характеристикой детей, поступающих в школу.
3. Разобрать компоненты психологической готовности ребёнка к школе.
4. Исследовать уровень подготовленности детей к школе.
5. Кратко обобщить результаты исследования.
Гипотеза исследования психологической готовности к школе заключается в том, что необходимый уровень развития ребенка формируется к старшему дошкольному возрасту и определяется следующими показателями: психомоторным (функциональным), интеллектуальным, эмоционально-волевым, мотивационным, личностным и социально-психологическим. Для того чтобы ребенок был готов к школьному обучению, необходимо, чтобы каждый из названных компонентов был достаточно развит.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад.
Предмет исследования - уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, тестирование, беседы с детьми старшего дошкольного возраста детского сада, математическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования. Обобщены концепции о психологической готовности к школе, в исследовании последовательно применён системный подход, позволивший выявить особенности детей дошкольного возраста в контекст понятия «психологическая готовность к школе».
Практическая значимость. Работа опирается на широкий круг источников, охватывая, – как труды классиков, так и научные статьи из современной периодики и ее материалы, выводы могут быть использованы для повышения знаний педагогов дошкольных образовательных учреждений, родителей.
Похожие работы