или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ) > Факультет педагогики и методики дошкольного образования |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2013 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 09.01.2013 |
Количество просмотров: | 1181 |
Рейтинг работы: |
РОЛЬ АППЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
(выпускная квалификационная работа)
Оглавление
Введение …………………………….3
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития детского изобразительного творчества средствами аппликации……………………………………………………7
1.1Развитие изобразительных способностей и творчества у детей дошкольного
возраста……………………………………………………………………………………7
1.1.1 Определение понятия способностей……………………………………………….7
1.1.2 Этапы развития изобразительных способностей …………………………….9
1.1.3 Особенности творческой изобразительной деятельности дошкольников………..14
1.1.4 Зависимость развития способностей и творчества от обучения ………………..22
1.2 Понятие об аппликации…………………………………………………………25
1.3 Роль аппликации в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………….31
1.4 Способы выполнения аппликации…………………………………………….35
2 Опытно- практическая работа по изучению роли аппликации в творческом развитии дошкольников……………………………………………………………41
2.1 Выявление проявлений творчества в работах детей по аппликации………41
2.2 Развитие творчества у дошкольников, используя различные способы аппликации…………………………………………………………………………45
2.3 Выявление влияния различных способов аппликации на развитие
творчества дошкольников……………………………………………………….. 49
Заключение…………………………………………………………………………… 51
Список использованной литературы………………………………………………… 53
Приложения
Приложение А «Анкета для родителей»…………………………………………… 55
Приложение Б «Детские работы»………………………………………………… 56
Приложение В «Конспекты занятий»……………………………………….…… 57
Приложение Г « Авторские работы»…………………………………………..... 58
(фрагменты работы)
Автореферат
Уважаемый Председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые присутствующие, позвольте представить вашему вниманию основные положения и результаты исследования на тему
Роль аппликации в развитии творческих способностей дошкольников
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Объектной областью исследования выбрали методику изобразительной деятельности.
В изобразительной деятельности выделяются три ее вида. Это рисование, лепка и аппликация.
Объектом исследования будет являться аппликация, как один из видов изобразительной деятельности, способствующий развитию творческих способностей дошкольников.
Занятия аппликацией создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, развивают творческие способности. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия аппликацией. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить свои творческие способности без какого бы то ни было давления со стороны.
Предметом исследования будут способы выполнения аппликации, позволяющие раскрыть творческие способности ребенка. По способу выполнения аппликации, различают плоскостную аппликацию и объемную.
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых, нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала, что это не всегда так. Сформулируем проблему и гипотезу
проблема: зависит ли развитие творческих способностей у дошкольников от использования детьми различных способов аппликации и какой из них самый эффективный.
гипотеза: Если при работе с детьми использовать разные способы аппликации, то это будет способствовать
- развитию технических навыков работы с ножницами и различными материалами,
- проявлению творчества дошкольников.
Определили цель и поставили задачи.
цель: доказать, что если дети освоят разные способы аппликации, то это может способствовать появлению творческих моментов в работах дошкольников.
задачи
- познакомиться с психолого – педагогическими основами развития творческих способностей дошкольников
- рассмотреть понятие « аппликация», ее исторические корни
- выявить роль аппликации в творческом развитии детей
- изготовить образцы работ по аппликации, используя разные способы
В своей работе мы использовали методы исследования. Методы исследования
-изучение и анализ теоретической литературы;
-анализ и обобщение материала исследования;
-анкетирование родителей;
-беседа;
- анализ детских рисунков
ВКР является продолжением курсовой работы и носит опытно-практический характер.
Она состоит из двух глав.
В первой главе, мы рассматриваем роль аппликации в развитии творчества дошкольников и даем психолого-педагогическое обоснование этому. Но прежде всего, нужно привить детям умение правильно работать с ножницами, освоить технику и различные способы наклеивания, уметь подбирать материалы для составления аппликации. Дошкольники осваивают сначала плоскостной способ, затем более сложный – объемный, а затем , в процессе работы используют оба способа
Во второй главе, мы выявляем эффективность использования различных способов аппликации в развитии творчества дошкольников.
Базой опытно-практической работы является НДОУ «Ладушки», старшая группа.
Работа проходила в несколько этапов.
Этапы работы
- Выявление проявлений творчества в работах детей по аппликации
- Развитие творчества у дошкольников, используя различные способы
аппликации
- Выявление влияния различных способов аппликации на развитие
творчества дошкольников
На первом этапе мы провели беседу с воспитателем, с целью выяснить отношение детей к аппликации.
мы выяснили, что в группе есть необходимое оборудование для аппликации: ножницы, кисточки, салфетки, клеенки, дети умеют пользоваться ножницами и качество работ детей высокое.
Далее провели анкетирование родителей с целью выявления отношения их детей к аппликации.
Проанализировав ответы детей, мы выяснили, что из 10-ти детей 8 детей, любят заниматься аппликацией, что составляет 80%. Это можно представить в круговой диаграмме.
Круговая диаграмма
«Любит ли ваш ребенок заниматься аппликацией?»
Выяснилось, что дети любят выполнять аппликацию из различных материалов, но предпочитают работу с бумагой .
Затем изучили проявления творчества в детских работах
Для этого с детьми провели занятие на тему «Нарцисс». Провели большую предварительную работу. Подробно объяснили как выполнить работу. После объяснения поработали с образцом. Вспомнили с детьми какого цвета бывают нарциссы ( белые, желтые – разного тона). Обратили внимание, что такие полоски есть на подносах. Вспомнили как придавали объемность лепесткам ( закручивали на карандаш во внутрь – это молодой нарцисс, а если старый – в обратную сторону). Спросили детей, как можно расположить листочки, сколько можно их наклеить, как придать им объемность? Убрали образец и предложили выполнить работу по своему. Детские работы перед вами.
В работах детей очень мало творческих проявлений. Детям было очень трудно. Они не смогли даже полностью скопировать образец. Только двое детей проявили творчество в выборе цвета. Это еще раз подчеркивает, что нужна систематическая работа с детьми не только на занятиях, но и в свободное время.
Была спланирована работа по развитию творчества дошкольников, используя различные способы аппликации.
Проанализировав все работы детей, мы выяснили, что в основном они выполняют плоскостную аппликацию из геометрических фигур, очень мало работ объемного характера. Редко используется прием обрывания бумаги. В работах по замыслу отсутствуют работы, выполненные с использованием разных приемов вырезания: симметричное, вырезывание из бумаги сложенной гармошкой, силуэтное вырезывание
.Поэтому, в своей работе, мы сделали акцент на занятия, на которых используются различные способы выполнения аппликации. Были разработаны и проведены несколько таких занятий: «Корова на лугу», «Синички на дереве», «Осенний пейзаж», «Дома на улице», «В лес по грибы». Авторские работы перед вами
Анализируя работы детей, мы видим, что творческие проявления стали ярче и богаче. Дети используют в работе разные материалы и применяют различные способы наклеивания форм на бумагу.
Далее, с детьми было проведено еще одно занятие
Каждому ребенку был предоставлен необходимый материал и предложено выполнить аппликационную работу по замыслу на тему «Цветы маме». Детям предлагалось выбрать цветок (ромашка, василек, ноготки, астра, гвоздика и др.). Самостоятельно определиться в цветовом решении и пространственном положении на листе. Детские работы перед вами. В них появилось достаточное количество творческих проявлений: самостоятельное цветовое решение, объемность лепестков, стебля, листочков.
Таким образом, мы выходим на подтверждение гипотезы:
Если при работе с детьми использовать разные способы аппликации, то это будет способствовать
- развитию технических навыков работы с ножницами и различными материалами,
- проявлению творчества дошкольников.
Похожие работы